Семинар – консультация «Внутренний мир первоклассника»
Поведение ребенка в школе, его возможности адаптации и успешность обучения во многом определяются сформированностью позиций внутреннего мира.
Ребенок существо социальное,еще во чреве матери он запрограммирован на такую линию поведения, которая будет определяться не только врожденными качествами, не только влиянием учителя, а активностью самой личности, т.е его внутренним миром.
Первоклассник имеет уже свои устоявшиеся позиции, закрепить или изменить их учитель еще не может.
Что же это за позиции?
1. Социальная позиция « Школа – символ взрослости»
Для первоклассника школа не только смена учреждения и коллектива, это новая ступенька в социальном развитии. Уже у шестилетних детей символ школы вызывает массу положительных эмоций. У семилетних это положение меняется, это определяется зачастую неправильным поведением взрослых:
- Сколько тебе лет? Значит скоро в школу пойдешь. Молодец!
- Скоро в школу пойдешь, а до сих пор сидеть за столом не научилась.
- Вот пойдешь в школу, там тебе покажут.
- Ты же двух слов связать не умеешь. Как ты в школу пойдешь?
Если в школе эта позиция изменяется учителем, то происходит положительный сдвиг во внутреннем мире ребенка, а если она усугубляется, то мир первоклассника становится зыбким и неустойчивым – отсюда локальные нарушения в развитии личности: повышенная тревожность, демонстративность, гиперактивность, агрессивность, фрустрация, астения.
2 Адаптационная позиция.
Отрывок из книги Цукермана « Адаптация разносторонняя»
1 адаптация к новому режиму работы ( к учебным требованиям)
2 адаптация личностного поведения ( школьные правила и требования)
3 адаптация к сверстникам и учителю
Таким образом идет тройная адаптация: адаптация ума, поведения, отношений.
Зависит: - от темперамента
-от того посещал ли он детский сад
- от социальной позиции
- от отношений со сверстниками и учителем.
3. Оценочная позиция.
Исследования многих психологов доказали, что младший школьник стремится в процессе учебы не столько к получению знаний, сколько к отметкам (ибо они проявление внимания, показатель отношения к ним учителя).
Оценки первоклассников делятся на 3 вида:
- оценки внешние (оценка обстановки)
- учебные оценки ( учебной деятельности)
- личные оценки (оценки своих успехов и неудач)
Это показывает, как важно для первоклассников быть замеченными.
4. Сензитивная позиция.
Все первоклассники отличаются повышенной обостренной чувствительностью ( сензитивностью) Вот почему многие из них легко обижаются, плачут, впадают в депрессию и уже к концу первого класса начинают страдать психологическими синдромами: хронической неуспешности, ухода от деятельности, негативного самопредъявления, социальной дезориентации, которые в первую очередь сказываются на учебной деятельности и ее составляющих.
5. Физиологическая позиция.
Нет согласованности в работе процессов возбуждения и торможения (неуравновешенность)
Отсюда: -недостаточная точность и быстрота выполнения движений
- трудность завершения движений по сигналу
-трудность согласованной работы нескольких анализаторов ( зрительный – основной)
6. Психологическая позиция
Мечтательность, склонность к фантазии и хвастовству ( заканчивается сензитивный период развития воображения, идет подражание героям фильмов и книг) – основа марального развития детей.
7 Сенсорная позиция.
Целенаправленное восприятие учебной информации в зависимости от типа восприятия:
- учебный (предучебный0
-коммуникативный
- игровой тип восприятия
Разный тип восприятия требует своего подхода со стороны учителя и коррекции его.
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке