Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа по географии для учащихся 8 класса. Этнографические исследования Симонова

Беседа на тему: «Этнографические исследования Симонова И. М.(жизнь и быт населения Бразилии, Австралии, Новой Зеландии и островов Тихого океана)"
Авторы: Гилязова Эльвира Рустемовна, ученица 11 "А" класса лицея им. Н.И. Лобачевского К(П)ФУ города Казани, Республики Татарстан и Сибгатуллина Гульназ Юнусовна – учитель географии лицея им. Н.И. Лобачевского К(П)ФУ города Казани, Республики Татарстан.
Описание материала. Уважаемые гости и пользователи Портала, предлагаю познакомиться со сценарием беседы ученицы 11 класса с учащимися 8 класса о этнографических исследованиях Симонова И. М. Данный материал - это познавательная информация, которой могут воспользоваться преподаватели географии, истории для учащихся 7-11 классов.
Цель: изучение исторического прошлого, ознакомление с открытиями, связанными с Отечественной историей, изучение дневниковых записей И. М. Симонова, ознакомление с жизнью и бытом населений Новой Зеландии, Новой Голландии, Бразилии, островов Тихого океана.
Задачи: развивать познавательные, исследовательские навыки; укрепить уважительное отношение к работам великого ученого И. М. Симонова, приложившем огромные силы для развития науки; прививать чувство любви, гордости за нашу Родину, стремление быть ответственным за её будущее;
Гилязова Эльвира: Иван Михайлович Симонов - известный ученый и не менее известный путешественник, профессор Казанского университета, который уже в первой половине XlX века принес ему своими открытиями и научными исследованиями всемирную известность.

Велика роль его деятельности в областях астрономии, этнографии, биологии, физики. Он принес России и миру в целом много открытий, которые дали развитие разным отраслям науки. С его именем связано открытие Антарктиды, ее описание, изучение вопроса о происхождении австралийских аборигенов и многие другие работы. Благодаря данным исследованиям, Симонову посвящены специальные статьи в дореволюционных и советских энциклопедиях и справочниках, его деятельность отражена в научной и научно-популярной литературе. По сей день об этом великом ученом с теплотой и восхищением вспоминают его потомки. В честь его имени названы остров в Тихом океане, ледник на антарктическом острове Петра l. Огромным успехом пользуются музеи Казанского университета, которым он передал много экспонатов.
Одними из самых интересных видов его деятельности являются этнографические исследования жизни и быта населения островов Тихого океана. Это поистине большая работа, которая открыла современникам неизведанный мир океанских островов, познакомила с людьми, жизнь которых кардинально отличалась от европейской жизни. И это, действительно, достойно уважения. Ведь длинный путь, проделанный ради достижения этой и других целей, был полон опасностей и мог в любой момент обернуться смертельным исходом. Путешественников везде ожидали бури, страшные волны, разные хищники, капризы погоды. Одно лишь поведение дикарей чего стоило. Никогда не было ясно чего от них можно ожидать. Но команда русских исследователей справилась со всеми трудностями, преодолела все преграды и превосходно выполнила свою работу. Они привезли бесценные материалы, орудия разных племен, необычные виды животных и растений.
Вопрос. В чем суть этнографических исследований?
Симонов И. М. первым рассказал русскому и зарубежному читателю об этом путешествии. Он вел удивительные дневниковые записи, содержащие сведения о жизни островитян. И после возвращения некоторые из них были напечатаны в февральском номере журнала «Казанский вестник».

Он упомянул о них и в «Автобиографии». Также ученый начал работу над большой книгой, которую не успел закончить. Позже ряд произведений были переведены на разные языки.
В 1819 году в жизни И. М. Симонова происходит важнейшее поворотное событие, изменившее его судьбу. Он стал участником кругосветной экспедиции, которой было суждено открыть шестую часть света – Антарктиду и тем самым завершить эпоху великих географических открытий.
В 1819 году великий император Александр l решил отправить две экспедиции – одну к Южному, а другую к Северному полюсу. Каждая экспедиция состояла из двух шлюпов. «Восток» и «Мирный» составляли Южную экспедицию (Симонов И.В. находился на шлюпе «Восток»)
Главное начальство над ними было поручено капитану Беллинсгаузену. Он руководил «Востоком». Лейтенант Лазарев командовал «Мирным».

1-й ученик: 19 сентября 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» отправились в Бразилию. Их путь продолжался 42 дня. Во время их приближения к Бразилии юго-восточный пассатный ветер отходил к востоку, по мере приближения к берегу были и штили, и противные ветры.
На западном берегу этого острова располагались горы, город; зеленые холмы, покрытые деревьями тропической природы, окидывали город. Каждая вершина гор была украшена монастырем с церквями и колокольнями или военными укреплениями. Здесь проживали португальцы, народы Европы и Африки.
Где же скрывались сами древние коренные обитатели этой страны? Одни в горах, другие в лесах, а третьи в общем слиянии нынешнего народонаселения Бразилии.
К северу от Рио-де-Жанейро тянется цепь Органских гор, и в них укрывалось сильное племя туземцев, которое приучало детей с самой юности к коням и опасности. Другие племена в диком состоянии, почти без одежды, скитались в лесах, питались медом, плодами и тем, что доставляли им звериная охота, птицеловство.
Весьма немногие из туземцев приняли христианскую веру, стали употреблять одежду, сделались более оседлыми и общительными, но ничто до сих пор не могло переменить их природную беспечность, привычку дикой свободы.
В XlX веке природные бразильцы жили в Органских горах. Ловили диких лошадей и лам арканами особого рода, называемыми лассо. Это была веревка длиною не более 5 сажен, имевшая на конце от 2 до 5 хвостов с привязанными к ним железными или деревянными шарами. Бразильские горцы ловко обвертывали с размаху ноги дикой лошади или ламы, бросая на них лассо; опутанное таким образом животное падало и предавалось победителю.
Земля и климат Бразилии на каждом шагу выказывали готовность доставлять все нужное для продовольствия человека и удобства жизни, но жители этим не пользовались. Например, во время пребывания шлюпов «Мирный» и «Восток» там не было европейских плодов. Скотоводство было в очень плохом состоянии. Бразильские владельцы земель больше всего пеклись о своих кофейных и сахарных плантациях.
Вопрос. Что такое лассо и для чего использовалось?
2-й ученик: 19 марта «Восток» получил сильный попутный ветер и отправился к Австралии (Новой Голландии). Блуждая между каменистыми островами, покрытыми вечным снегом, путешественники смотрели на зеленый лес, над которым заметили дым, что означало присутствие человека. На этой стороне островов не могло быть европейских поселений. И дым распространялся от огня, разведенного дикой толпой новоголландцев.

Так жили новоголландцы в первобытной простоте; на открытом воздухе проводили дни и ночи, спали на голой сырой земле, питались сырой или обожженной на пылающих прутьях рыбой. Великим праздником для них был день, когда к берегу волной приносило мертвого кита или какую-нибудь другую рыбу, которую они съедали как лакомство, несмотря на испорченность.

Путешественники писали, что внутри этой обширной земли жители строили шалаши. Но Симонов пишет, что они их не увидели.
Художник Михайлов П.Н. нарисовал портрет Бурры-бурры в полный рост. Увидев это, герой картины попросил дополнить свое изображение, продев палочку в скважину, сделанную для этой цели в средней перегородке его носа. В это время к русским исследователям подошла любопытная толпа безобразных новоголландцев.
Природные новоголландские женщины имели низкий рост и были худощавы телом. Они носили разные покрывала в виде мантии, завязывая их веревочкой у шеи и обертывая в них свое тело. Однако же они не краснели, если плащи их развернутся. Их мужчины румянились и мазали конец своего носа красной охрой, а женщины мазали виски, начиная со лба, белой охрой.
Позже к исследователям подошла еще семья новоголландцев под предводительством мужчины лет 55 лет в поношенной желтой курточке английского ссыльного и в изорванных матросских брюках. Его гордая осанка показывала значительную особу, на груди его блистала медная бляха в виде полумесяца с надписью. Эта бляха висела на шее на медной цепочке. Черные волосы его вились кольцами, на лбу его была повязка из снурков, выкрашенная красной охрой. Уже по медной бляхе было понятно, что его звали Бонгари и что он считался начальником брокенбейского племени. С ним была его безобразная супруга по имени Матора.

Бонгари – самый примечательный человек. Хочется привести пару примеров, демонстрирующих всю темноту его взглядов. Однажды он привел к капитану Беллинсгаузену новоголландца и рекомендовал его, как капитан Беллау (они называли капитаном любого обладателя лодки). И дали по рюмке рома, и на этом представление закончилось. В следующий раз Бонгари принес с собой рыбу, подал ее капитану, назвав подарком. А потом попросил фунт стерлингов, Беллинсгаузен дал ему серебряную монету, стоящую около 30 копеек. Так как Бонгари не знал, как выглядит фунт стерлингов, он очень обрадовался.
Покойников своих они сжигали, с заботливостью хоронили прах умерших и с почтением сохраняли могилы. Это значит, что они имели некоторое понятие о бессмертии души. Когда у одного новоголландца спросили о жизни после смерти, он ответил, что если он хорошо будет жить, то и после смерти все хорошо будет, а если плохо, то плохо.
Вопрос. Чем питались новоголландцы?
3-й ученик: Спустя несколько дней мореплаватели увидели берега Новой Зеландии

и 29 мая бросили якорь в заливе королевы Шарлотты, за островами Длинным Матуарой, против Корабельной бухты. Вид берега был восхитителен.
Высоки горы были покрыты густыми лесами, наполненными пением птиц.
Жители этих мест, едва увидев чужеземцев, сразу приплыли к ним на своих двух лодках. Большая часть сидящих на лодке гребла короткими веслами без всякого порядка. Подъехав к шлюпу, на передней лодке, вероятно старший из присутствующих жителей

встал и долго говорил нараспев что-то на своем языке, довольно приятном для слуха. Чтобы объяснить свое дружелюбное расположение экипаж «Востока» распустил белые платки и показал знак, чтобы новозеландцы безбоязненно приставали к шлюпу. Через некоторое время они все-таки пристали, и главный из них вошел на борт. Он поздоровался рукопожатием и продолжил свой длительный разговор. Для того, чтобы остановить его, капитан Беллинсгаузен подарил ему зеркальце и ножик, что очень обрадовало гостя. Но он по-прежнему продолжал говорить и требовал «фау», значение которому было непонятно экипажу. Между тем, посмотрев в словаре Кука, было найдено слово «ика», что означает «рыба». Путешественники назвали это слово, и старшина, поняв, что от него хотят, закричал своим «ика». После этого его угостили ромом, который дикарю не понравился. Сделав пару дружелюбных знаков, он уплыл добывать рыбу. В их лодках не было оружия, что выражало полное доверие.
Но, тем не менее, новозеландцы показались настоящими людьми, с огнем ума в глазах, с воинственной гордостью в осанке, с приятными чертами лиц. Некоторые из них напоминали древних римлян, особенно когда на плечах висела мантия и на ветру развевались на голове перья. Разумеется, их лица были обезображены некоторой одичалостью и татуировками, которыми они покрывали различные участки своего тела. Рост у них был довольно высокий; костистые плечи широкие; сложение крепкое, мускулистое; лица худощавые; цвет лица и тела очень смуглый, почти бронзовый; волосы черные, длинные, у некоторых гладкие, а у других кудрявые. Сзади они отпускали свои волосы длинными локонами, а спереди стригли их и пересыпали красным порошком, или мазали красной краской.
Простояв целую ночь вдали от берега, шлюпы «Восток» и «Мирный» сняли якорь и остановились в гавани между островами. Во время их перемещения две лодки новозеландцев следовали за ними, просясь на борт. После остановки они без всякого страха зашли на шлюп «Восток», оставив по одному человеку в своих лодках. Капитан позвал их старшину обедать, который любопытно рассматривал все лежащее на столе и приступал к еде, только убедившись, что европейцы тоже кушают. Всего охотнее он ел сухари и сладкие кушанья. Вино ему не очень понравилось. Между тем он объявил, что его люди привезли много «ика» и продолжал просить «фау» и «токи». Капитан, не понимая значения этих слов, всеми способами пытался проявить дружественной расположение и в знак этого подарил старшине топор. Тот в свою очередь радостно закричал «токи» и не знал, как благодарить капитана. Он назвал его «гоа»(приятель) и ушел показывать подарок своим соотечественникам. Островитяне, увидев дружелюбное расположение, снабдили экипаж рыбой.
Скоро начался обмен: по приказанию капитана командир шлюпа выменял у них на гвозди, зеркальце, шелковые ленточки и другие безделицы до семи пудов рыбы. Офицеры также меною приобретали новозеландские ткани, одежды, военное оружие, домашние вещи, рыболовные орудия. Матросы же выменяли полушубки с рукавами, сшитые веревками из новозеландского льна и покрывало за старый платок, изношенную куртку и старый сюртук. Они с радостью меняли свои изделия: ткани, деревянные копья, каменные долота, костяные и раковинные удочки на гвозди, ножи, топоры, зеркала и другие маловажные вещи. Также стало известно, что «фау» означает «гвоздь».
Часто у них на берегу или на шлюпах при взаимных посещениях новозеландцы предлагали путешественникам в виде удовольствия представить зрелище их военной пляски, называемой гейва

Это какое-то дикое бешенство, очень странное и единообразное. Пляшущие островитяне обыкновенно становились рядом, топали в такт ногами на одном месте, руки подымали вверх, бросали друг на друга бешенные взгляды, делали кривлянья лицом и телом, пели дикие песни. На конце каждого куплета они одновременно останавливались на правой ноге, наклоняли голову и с хрипением оканчивали песню. Пляска их выражала что-то воинственное. Особенно путешественникам приглянулся один молодой островитянин, которого пригласили в кают-компанию и угощали разными сладостями. Живописец за это время написал его портрет. В это время дикие крики его земляков оповестили о начале пляски, и островитянин не смог удержаться. Он выпросился наверх, схватил копье, пристал к танцующим. По окончании пляски все участники смотрели как герои, торжествующие победу над своими врагами.
Задание. Показать на карте моря, проливы, где побывал Симонов.
4-й ученик: 28 июня наши путешественники увидели уединенный остров Опаро – это один из островов Тихого океана. Его остроконечные горы были покрыты густым лесом. Жители Опаро сразу же подъехали на своих лодках к шлюпкам. Недолго думая, они согласились взойти на борт, подарили морских раков и какого-то квашеного теста. Все они были удивлены, все их поражало
Жители острова по большей части были среднего возраста (2 аршина 6 вершков), но очень жирные, плотные и плечистые. Форма их лица несильно отличалась от европейского, но цвет как лица, так и тела был бронзовым. Носы орлиные, волосы черные и несколько кучерявые, а у некоторых и вовсе ровные; бороды небольшие, но густые.

среди них встречались седые старики. Это признак долголетия.
5-й ученик: 8 июля «Восток» и «Мирный» приблизились к новому острову. На картах эта земля не была обозначена. Поэтому ее приняли за новое открытие и назвали именем Моллера.

Капитан Беллинсгаузен захотел познакомиться с ее жителями и, взяв с собой живописца Михайлова, отправился на ялике к берегу. Капитан Беллинсгаузен так описал свою поездку:
«Когда мы подошли к коральному берегу, о которой разбивался старый бурун, так что без опасности повредить ялик о подводный коралл пристать было трудно, тогда на берегу к этому месту сбежалось до шестидесяти человек мужчин, и число их беспрестанно возрастало. Некоторые были с бородами, волосы на голове у всех были короткие, курчавые, черные. При среднем росте лицо и тело их, загоревшие от солнечного жара, были бронзового цвета, подобно как у всех островитян Великого океана. Островитяне были все вооружены длинными пиками, а в другой руке некоторые держали деревянную лопатку, которую, как и в Новой Зеландии, они бьют неприятеля по головам. Женщины также вооружены пиками и дубинами, стояли у леса в 20 саженях назад, они были обернуты от пояса до колен тонкой рогожей.
Лишь только мы приблизились к берегу, островитяне все с громким криком, махая пиками, угрожали нам и явно показали, что они готовы силою воспрепятствовать нам приставать к берегу. Мы бросили к ним на берег подарки и всячески старались склонить их к миру, но старание наше было безуспешно; брошенные нами вещи они брали охотно, но допускать нас к берегу не соглашались. Мы выстрелили дробью сверх голов их, они испугались: женщины и некоторые из молодых людей отступили далее к лесу, а прочие все присели. Видя, однако, что выстрелы наши никакого вреда им не сделали, они ободрились и над нами же смеялись, не переставая притом приседать при всяком выстреле и плескать на себя воду при виде ружейного огня; они, без сомнения, думали, что мы хотим обжечь их нашими вспышками. Когда же «Мирный» подошел ближе к берегу, сделал по данному нами сигналу выстрел ядром из пушки, пущенным в лес над головами островитян, тогда все они оробели. Пожилые мужчины присели и мочили тело свое водой, а молодые вслед за женщинами побежали к лесу, зажгли его во многих местах, произвели длинную непрерывную линию разрушительного огня и тем прикрыли свое отступление на большое пространство…»
Скоро капитан и другие люди, посетившие остров, вернулись, и шлюпы отправились в плавание.
6-й ученик: 10 июля шлюп «Восток» с неразлучным спутником «Мирным» открыл новый населенный коральный остров, названный островом Аракчеева.

Жители острова так же неблагосклонно приняли незваных гостей, как и обитатели острова Моллера.
Капитаны и офицеры ездили к ним, и сами островитяне выплыли на шести лодках навстречу. Все они были вооружены арканами, пиками и булавами. Несмотря на ласки, подарки, дикари не согласились приблизиться. Вполне возможно, что они приплыли к европейцам, рассчитывая напасть и овладеть их лодками. Но оценив ситуацию, островитяне направились к берегу, понесли свои лодки во внутренний лагун и зажгли во многих местах лес с намерением устрашить первооткрывателей или же собрать своих воинов.
7-й ученик: Через несколько дней капитан Беллинсгаузен решил отправиться к острову Пализер. Проходя мимо него, исследователи заметили шалаши, близ которых стояли люди и бегали собаки. Вид маленьких домиков и семейные группы островитян говорили о том, что они являются постоянными жителями острова. Двое из них сели в лодку, пристали к борту «Востока», взошли на палубу и подарили жемчуг капитану.

Они объясняли, что на острове его много. За это Беллинсгаузен одарил их зеркальцем.
19 июля остров скрылся за горизонтом от глаз путешественников.
8-й ученик: Утром 21 июля были видны горы острова Таити.

А вечером на нем были заметны разведенные огни. Путешественники, давно не бывавшие на берегу и не посещавшие дружественные народы, были обрадованы данному острову.
Подплыв к берегу, русские исследователи обменяли у таитян ткани, плоды на разные вещи и познакомились с двумя англичанами, один из которых немного владел русским языком и любезно согласился быть переводчиком.
Таитский король Помаре ll

Очень хорошо владел английским. На вид ему было около 47 лет, лицо и тело были бронзового цвета. Его семья состояла из жены, сестры, дочери и сына. Дамы были одеты в короткие ситцевые юбки, а верх был прикрыт всего лишь платочком. Ноги у них были разрисованы разными татуировками. И у дам королевской фамилии они были более разрисованы, чем у придворных.
Таитяне по сравнению с другими островитянами были образованными. Они ходили с книжками в руке, пели гимны, посвященные богу. Здесь было распространено христианство, построены церкви, суды, школы, типография, изданы законы.
9-й ученик: В августе был открыт новый остров Александра l. По мере приближения шлюпов к острову, жители острова сбегались к берегу: мужчины и женщины, вооруженные пиками и палками, собрались близ селения, возведенного в тени кокосовой рощи. Казалось, что они готовились к битве. Но со шлюпа никто не сошел. Тогда они сели на лодки и окружили «Восток» и «Мирный». Экипаж показывал им дружественные знаки, бросал подарки, пытаясь пойти на контакт. Но видимо эти попытки их не убедили. Вечером они отправились к берегу.
На другой день островитяне были смелее, они подъехали к шлюпам очень близко, охотно меняли свои вещи, но мало понимали об их назначении.
По наружности они были похожи на таитян, но чернее их.
Одежды у них почти не было, волосы были черными, длинными и волнистыми, некоторые имели головной убор в виде венка, на груди носили жемчужные раковины, выделанные в виде медали. У многих и в ушах были раковинные обломки.
Через некоторое время шлюпы отправились далее. 11 августа были открыты два острова, один из которых был назван в честь И. М. Симонова.
10-й ученик: 21 августа «Восток» и «Мирный» были близ острова Оно.
И. М. Симонов писал, что по всему было видно: жители острова Оно никогда не видели европейцев. А первые двое посетителей смело взошли на шлюп только из-за того, что один из них был знаком с европейцами на Дружественных островах. Этот островитянин, по имени Пауль, будучи уроженцем острова Тонга, был занесен на Оно бурей. Позже шлюп посетили и другие жители острова. А через час приехал их король Фио.

По его прибытии Пауль посадил Беллинсгаузена и Фио друг напротив друга. Пауль поднял наверх кокосовую ветвь с двумя незрелыми орехами, пропел какую-то песнь, хлопая в ладоши и по бедрам. Ему подпевали и другие гости шлюпа. Наконец, все стали, начали подходить к каждому и здороваться, прикладывая нос к носу.

Вопрос. Какие новые острова были открыты путешественниками?
Задание. Показать на карте маршрут путешествия Симонова.

Эльвира Гилязова: Изучив труды И. М. Симонова, комментарии к его исследованиям, дневниковые записи Ф. Беллинсгаузена, а также познакомившись с современной оценкой данного путешествия, можно сделать вывод, что, действительно, этнографические исследования ученого являются огромным богатством для науки. Он доступно описывал быт населения разных островов Тихого океана, внешность дикарей, встречи с ними, их характеры и нравы. Эти описания стали важной основой изучения этносов, представленных в данной работе. Дневниковые записи, которые велись во время путешествия, представляют из себя не только научное исследование, но и художественное произведение, которое знакомит читателей с неизведанным миром, традициями разных дикарей, нетронутых цивилизацией, необычным укладом их жизни. Читая его работы, невольно можно почувствовать себя участником великой экспедиции, своими глазами увидеть все ее прелести и притронуться к истории.
Источники.
1) «Слово об успехах плавания шлюпов «Восток» и «Мирный» около света и особенно в Южном Ледовитом море в 1819, 1820, 1821 годах, произнесенное в торжественном собрании Казанского университета июля 7 дня 1822 года профессором и кавалером Симоновым»
2) «Русские открытия в Антарктике в 1819-1820-1821 годах» (М., 1951)
3) «Восток» и «Мирный» - автограф записок И. М. Симонова
4) «Два плавания вокруг Антарктиды», изд-во Казанского университета, 1890 г., авторы: В. В. Аристов, А. Ф. Трешникова, Ш. Т. Хабибуллин
5) «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 1820 и 1821 годов», Ф. Ф. Беллинсгаузен, Спб., 1831.
6) Большая Советская Энциклопедия 1969-1978 г. (биография Симонова)
7) «Современная оценка научной деятельности И. М. Симонова в экспедиции 1819-1821 гг.», Л. И. Митин
8) «По следам первооткрывателей Антарктиды» - дневник кругосветной антарктической экспедиции океанографических исследовательских судов «Адмирал Владимирский» и «Фаддей Беллинсгаузен» 1982-1983 гг.

Рекомендуем посмотреть:

Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Итоговое занятие по географии 8 класс Конспект урока географии в 8 классе Памятники природы Волгоградской области

Похожие статьи:

Конспект урока географии в 8 классе

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Викторины с ответами по географии для 7- 8 класса

КВН по географии для школьников 7-8 класса

Тест по географии 8 класс «Географическое положение России» с ответами

Игровые технологии на уроке географии | Стихотворение. Эволюция, 11 класс
Опубликовано: 3373 дня назад (22 августа 2015)
Просмотров: 1527
Рубрика: Классный час
0
Голосов: 0
Лилия # 5 июня 2017 в 18:17 0
Интересно было ознакомиться!