Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока географии в 8 классе

Конспект урока географии в 8 классе. Тема урока: «Внутренние воды и водные ресурсы Тульской области»
Описание материала: Предлагаемый конспект урока предназначен для учителей географии. Урок построен на основе изучения краеведческого материала. Содержание нацелено на изучение внутренних вод и водных ресурсов Тульской области в 8 классе. Особенно важно, что школьники знакомятся с проблемами в использовании внутренних вод и намечают пути их решения.
Интеграция образовательных областей: экология, краеведение, математика.
Цель: познакомить учащихся с разнообразием внутренних вод и водными ресурсами Тульской области, дать оценку хозяйственного использования.

Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с основными видами внутренних вод Тульской области;
выявить особенности размещения внутренних вод на территории
области;
рассмотреть источники загрязнения внутренних вод и пути решения
этой проблемы.
Развивающие: продолжить работу по развитию познавательных способностей; географического мышления, картографических навыков; умения пользоваться географической литературой.
по формированию географической культуры учащихся как составной части общечеловеческой культуры.

Оборудование: Демонстрационный материал: настенные карты («Физическая карта России», «Физическая карта Тульской области»), материалы презентаций: «Внутренние воды и водные ресурсы Тульской области», «Река Ока», «Река Дон», «Загрязнение водоемов и пути решения этой проблемы».
Раздаточный материал: учебные материалы по географии Тульской области 8-9 класс, рабочая тетрадь по географии Тульской области 8- 9 класс, учебного пособия Е.Л.Горбунов «Физическая география Тульской области».

Методические приемы: анализ карт, диаграмм, таблиц, беседа с элементами дискуссии, рассказ, представление результатов исследования, формулирование выводов.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность: 45 минут.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Повторение изученного.
Фронтальный опрос:
- Какие факторы формируют климат Тульской области?
- В каком климатическом поясе располагается наша область?
- Какой тип климата характерен для Тульской области?
- Каковы показатели средних температур января, июля; годового количества осадков?- На какие компоненты природы оказывает влияние климат?
3.Актуализация знаний.
- Вода – чудесный дар природы. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата внутренними водами.
- Вспомните виды внутренних вод. (Реки, озера, снега, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды, пруды, водохранилища, каналы).
- Какие виды внутренних вод имеются на территории Тульской области?
( Реки, озера, болота, подземные воды, водохранилища).
- Какова роль внутренних вод в хозяйстве?
( Запас пресной воды, использование в промышленности и в сельском хозяйстве, рекреационные ресурсы, торф как топливо).
Работа с терминами: исток, устье, система, бассейн, водораздел, половодье, паводок, межень, падение, уклон, расход воды, годовой сток, водный баланс. (Термины записаны на доске).

- К какому виду внутренних вод относятся эти понятия?
- Дайте определение реки.
- Дайте определение терминам, записанным на доске.

4.Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и определение задач урока.
- Сегодня на уроке мы будем изучать воды и водные ресурсы Тульской области. (Запись темы урока в тетради).
- Что конкретно вы хотели бы узнать? (Какие водоемы имеются в Тульской области? Какова география поверхностных вод Тульской области? Какие экологические проблемы возникают в связи с использованием внутренних вод? Почему они загрязняются и каковы пути решения этой проблемы?)

2.Общая характеристика внутренних вод Тульской области.
Объяснение учителя.
- Общий объем поверхностных вод в области составляет примерно 1,74 кубических километров – это около 1000 кубометров на одного жителя, при этом край относится к областям с ограниченными ресурсами поверхностных вод. Для сравнения, в Орловской области на душу населения приходится 6200 кубометров, в Калужской - 1400 кубометров, в Рязанской - 33500 кубометров пресной воды.
- Водный баланс складывается из атмосферных осадков (16,3 кубических километров), подземного стока (1,8 кубических километров), испарения (12,1 кубических километров) и поверхностного стока (2,43 кубических километров).
3.Реки.
-2/3 общего объема поверхностных вод Тульской области составляют реки.
На территории области протекает 209 рек, каждая протяженностью более 10 км. Густота речной сети составляет 0,4 км/кв.км
Работа с картографическим и статистическим материалом, размещенным на стр. 14 учебных материалов по географии Тульской области, физической картой России и физической картой Тульской области.
- Пользуясь рис. 17, определите к каким бассейнам относятся реки Тульской области. (Бассейн Оки и бассейн Дона).
- Найдите Оку и Дон на физической карте России и физической карте Тульской области. Определите исток и устье этих рек.
- К бассейнам каких океанов относятся главные реки Тульской области?
- Две трети территории Тульской области (75%) относится к бассейну Оки – Волги – Каспийского моря – область внутреннего стока Евразии, а остальные 25% - к бассейну Дона – Азовского моря (бассейн Атлантики). Отметьте линию водораздела на контурной карте в рабочей тетради стр.8.
- Практически все реки Тульской области, за исключением Оки и некоторых притоков Дона, берут начало на территории нашей области, что обусловлено рельефом: Тульская область расположена на куполе Среднерусской возвышенности.
Назовите их притоки и подпишите на контурной карте в рабочей тетради стр.8.
- Сравните показатели общей длины, длины в пределах области и площадь бассейна основных рек Тульской области.
- Режим рек области и их водность определяются размерами стока и его внутригодовым распределением.
Проанализируйте рис.18 и 19 и сделайте вывод о типах питания и водном режиме рек области.
Сообщения учащихся об Оке и Доне. (Презентационный материал).

4. Озера и болота.
- На территории области не очень много озер и болот. По происхождению преобладают озера – старицы и провальные (карстовые) озера. Самые крупные озера: Шиловское (Веневский район), Жупень (Белевский район).
(Показ по карте и запись в тетрадь).
- Озера не глубокие, зарастают водолюбивой растительностью и превращаются в болота.
- Среди болот доминируют низинные, распространенные в поймах крупных рек. Самое крупное болото – Лупишки близ города Епифани на Дону.
( Показ по карте.)

5. Пруды, водохранилища.
-Дополняют поверхностные воды искусственные водоемы – пруды и водохранилища.
Найдите на карте рис.16 учебных материалов крупные водохранилища. Подпишите на контурной карте.
- Эти водохранилища имеют общий объем 209,2 млн. кубометров воды. В них содержится основной запас пресной воды. Хотя водный баланс в Тульской области положительный, но из-за высокой степени антропогенной нагрузки территория области испытывает недостаток в водных ресурсах, который компенсируют водохранилища.

6. Подземные воды.
Работа с текстом.
- Прочитайте последний абзац на стр.15 учебных материалов.
- Пользуясь рис. 16 определите гидрогеологические районы.
- Чем они отличаются?
- Подземные воды, содержащие большое количество солей и газов, называют минеральными. Иногда они выходят на поверхность, образуя источники, нередко обладающие целебными свойствами за счет содержащихся в них полезных микроэлементов.
- Примером может служить бальнеологический (бальнеология – наука о лечебном применении минеральных вод и грязей) и грязевый курорт «Краинка», находящийся в Суворовском районе (показ по карте) и имеющий всероссийское значение.
Сообщение учащегося о Краинке.
(Учащиеся записывают тезисно информацию в тетрадь).

7. Хозяйственное использование внутренних вод Тульской области.
- Человек использует воду не только для лечения. Население каждый день использует огромное количество воды для хозяйственных нужд.
Человек использует в основном речную воду, это ежедневно возобновляемый ресурс.
Человек влияет на водные ресурсы. Рассмотрим две стороны этого процесса: положительную и отрицательную.
Работа с текстом учебного пособия Е.Л.Горбунов «Физическая география Тульской области» стр.162-168.
Оформите полученную информацию в виде таблицы.

8. Охрана вод Тульской области.
- Какие промышленные предприятия Тулы загрязняют реку Упу?
(Учащиеся высказывают свои предположения.)
- Перечислите мероприятия, направленные на охрану водных ресурсов.
(Работа с текстом учебного пособия Е.Л.Горбунов «Физическая география Тульской области» стр.168 - 169.)

5. Закрепление нового материала.
- Какие виды внутренних вод характерны для Тульской области?
- Назовите основные речные бассейны нашей области.
- Почему вопросы охраны воды так актуальны для нашего региона?
6.Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?

7.Домашнее задание.
Повторить §18
Е.Л.Горбунов «Физическая география Тульской области» стр.161-169,
«Учебные материалы по географии Тульской области» стр. 14-15.
Индивидуальное задание (подготовить сообщение о Тульских засеках).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока географии в 7 классе на тему «Западная Сибирь» Интеллектуальная игра для 10-11 классов "Географическое казино" Урок географии в 8 классе. Тема: «Реки Казахстана» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки»

Похожие статьи:

Контрольные и проверочные работы по географии, 6 класс

План-конспект урока географии 6 класс

Конспект урока географии в 8 классе

Программа элективного курса по географии для 9 класса

Проектная деятельность на уроках географии в 8 классе по теме «Рынок труда и безработица»

Опубликовано: 3855 дней назад (3 мая 2014)
Просмотров: 5789
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!