Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Причины панических атак

Причины панических атак
Текст написан Матюхиным И.В. - психодиагностом, психологом-экспертом, клиническим психологом, психофизиологом, специалистом в области психотерапии, нейропсихологии и психофармакологии. Основатель проекта "Модуль научной психологии"

Панические атаки – это психофизиологическое тревожное расстройство, которое как и многие психические расстройства является полиэтиологичным, то есть многопричинным. Однако условно можно выделить биологические, психологические и социальные причины.

Биологические причины
Среди биологических причин выделяют конституциональные, посттравматические и сопряженные с соматическим расстройством. Рассмотрим каждую группу отдельно.

Конституциональные причины
Данные причины связана с соматической конституцией человека, то есть можно выделить наследственные и врожденные характеристики организма, которые имеют профиль дисгармонии. Этот профиль предрасполагает человека к повышенной фоновой тревожности, склонности реагировать на ситуации более эмоционально, чувствительно и с опаской. То есть можно выделить отдельно тревожную конституцию человека, когда на протяжении всей своей жизни человек постоянно растет и развивается с повышенной тревожностью, боязливостью, наличием страхов.

Посттравматические причины
Посттравматические причины связаны с органическими изменениями в организме, особенно в ЦНС, в результате перенесенной травмы, например, черепно-мозговой травмы. В результате травмы органически изменяется биологическое вещество, которое начинает функционировать совсем по-другому, препятствуя нормальному развитию.

Причины, сопряженные с соматическим расстройством
В данном случае причиной образования панических атак могут быть сопутствующие соматические (физические) заболевания, например, сахарный диабет, онкологические заболевания, гипертиреоз. В результате патофизиологических процессов, которые запускаются соматическими расстройствами, происходят изменения и в психическом функционировании личности

Психологические причины
К психологическим причинам относятся искаженные ценности, дезадаптивные установки, когнитивные искажения, сниженная рефлексия, дезадаптивные эмоциональные шаблоны и поведенческие стереотипы. Рассмотрим каждый из них.

Искаженные ценности
Данная причина связана с образованием ценностей, которые часто являются навязанными из тенденций ближайшего окружения, и не являются истинными для личности, что рождает ценностный диссонанс, запускающий каскад дезадаптивных эмоциональных и поведенческих реакций.

Дезадаптивные установки
Данная причина связана с наличием опыта определенного характера, который «обучил» через искаженное восприятие личности придерживаться строго определенных установок, даже если они не подходят в данной ситуации и являются дезадаптивными по сути. Такие установки формируют состояние мнимой стабильности. Так же эти установки могут быть некритично сформированы посредством внушения от семейного окружения, коллектива трудовой деятельности, друзьями и средствами массовой информации (СМИ).

Когнитивные искажения
Связана так же с дезадаптивными установками. Иногда когнитивные искажения рождают дезадаптивные установки, а иногда, наоборот, дезадаптивные установки рождают когнитивные искажения. Когнитивные искажения так же заключаются в ошибках мышления, изменения восприятия, избирательность внимания к одним факторам и игнорирование к другим, нарушения памяти и ощущений разной модальности.

Сниженная рефлексия
Это сниженная возможность человека посмотреть на самого себя со стороны, а точнее малое задействование данного приема тогда, когда это нужно. Психическая жизнь человека довольно разнообразна и иногда впечатления, и мысли смешиваются, и тогда человек дезориентируется в самом себе. Именно в данном случае необходимо умение отрефлексировать текущую ситуацию и свое место в ней.

Дезадаптивные эмоциональные шаблоны
Часто человек в процессе жизни привыкает реагировать на события определенным образом, особенно это формируется посредством так же стрессовых ситуаций, когда у человека автоматически вырабатывается эмоциональная реакция, которая является дезадаптивной в данной ситуации, однако она происходит очень быстро и мгновенно, опережая возможность произвольно регулировать ее.

Поведенческие стереотипы
Человек в течении жизни научается поведенчески реагировать на некоторый спектр ситуаций неким образом, по устойчивой схеме, которая запускает разворачивание когнитивных и эмоциональных процессов определенным образом. Поведенческие, когнитивные и эмоциональные реакции в данном случае взаимно подкрепляют друг друга, формируя устойчивый механизм. Однако данный механизм может быть неэффективным и неадекватным ситуации и событиям.

Социальные причины
К социальным причинам относят текущие общественные ценности, социальные стереотипы, семейная дисгармония, профессиональный и дружеский коллектив и культурные модели

Текущие общественные ценности
Это текущий ценностно-ориентационный фон, который может отличаться агрессивной и враждебной политикой, либо индукцией межличностного недоверия, социальными стандартами перфекционизма и искаженного развития.

Социальные стереотипы
Важная причина, являющаяся индуктором тревоги, так как часто восприятие реальности и самого себя человеком преломляется сквозь текущие стереотипы, которые часто овладевают рассудком и оставляют крупный отпечаток. Возникает чувство неконгруэнтности, отсталости, и человек становится шаблоном, который должен калиброваться под стандарт современных стереотипов, теряя собственную идентичность. Потеря собственной идентичности и необходимость постоянно подгонять себя под огрубленные стандарты негативно влияет на самовосприятие, эмоциональные реакции, мыслительные схемы, запуская форматное поведение, чрезмерную релевантность ситуации. Несоответствие самому себе рождает повышенную подавленность и тревожность, которые являются сигналами того, что что-то идет не так.

Семейная дисгармония
Это индукция повышенной тревожности семейными взаимодействиями: недоверие, измена, отсутствие стабильности, недооценивание друг друга, принижение достоинства, конфликты, отсутствие взаимного уважения и любви, алкоголизм и наркомания, игровая зависимость.

Профессиональный коллектив
Коллеги могут сильно разнится с Вами по актуальным ценностям, типе межличностных отношений и степени ответственности за труд. Чувствуя свое несоответствие человек начинает либо подгонять себя под текущие стандарты, параллельно индуцируя в себе тревожность, боязнью несоответствия и разоблачения. Либо входит в конфликт, индуцируя тревожность из-за страха расплаты и контратаки со стороны отдельных личностей или коллектива в целом, страх позволить себе идти принципиально и независимо. Либо человек самоустраняется, пресекая собственные взгляды, боясь несоответствия и конфликта, что дает ложное ощущение свободы от тревоги, однако на самом деле именно ее и закрепляет, формируя стандарт реагирования в ситуации несоответствия в следующий раз. Так же имеет значение должность и степень ответственности в индуцировании тревоги. Часто высокая степень ответственности и должность низкого уровня, со сложной структурой подчинения связана с индукцией повышенной тревожности, которая со временем может переходить в приступы паники.

Дружеский коллектив
Ситуация похожа на предыдущую, однако наличие дружеских связей с членами группы может обострять ощущение несоответствия и затягивать возможность грамотно справиться с такой ситуацией.

Культурные модели
Это общественная установка в определенном формате и масштабе. Культурные ритуалы в виде стандартов реагирования в определенных ситуациях могут быть очень архаичными и низкоразвитыми, и входить в диссонанс с восприятием личности. Образуется ситуация несоответствия, однако культурное давление является мощной силой, стирая инновации и отклонения от стандартов. Возникает ситуация конфликта несоответствия, похожая на конфликт в профессиональных и дружеских коллективах, однако в данной ситуации мощным прессом является именно культурная модель, имеющая общественно-историческое значение.

Вывод
Панические атаки имеют в качестве действующих причин как биологические, так психологические и социальные детерминанты. Однако в каждой индивидуальной ситуации удельный вес каждой из причин будет отличаться, от чего в дальнейшем будет зависеть лечение.

Рекомендуем посмотреть:

Симптомы панических атак Лечение панических атак Лечение панических атак. Психологические меры Социофобия лечение. Вид психотерапии
Психологический тренинг для подростков «Узнай себя» | Симптомы панических атак
Опубликовано: 1953 дня назад (19 августа 2019)
Просмотров: 534
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!