Развитие познавательных способностей посредством оригами. Из опыта работы
Автор: Салаева Ильзира Равиловна
«Человек без увлечений подобен памятнику
– где его поставят, там он и стоит»
Сегодня все чаще говорят, что современных детей интересуют только телевизор или компьютер. Дети не умеют занять себя, привыкли пассивно получать удовольствия, не хотят заниматься тем, что требует вложения их собственного труда. И я спросила себя «Чем могу я, как воспитатель, заинтересовать современного ребенка?». Ответ не заставил себя долго ждать. В жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег, ни славы. У каждого свое хобби.
Уже давно я увлекаюсь бумагопластикой, попробовала разные виды и решила остановиться на оригами.
Оригами – искусство изготовления бумажных фигурок путем складывания листа бумаги.
Единственный рабочий материал в оригами – это бумага. Изготовление фигурок из бумаги – увлекательнейшее занятие для детей любого возраста. Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается. Бумага - самый доступный и самый дешёвый материал для творчества. Ребёнок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддаётся любым изменениям.
Как-то вечером я показывала детям сказку с фигурками оригами. На их глазах появлялись из обычного листа бумаги различные животные, деревья, домики. Дети захотели сами попробовать сделать игрушку. И тогда я решила научить тому, что умею своих воспитанников.
Проанализировав литературу и информацию интернет - источников я сделала для себя вывод, что занятия оригами начинают проводить в основном с детьми старшего дошкольного возраста, а для детей младшего дошкольного возраста ни методических пособий, ни разработок почти нет.
Новизна опыта работы: планирование и проведение занятий оригами с детьми младшего дошкольного возраста.
При помощи оригами дети, уже с младшего дошкольного возраста, углубляют свои знания о природе, у них совершенствуются трудовые умения и мелкая моторика рук. А также систематические занятия с детьми оригами гарантируют в дальнейшем их всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.
Цель моей работы – раскрыть возможности оригами для развития познавательных способностей детей; развитие умений применять навыки и знания, полученные на занятиях по оригами, воспитание инициативы, творческого подхода к делу.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:
- изучить различные виды оригами (классическое, модульное, кусудама и др.);
- выделить из множества техник более действенные, подходящие для детского понимания;
- разработать систему занятий по оригами для детей;
- включить их в образовательную деятельность.
В настоящее время я работаю с детьми второй младшей группы – это малыши 3-4 лет.
Свою работу по использованию оригами в развитии детей я начинала с моделирования простейших фигур на основе простых базовых форм: «квадрат», «треугольник», «прямоугольник». Знакомила детей с тем, что больше всего изделий, придуманных людьми в технике «оригами», сделано из заготовок, имеющих форму квадрата.
Совместные занятия с детьми по оригами, я строю на принципах доступности, посильности, от простого к сложному.
Для реализации опыта работы использую разнообразные формы и методы проведения занятий по оригами, это:
- беседы, из которых дети узнают много новой информации;
- практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;
- эксперименты с различными видами бумаги, направленные на развитие познавательной активности, самостоятельности, поиску новых приемов работы;
- создание проблемной ситуации, направленное на активизацию творческого мышления, поиск нестандартных решений.
Занятия сопровождаю использованием стихов, поговорок, пословиц, загадок, рассказов. Важное значение на занятиях уделяю мотивации детей. С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала.
Активно использую оригами при изучении явлений живой и неживой природы, времен года, животных, растений, птиц, насекомых, что позволяет закрепить детям материал по ознакомлению с окружающим миром. В процессе складывания фигур оригами, дети знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учатся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ.
ФГОС ДО требуют от взрослого новых форм организации работы с детьми. Использование фигурок, выполненных в технике оригами, позволяет наполнить занятия интересными игровыми сюжетами.
Проведенная работа приносит благотворный результат. Ведь ребенок с увлечением: он — личность!
Этапы работы Тема / задачи
Подготовительный
«Бумага, ее качества и свойства» - познакомить детей с основными свойствами бумаги; развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности
Составление плана работы.
Практический
Проведение занятий:
«Домик» - учить складывать квадрат пополам, совмещая стороны квадрата.
«Платочек» - учить складывать квадрат по диагонали.
«Домик с треугольной крышей» - учить складывать квадрат по диагонали и составлять композицию из квадрата и полученного треугольника.
«Елочка» - учить складывать квадрат по диагонали, составлять из треугольников елочку.
«Конфетки» - учить складывать квадрат по диагонали. Загибать противоположные углы квадрата к центру квадрата.
«Блинчики» - закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали; учить загибать углы к центру квадрата.
Заключительный
Выставки детских работ
Рекомендуем посмотреть:
Оригами по сказке «Заюшкина избушка» с элементами аппликации. Мастер-класс
Мастер-класс. Ёлочка в технике оригами
Использование модульного оригами в работе с детьми
Объемная аппликация с элементами оригами для детей средней- старшей группы детского сада