Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Музыкальные игры на уроках хореографии

Музыкальные игры на уроках хореографии
Аннотация: В данной работе отражены современные проблемы использования музыкальной игры в приобщении детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста к хореографии. Показывается значимость игрового начала в музыкальном воспитании детей, а также влияние игр на учебно-познавательную деятельность, на жизненные и образовательные процессы.
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Приложение
5. Список литературы
1.ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью теоретической и экспериментальной разработки вопросов связанных с хореографическим развитием дошкольников и школьников в определённой системе, с учётом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию танцевальных движений. Игровая деятельность очень хорошо помогает закрепить танцевальные навыки, а именно:
- ориентироваться в пространстве и на сцене;
- закреплять движения танца;
- импровизировать;
- творчески мыслить.
Большое значение на уроке хореографии имеет игра. Игра – самая близкая форма деятельности детей, в ней ребенок черпает образы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве. Опора на игру - это важнейший путь включение детей в учебную деятельность способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями.
Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.
Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и танцев. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать в уроке в зависимости от ситуации. На уроках ритмики игра может носить разный характер: на закрепление пройденного материала; на релаксацию - переключение внимания, состязательные игры, где проявляется ловкость, находчивость.
Использование игровых технологий и интегрированных заданий позволяет решить множество задач коррекционно - развивающего обучения: развивать эмоциональную выразительность, творческие способности, расширять познавательные интересы, повышать уровень коммуникативного развития. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, «раскрепощают» ученика, его двигательные навыки.
Игры имеют и воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятиям хореографии, эстетический вкус (умения видеть красоту движения в танце), воспитывать чувство коллективизма, воспитывать доверие к себе и веру в себя.
Движение под музыку дают возможность воспринимать и оценивать её характер (весёлая, грустная), развивают способность переживать содержимое музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приёмы движений и характер упражнений.
В сюжетно - образных упражнениях и музыкальных играх сохраняется основной принцип хореографии: все движения должны быть органически связаны с музыкой, то есть соответствовать её характеру и средствам музыкальной выразительности. Тематика и содержание игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога, выразительное исполнение музыки позволяет детям дать свои индивидуальные оттенки при исполнении игры. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность
Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, импровизированность, где ребенок проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретическая
Изучение развития детей показывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в советской психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В. С. Мухина) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность детей.
Игра изучается в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления и педагогике и других науках. В своей книге «Психология игры» Сюзанна Миллер пишет о том, что Платон первый признал практическую ценность игры, а Аристотель считал, что детей нужно поощрять к играм, в которых они поведут себя также серьёзно, как и взрослые. Ян Амос Коменский ещё в 17 веке, стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, применил метод драматизации учебного материала и обобщил этот опыт в книге «Школа – игра» (1656г.). Вслед за великими реформаторами образования, начиная с Коменского в 17 веке до Руссо, Песталоцци и Фробеля в 18 начале 19 веков, большинство учителей склонялось к тому, что воспитание должно учитывать естественные склонности ребёнка и уровень его развития. Первые формулировки теории игры стали появляться под влиянием эволюционной теории во второй половине 19 века. Герберт Спенсер разработал понятие «избыточная энергия» и представление об игре, как способе «спустить пар». Фридрих фон Шиллер считал игру проявлением «бьющей через край» энергии и началом всякого искусства.
Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий учёный К. Грос. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения функционального удовольствия. Теорию игры, исходя из её социальной природы, разрабатывали Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б.Эльконин определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. В игре происходит формирование произвольного поведения ребёнка, его социализация. Характерной особенностью игры является её двуплановость, присущая и драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - условный характер игры позволяет отвлечься от реальности с её ответственностью и многочисленными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.
Научно – практические исследования показывают, что танец – благодатная почва для становления и активизации творческих способностей детей. Успешность их проявления зависит:
- от накопления впечатлений в результате восприятия музыкальных произведений;
- накопление опыта исполнительства;
- уровня развития творческого воображения и умения им пользоваться.
Практическая
Мое педагогическое кредо: Каждый ребенок по-своему талантлив, нужно помочь ему раскрыться.
Основная цель на занятиях— всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.
Задачи обучения и воспитания детей на занятиях:
1. Развитие музыкальности.
Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.
Развитие музыкальной памяти.
2. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
3. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
4. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
5. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
6. Развитие способностей фантазии и импровизации.
7. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
8. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом ребенке.
В нашем обществе остро стоит проблема эмоционального равнодушия. В настоящий период развития истории нашей страны, ее культуры эта тема тем более злободневна, так как сместилась шкала многих общечеловеческих ценностей. Такие вечные понятия, как Добро и Зло, Красота и Любовь, Нравственность и Милосердие для многих смешались, потеряли свое первоначальные значения. А вот эмоции детей пока еще непосредственны, они не подчинены давлению социально-культурного окружения. И нам бы не забыть про душу ребенка, его нравственную и эмоциональную культуру. Как воспитать в нем сострадательность, научить любить не только себя, но и других людей, животных, птиц, любую букашку?
Есть такое человеческое качество – тонкость и эмоциональность души. Это качество воспитывает музыка.
Анализируя свою педагогическую деятельность я пришла к выводу, что учебный процесс следует строить, в том числе и, на основе эмоционально-чувственного фактора восприятия окружающей действительности. Ведь что такое творческая деятельность? Это - высшая форма деятельности, присущая человеку и включающая в себя: мобилизацию восприятия, мышления, воображения, интуиции, вдохновения, наблюдательности, памяти, внимания. Самым важным для творческой деятельности является творческое воображение, как свойство мышления, самостоятельно создающее новые, оригинальные образы. Но воображение не может возникать на пустом месте. Поэтому возник вопрос, как подстегнуть воображение моих воспитанников, с помощью чего? Так я пришла к тому, что одним из важнейших факторов формирования творческой личности является использование на занятиях музыкальных игр.
Подобный подход принес свои плоды, я поняла, что стою на верном пути.
Передо мной, как перед педагогом постоянно возникают вопросы. Как сделать занятие интересным, как не упустить внимание детей, как помочь им сконцентрироваться, как донести до них свои идеи, и, главное, как сделать, чтобы не было скучно. Поэтому на каждом занятии стараюсь внести что-то новое, мотивирующее к дальнейшему.
Музыкальные игры составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей любого возраста. Наравне с пением песен, слушанием музыки, игры помогают донести содержание музыкальных произведений, зародить у детей любовь к искусству. Играя и танцуя, дети испытывают эстетическое наслаждение, переживают светлые, радостные настроения.
Я учу внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Придумываю совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и даю возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний.. Предлагается, например, понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствами их образы или представить предметы— живые или неживые.
Каждая музыкальная игра имеют четкую педагогическую направленность, являются средством, при помощи которого я учу детей воспринимать музыку и передавать в движении ее содержание и особенности.
Музыкальные игры - основной путь раскрытия музыкального образа через движение: внимание детей направляется на содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности.
Основная задача музыкальной игры формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в движении в соответствии с музыкой.
Музыкальный образ складывается с помощью разнообразных средств выразительности (мелодическая линия, ладовая окрашенность, временные соотношения, гармонии, нюансы), которые необходимы для выражения эмоционального содержания произведения.
Добиваясь выразительности при выполнении движений детьми, я слежу за тем, насколько сильно и точно передают они особенности того или иного музыкального произведения.
В процессе коллективных занятий развиваются индивидуальные способности каждого ребенка. В игре я ставлю ребенка в такие условия, когда он должен проявить инициативу, активность, находчивость, решительность, а музыка, сопровождающая движения, повышает жизненный тонус детей, улучшает качество движений, способствует ритмичности и большей координации.
С помощью музыкальных и творческих игр теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми.
В своей работе я применяю различные педагогические технологии. Ведущей технологией, используемой мною в практической деятельности, является личностно - ориентированный подход. Он обеспечивает: самопознание детей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, введение обучающихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций; формированию у обучающихся творческих способностей. Также внедряю здоровьесберегающие технологии.
Музыкальные игры включены в комплексную программу «Хореография», по которой работает творческое объединение.
На своих уроках я использую такие виды игр: музыкально - ритмичные игры для детей, танцы импровизации и пластичные этюды, танцевальные подвижно - образные игры упражнения, танцевальные подвижно - образные игры - упражнения.
Такой подход в обучении позволяет детям самовыражаться в танце, развиваясь эмоционально и духовно. Благодаря интересу детей к играм, они легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше физической пользы. Освоив хореографию на базовом уровне, дети через игру чувствуют себя уверенней в коллективе сверстников, компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуется их способность к коммуникации. Дети могут использовать свои новоприобретенные танцевальные навыки и дома, например, отмечая в кругу друзей День рождения и другие праздники. Движение – это важное средство воспитания, а также жизненно необходимая потребность ребенка. Чем разнообразней движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Слияние игр и танца дает детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То, что до игры могло казаться скучными упражнениями для воплощения неясного будущего, прорисованного только в голове у преподавателя, после игры на занятии приобретает совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья, самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее на занятиях хореографии, ребенок будет в большей степени радоваться выступлениями и получать от них больше пользы в виде раскрепощения, приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования покажутся им в какой-то степени тоже игрой.
Игровой процесс задействует все чувства ребёнка, поэтому, навыки, полученные в этот момент, развиваются с невероятной быстротой. Усвоение нового материала идёт ещё быстрее, когда заложенные природой творческие порывы находят выражение в овладении своим телом. Этот необычайно эффективный метод, как правило, становится заразительным примером для окружающих детей.
Как показала практика работы, учет возрастных психологических особенностей, позволяет выделить основную направленность в работе: внимание сенсорному воспитанию, развитию музыкальности, танцевальной координации движений, умение ориентироваться в пространстве, формирование первоначальных танцевальных навыков.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.
Диагностика показывает, что в результате проделанной работы дети научились:
-узнавать основные эмоциональные состояния,
-более тонко воспринимать, переживать, чувствовать окружающую действительность.
Из наблюдений видно, что дети стали внимательнее и заботливее друг к другу, уступчивыми, готовыми прийти на помощь, в отношениях снизилась конфликтность и агрессивность, появилась адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, эмоциональная устойчивость. Все эмоции, их оттенки, которые испытывает, проживает ребенок в танце, формируют привычку относится дружелюбно к окружающим его людям, дают возможность осмыслить свое поведение, самоутвердиться в жизни.
Данный опыт работы может быть использован для педагогов-внешкольников, вожатых пришкольных лагерей, руководителей хореографических кружков.
4.ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Музыкально - ритмичные игры для детей
Музыкально - ритмичные игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.
«Поймай ритм!»
Группа садится в круг. Ведущий хлопает в ладоши, используя несложный ритм, который легко повторить. По мере возможности участники присоединяются к ведущему и в конце концов хлопают все вместе. Затем ведущий может остановиться и задать другой ритм.
Возможно, ведущему нужно будет побуждать участников внимательно слушать и не хлопать беспорядочно в ладоши
Варианты игры: Можно отстукивать ритм на разных частях тела.
Ритм можно сопровождать словами. Например, «Да-вид Холл» или «Суп с лапшой».
Каждому участнику поочередно можно предлагать стать ведущим.
Для сопровождения можно использовать музыкальную аудиозапись.
Можно использовать такие инструменты, как бубны.
Простые ритмы группа может повторять немедленно (как эхо).
Участники могут повторять заданный ритм один за другим, по очереди.
Когда первый ритм будет освоен всей группой, ведущий может переходить к следующему без перерыва. Он может произнести: «Все меняется», чтобы подать группе сигнал перехода к новому ритму.

«Танец шляпы»
Группа садится в круг. Когда начинает звучать музыка, участники передают шляпу по кругу, по очереди надевая ее на голову своего соседа. Когда звучание музыки прерывается, ведущий просит участника, у которого в этот момент оказалась шляпа, показать какое-то движение — с тем чтобы все остальные его повторили. Музыка начинает звучать вновь, и игра продолжается.
Важно: Ведущему нужно следить за тем, чтобы передача шляпы происходила именно через надевание, а не стягивание ее с соседа.
Темп музыки может влиять на скорость передачи шляпы.

«Музыкальные обручи»
Ведущий раскладывает обручи на полу в большой комнате. Как только начинает звучать музыка, участники начинают ходить, танцевать или прыгать вокруг обручей. Как только музыка смолкает, каждый находит себе обруч и встает в него.
Важно: Участникам не следует вставать в обруч, пока звучит музыка.
Ведущему следует продлевать паузу настолько, чтобы у каждого участника было время найти себе обруч до того, как музыка зазвучит вновь.
Варианты: Можно не раскладывать обручи по всей комнате, а расположить их в ее центре.
Вместо обручей можно использовать небольшие коврики или лоскуты.
Число обручей может равняться половине числа участников: в каждом обруче оказывается по два участника.
Если расположить обручи вплотную друг к другу, каждый участник сможет вставать в два разных обруча (или наступать на место их касания).
Можно использовать три обруча разных цветов подобрав к ним косынки (или лоскуты) соответствующих цветов. Танцуя, участники размахивают косынками, а когда музыка смолкает, каждый находит обруч по цвету своей косынки.

«Перевернись и поздоровайся»
Участники ложатся на коврики. Лежа на спине, образуют круг таким образом, чтобы их руки оказались в центре. Все вместе поют песню (см. ниже), и каждый участник перекатывается на бок (или ему помогают это сделать) и дотягивается до своего соседа, который тоже разворачивается в его сторону, и они приветствуют друг друга прикосновением. После этого каждый перекатывается на другой бок, чтобы «поздороваться» с еще одним соседом. Допев песню, участники меняются местами, и игра продолжается уже с новыми партнерами
Важно: В некоторых группах необходимо оговорить направление поворота для каждого участника до того, как начнется игра.
Возможно, ведущему придется замедлять или ускорять темп песни в зависимости от того, как скоро участники смогли поприветствовать друг друга.

«Автомобили»
Цель: Закрепление исполнения движений и соединение его с темпом музыки.
Правила игры: дети стоят в шахматном порядке или в шеренгу. По команде «сели в машину» дети выполняют команду – изображая руками, что держатся за руль. По команде «завели моторы» дети издают звуки, имитирующий звук мотора. По команде «поехали» дети свободно передвигаются по залу, не сбивая друг друга под темп музыки.
Учитель поднимает карточки светофора, где написано задание исполнения движений: красный – галоп; желтый – подскок; зеленый – бег с поджатыми ногами.
По команде «машины в гараж» дети должны на 3 счета встать на свои первоначальные места, и кто не успеет поставить машину, тот выбывает из игры. Кто во время игры сталкивается и попадает в «аварию», тот тоже выбывает из игры.
«Веселый танец»
Правила игры:
Дети, взявшись за руки, становятся в круг. В центр круга выходит ведущий.
1-7 такты. Круг двигается простым шагом против хода часовой стрелки. Ведущий в центре идёт по кругу по часовой стрелке.
8 такт. Ведущий останавливается перед выбранным партнером. Одновременно останавливается и весь круг.
9-12 такты. Ведущий и партнер, взявшись за руки, прыгают подскоками по кругу по ходу часовой стрелки. Все играющие хлопают в ладоши.
13-16 такты. Повторяются движения 9-12 тактов, но в обратную сторону.
Ведущий занимает место своего партнера в общем кругу, а его партнер становится ведущим. Игра повторяется сначала.

«Топ-топ-хлоп-хлоп»
1.Звучат по очереди 3 музыкальных фонограммы.
1 задание – протопать, прохлопать, прошагать в ритме, темпе и характере музыкального эпизода вместе и по показу учителя все три рисунка по очереди.
2 задание – учитель задает рисунок, дети повторяют самостоятельно.
3 задание – дети совершают самостоятельное импровизированное движение в ритме и характере музыкальной темы.
Варианты музыкальных тем:
1. «Африка».
2.«Карнавал».
3. «Топотушки».

«Музыкальная змейка»
Цель: Закрепить ранее изученные танцевальные движения, развить координацию, музыкальный слух.
Подготовка к игре: все играющие делятся на 3 -4 группы. Команды выстраиваются в колоны параллельно одна за другой и называются «змейками». Каждая змейка, запоминает какую – либо музыкальную мелодию. ( Например, 1 – полька, 2 – вальс, 3 – марш). Аккомпаниатор проигрывает несколько раз все мелодии для того, чтобы играющие усвоили свою мелодию. Впереди команды ставится игрок, хорошо знающий танцевальный шаг.
Правила игры:
1. Играющим можно двигаться только под свою мелодию.
2. По сигналу змейки все змейки должны встать на свое первоначальное место, игроки в своей команде стоят в произвольном порядке.
Описание игры: Как только зазвучала одна из мелодий, змейка соответственно движению должна двигаться в различном направлении, проходя мимо других змеек. Затем меняется мелодия, и та змейка, которая двигалась, останавливается в основной стойке, а следующая змейка двигается на свою мелодию и так далее.
По сигналу учителя змейка должна быстро занять свое первоначальное место. Змейка раньше других занявшая свое место считается выигравшей.
«Сделай так»
Цель игры: Мимикой, жестами, пластикой и звуком изобразить то, что написано на карточке. Игра развивает воображение, творчество, и владение выразительными средствами – мимикой, пластикой и жестами.
Правила игры: Дети встают в круг, учитель раздает им карточки, где написано то, что ученик должен изобразить без подготовки. Все остальные должны отгадать, что показал ученик, если угадали, то показывающий верно справился с заданием. Задания должны подбираться по возрасту детей и соответствовать общей теме урока.
Задания: встревоженный кот; грустный пингвин; восторженный кролик; хмурый орел; человек, который хорошо пообедал; жмут ботинки; человек, который неудачно пнул кирпич; человек, у которого острый приступ радикулита; горячий утюг; будильник; и другие варианты, в зависимости от возраста детей.

«Танцуй как я, танцуй лучше»
Участники конкурса стоят по кругу. С началом музыки один из детей выходит в круг и танцует. Затем, не прекращая движение, подходит к стоящему в кругу ребенку и, поклонившись, передает ему очередь, приглашая продолжить пляску. Игра длится до тех пор, пока не выступили все желающие. Победителем признается тот, чьи движения понравились больше.

«Музыкальное объятие»
Дети двигаются под весёлую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребёнок должен крепко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают по залу парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все дети не объединятся в одном музыкальном объятии.
2.Танцы импровизации и пластичные этюды
Ритмические упражнения под чтение стихов развивают у ребёнка чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений. Они помогут ребёнку сочинить свой собственный оригинальный танец, научат импровизировать под музыку. Ваш малыш сможет не только изобразить с помощью пластики растения и любимых животных, но и придумать, сыграть маленькие сценки-этюды на заданные темы.
Упражнения для развития чувства ритма под чтение стихов.
Упражнение № 1.
Читая текст, отбивайте вместе с ребёнком ритм стихотворения хлопками. Затем попросите ребёнка сделать это самостоятельно.
Доктор Фостер
Отправился в Глостер
Весь день его дождь поливал.
Свалился он в лужу,
Промок еще хуже,
И больше он там не бывал!
Упражнение № 2.
Это упражнение научит ребёнка выявлять ритмический рисунок с помощью различных движений.
У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал её правый башмак (7 хлопков)
В одном она скачет,
И жалобно плачет,-
Нельзя без другого никак! (7 хлопков).
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере (вперёд 7 шагов).
Ботинок для правой ноги (3 хлопка)
Сошьём тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги! (7 шагов назад).

Упражнения на повторение «движений» растений.
Упражнение № 1. Дерево
Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
Упражнения № 2. Роза
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.

Упражнения на повторение движений животных.
Упражнение №1. Кошка
Это самое известное, всеми любимое животное. Кошек мы встречаем повсюду, у многих они есть дома. Какие же пластичные движения свойственны кошке? Представьте себе какую-нибудь кошку, которую Вы видели. А теперь вспомните, как она ходит, плавно переставляя лапы и выгибая спину. Пройдитесь как кошка! Вспомните, как кошка умывается, попробуйте вместе с ребёнком делать те же движения, что и она. Кошка фырчит, выгибая спину, когда сердится или хочет напугать. Посмотрите, как она прогнулась, когда ластиться или когда у неё просто хорошее настроение.
Можно придумать и сыграть сценку – этюд: кошка спит, удобно свернувшись калачиком, но вот она проснулась, потянулась, умылась и стала разгуливать по комнате.
Упражнение № 2. Лягушка
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать.
Упражнение № 3. Лебедь
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
Танцы-импровизации.
Если немного пофантазировать, то можно придумать танец самостоятельно – это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение выбрать.

Пластические этюды под чтение стихов.
Выразительно читая стихотворение, можно выразить его содержание при помощи движений. Фантазировать таким образом можно с любыми стихами.

Этюд № 1. Считалочка
Вышли мыши как-то раз (ходьба на носках)
Посмотреть, который час.
Час, два, три, четыре (4 хлопка в ладоши)
Мыши дёрнули за гири (поднять и опустить руки)
Вдруг раздался страшный звон (присесть, закрыть уши)
Убежали мышки вон!

Этюд № 2. Бабочка
Меня напрасно осуждают,
Что я танцую без конца, (взмахи руками)
Пою, кружусь я и порхаю,
Чтоб людям радовать сердца (покружиться на месте)
А мир так весел и прекрасен,
В нём звон ручьев и леса шум (подскоки вправо со взмахами рук)
И как же должен быть несчастен
Кто вечно мрачен и угрюм. (подскоки влево со взмахами рук)
3.Танцевальные подвижно - образные игры упражнения
«Ниточка с иголочкой»
Дети становятся по кругу. Считалкой выбирают из играющих «иголочку», «ниточку» и «узелок», которые выходят и круг. В это время остальные берутся за руки и поднимают их вверх воротиками. По сигналу «иголочка», «ниточка» и «узелок» начинают бегать между детьми. При этом «иголочка» старается запутать «ниточку» с «узелком».
Когда дети освоятся, «ниточку» можно «удлинить», выбрав трех и более детей.
Игру можно проводить, сопровождая движения текстом:

Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама раздетая ходила.
Она тонка, да длинна,
Одноуха, да остра,
Одноуха, да остра,
Всему миру красна.
Хвостик нитяной
Тянет, тянет за собой.
Сквозь холст он проходит,
Узелок себе находит.

«Мы едем, едем, едем»
Дети строятся в колонну «паровозиком», кладут руки друг другу на плечи. Под текст (замедляя и ускоряя его произношение) двигаются дробным топающим шагом. С окончанием текста «выходят из вагончиков» и собирают цветы или осенние листочки. По сигналу снова занимают места в вагончиках.

Чух, чух, пыхчу.
Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте
Не хочу.
Колесами стучу, верчу —
Садись скорее,
Прокачу! Чух! Чух!

«Завивайся, ниточка, в клубок»
Играющие стоят друг за другом, держась за руки. Ведущий под хороводную музыку ведет детей «змейкой», затем закручивает свою «ниточку» в спираль, потом обратным движением ее раскручивает. Движения сопровождаются текстом:
Завивайся, ниточка, в клубок,
Завивайся, тонкая, в клубок,
Свяжет бабушка хорошенький чулок.
Свяжет бабушка красивенький носок.
Развивайся, ниточка, скорей,
Развивайся, тонкая, скорей,
Свяжет бабушка чулочки подлинней,
Свяжет бабушка носочки попрочней.

«Веселая карусель»
Дети стоят по кругу, держась одной рукой за обруч. Под текст начинают движение, ускоряют, бегут, замедляют и останавливаются.
Завертелись карусели
И помчались с ветерком,
Поначалу еле-еле,
А потом бегом, бегом!
Вот как весело бежать,
Вот как весело играть!
Но пора остановиться
И немного постоять!

«Ты катись, веселый мяч»
Дети встают в круг и произносят все вместе текст:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого веселый мячик,
Гопака танцует нам.
Ребята передают мяч друг другу. У кого ребенка на словах «гопак танцуем нам» окажется мяч, тот выходит в центр круга и танцует. Все дружно хлопают.

«Ходим кругом»
Цель игры: закрепить проученные движения.
Описание игры: Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Двигаясь по кругу танцевальным шагом, играющие запевают песню, к которой упоминается имя водящего.
Ходим кругом, друг за другом
Эй, ребята не зевать!
Все, что (Коля) нам покажет
Будем дружно выполнять.
Круг останавливается, и водящий показывает какие либо движения. Все ребята повторяют эти движения. Водящий выбирает кого – либо из ребят и делает поклон. Тот, кого выбрали, становится водящим, игра продолжается.

«Боронила борона»
Играющие встают двумя шеренгами, образуя угол. Пространство перед каждой шеренгой — это «поле», которое нужно вспахать и проборонить. Одна шеренга движется дробным шагом мимо другой, сопровождая движение скороговоркой: «Воронила борона по боронованному полю». Дойдя до противоположного края, дети останавливаются и разворачиваются. Образуется новый угол. И теперь дробным шагом начинает движение другая шеренга.
4. Танцевальные игры - превращения
Игры-превращения развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности.
«Зеркало»
Дети стоят в парах лицом друг к другу. Один из них показывает движения, другой их повторяет как отражение в зеркале.
Игра с тем же содержанием может называться «Обезьянки».
«Кот и мыши»
«Кот» спит в центре комнаты, присев на корточки, «мыши» ходят вокруг. Когда взрослый выключает магнитофон, «кот» ловит «мышей», которые убегают в дом на стулья.
«Дети и медведь»
Правила игры: звучит веселая музыка, все дети свободно двигаются по залу, музыка прекращается, и дети замирают в различных позах. Из берлоги (отведенное в зале место) выходит «медведь» - водящий. Ребята могут шевелиться, но если водящий увидит, то уводит провинившегося ребенка к себе в берлогу. Звучит музыка - «медведь» убегает, а дети исполняют танцевальные движения под музыку ( полька, вальс, русская мелодия и др ).
При подведении итогов отмечаются не только дети, которые ни разу не попали в «лапы медведя», но и те, которые хорошо и красиво исполняли танцевальные движения.

«Чудо-юдо»
Дети присаживаются, опускают голову и обхватывают руками колени, изображая таинственный кокон. Под музыку из коконов начинают появляться фантастические обитатели других планет.

«Насос»
Играющие располагаются по кругу. Дети приседают и превращаются в не надутые резиновые игрушки, каждый задумывает про себя свой будущий образ. В центре взрослый или ребенок. Он начинает «надувать» игрушки, изображая «насос» и произнося звук «Ш». Дети постепенно поднимаются и изображают задуманную игрушку.
Вариант. Можно играть в парах, меняясь ролями. Сначала один придумывает фигуру, потом другой.

«Мокрые котята»
Дети изображают промокших под дождем котят, которые лежат на ковре, «свернувшись клубочком». После дождя котята вытягивают лапки, стряхивают капельки, выгибают спинку, умываются, греются, веселятся.

«Снеговик»
Дети стоят врассыпную: ноги широко расставлены, руки на поясе, тело напряжено, спина прямая, осанка горделивая. Играющие изображают «толстых» снеговиков. Под словесные указания взрослого: «Выглянуло солнце, стаю пригревать, снежок стал таять» — «снеговики» постепенно расслабляют мышцы, начинают «оседать», «таять», опуская голову, плечи, руки по очереди. В конце опускаются на пол, превращаясь в «лужицу».

«Снежинки-ручейки»
Игра развивает ориентировку в пространстве, пластику движений. Сопровождается нежным звучанием колокольчиков или металлофона. Все действия выполняются по словесному указанию взрослого.

«Снегопад»
Дети - «снежинки» плавно кружатся по илу. Руки разведены в стороны — это лучики снежинок, их нельзя «сломать», снежинки очень хрупкие. Замирают звуки металлофона — дети застывают в красивой позе или опускаются на одно колено.
Выглянуло солнышко и растопило снежинки (глиссандо). Снежинки тают и превращаются в капельки. Дети опускают руки вниз, округляют их, изображая капельку. Капельки стекаются в ручеек. Ручейков может быть несколько. Дети встают друг за другом паровозиком и двигаются под музыку в разных направлениях. Ручейки стекаются в лужицы. Дети из «паровозиков»перестраиваются в кружочки и двигаются по кругу, держась за руки. Эти лужицы стекаются в озеро. Кружочки объединяются в одни большой круг, дети приседают с окончанием музыки.
По желанию педагога капельки испаряются, поднимаются в Облачко, там превращаются в снежинок и, снова кружась, надают на землю. Игра повторяется сначала.

«Прекрасные цветы»
Дети располагаются врассыпную по залу, изображая бутоны, из которых с началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».
Музыкальное сопровождение побуждает играющих к пластичности движения, выразительной мимике.
Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть; дети, медленно расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают, поднимаются. Действия сопровождаются соответствующей мимикой.
Роли Солнышка и Дождика могут исполнять дети.

«Зернышко»
Дети изображают зернышко, которое, прорастая, превращается в растение или дерево. Каждый ребенок придумывает, во что он будет превращаться. Характерные особенности этого растения или дерева должны отразиться в жесте, позе, движении, мимике. Например: ель — ветки вниз, тополь — вверх, ива — руки расслаблены, кактус — пальцы растопырены.

«Карнавал животных»
Под музыку Сен-Санса «Карнавал животных» дети должны изобразить характерные движения тех персонажей, о которых рассказывает произведение.
Можно использовать наиболее образные фрагменты сюиты: «Куры и петухи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Королевский марш львов», «Лебедь».

«Цыплята»
Для танцевальной миниатюры используется музыка из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» — «Балет невылупившихся птенцов». Дети изображают птенчиков, которые постепенно появляются из скорлупок, отряхиваются, чистят перышки, учатся ходить, радуются, знакомятся, танцуют.

«Магазин игрушек»
Дети изображают какую-нибудь игрушку, принимая для этого необходимую позу. Из числа играющих выбирается продавец, который «заводит» игрушки, и покупатель, который пришел в магазин подобрать подарок.
Задача покупателя: по движениям, мимике, жестам угадать образ задуманной ребенком игрушки.

«Марионетки»
Дети изображают кукол-марионеток и по сигналу должны принять любую позу. Необходимо обратить внимание детей на то, что в движении участвуют все части тела.

«Заводные игрушки»
Цель игры: Отразить характер музыки через движение. Начинать движение после вступления, заканчивать точно с окончанием звучания музыки.
Описание игры: Движения передавать в характере музыки. Зайчики - прыгают на 2 –х ножках с небольшим продвижением вперед, на последний аккорд присаживаются (И. Штраус – «полка") Медвежата - кружатся, тяжело переступая, в конце музыки останавливаются (П.И. Чайковский «Выход и песня медведя») Лошадки скачут прямым подскоком по кругу (Д. Россини «Увертюра»)

«Передай настроение»
По просьбе взрослого дети изображают: походку бабушки, движения веселого клоуна, задумчивого или рассеянного человека, радостно бегущего к маме ребенка, походку малыша, который учится ходить, походку осторожного охотника.
Вариант. Чтобы детям было интересней, можно приготовить карточки, на которых изображены сказочные герои: Буратино, Мальвина, Винни-Пух и так далее. Дети изображают данного персонажа.

«Зимние забавы»
Цель: Точность пластического изображения, концентрация, фиксация внимания, умение фантазировать.
1. Взявшись за руки, ведем хоровод вокруг воображаемой елки (звучит фонограмма).
2. Музыка-стоп: дети по очереди выполняют задание – изображают ответ на вопрос «Что делают, чем занимаются, как отдыхают зимой.».
1 вариант – по словесному определению учителя.
2 вариант – придумывают сами.
3 вариант – одни изображают – другие отгадывают.
Предполагаемые сюжеты: катание на санках, на лыжах, на коньках, игра в снежки, катание с горки, построение снежных скульптур, снеговика и т.д.

«Цирк»
Описание игры: чертится мелом круг (манеж). Педагог исполняет роль Инспектора манежа, который объявляет о начале игры, представляет парад – алле, и объявляет первый номер. Ребята поочередно выходят на манеж и изображают артистов цирка: ходят по канату, танцуют как дрессированные лошадки, прыгают через обруч, как хищники, и т.д. Завершается программа общим парадом.

«Деревянные и тряпичные куклы»
Цель игры: Показать различия между деревянной куклой и тряпичной. Развитие творческого воображения и мышечного изображения, ощущений.
Описание игры: Деревянная кукла – дети напрягают мышцы ног и корпуса и опущенные вдоль тела рук. Под музыку выполняются повороты тела вправо и влево на маленьких, невысоких полупальцах. Изображение тряпичной куклы - дети стоят без лишнего напряжения в плечах и корпусе, руки висят пассивно, ноги чуть в свободном и расслабленном положении.
Под музыку дети исполняют повороты вправо и влево, при этом руки свободно обвивают тело, как у тряпичной куклы, ноги плотно стоят на полу. Движение кукол повторяется поочерёдно, чтобы дети могли почувствовать разницу напряженных и расслабленных мышц.

«Самолеты»
Цель:
Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.
Описание:
Педагог называет имена 3-4 детей и предлагает им приготовиться к полету, показав предварительно, как заводить мотор и как летать.
Названные дети выходят и становятся произвольно на одной стороне площадки или комнаты. Педагог говорит: "К полету приготовиться. Завести моторы!" Дети делают вращательные движения руками перед грудью и произносят звук "р-р-р". После сигнала педагога "Полетели!" дети разводят руки в стороны (как крылья у самолета) и летят - разбегаются в разные стороны. По сигналу педагога "На посадку!" они направляются к своим стульчикам и садятся на них. Затем играет другая группа детей.

«Елочка»
1. Взявшись за руки ведем хоровод вокруг елочки (фонограмма).
2. Музыка – стоп: дети по очереди изображают пластические игрушки, которыми украшена елка, которые стоят под елкой, новогодние подарки.
1. По подсказке учителя.
2. Придумывают сами.
3. Одни показывают – другие отгадывают.
5.Список литературы
1. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и пересказал Г. Науменко; Рис. А. Матросова, - М.: Дет. Лит.,1980. -63 с., ил.
2. Дайлидене И.П. Поиграем, малыш! Книга для работников дошк. учреждений и родителей. – М.: Просвещение 1992. – 112с. ил.
3. Джаферова Э.К., Вилеко В.Л. Весёлая переменка.- Д.:Сталкер, 2000. -320с.ил.
4. Зимина А.Н.Образные упражнения и игры в музыкально – ритмическом развитии детей. Практикум для педагогов – М.:ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 32с. (Музыка для дошкольников и младших школьников)
5. Игры нашего двора. Сборник. – СПб.: Регата, Издательство Дом Литера», 2000. -384с. («Энциклопедия веселой компании»)
6.И ванова Е.И. 100 игр, сценариев и праздников в детском саду и в начальной школе (Колл.авт. «Материнской школы») – м.: ООО « Издательство «Астрель «, К.,ГИППВ,2001. -288с..с ил.
7. Константинова И.В. Игротренинг. Методическое пособие по развитию творческих способностей и психической пластики у детей дошкольного и школьного возраста. СПб 1996. -34с.
8. Коренева Т.Ф. Музыкально – ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: В2 ч. – Учеб – метод.пособие. – (Воспитание и дошкольное образование детей). – (Б-ка муз.руководителя и педагога музыканта). – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 112 с., Ч2. – 104 с: ноты.
9. Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студ. сред.и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,1999. – 224 с. (стр. 337, 95, 99,125.)
10. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры:Пособие для воспитателя детского сада / Редакция Л.В.Руссковой. – М.: «Просвещение», 1986. – 79с.: ил.
11. Поиграем, потанцуем: Игровые упражнения и пляски для детей младшего и среднего дошкольного возраста / Сост. Г. П. Федорова. – СПб. «Детство - пресс»,2002. -48с. – (Серия «Из опыта педагога»)
12. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет, - М.; Новая школа,1994, -288с.
13. Чибрикова – Луговская А.Е. Ритмика Ходьба. Упражнения. Игры. Танцы: Метод.пособие для воспитателей муз. Руководителей и учителей нач. шк. – М.: Дрофа,1998. -104 с.: ил, (стр. 66 - 95).
14. Федорова Г.П. Играем, танцуем, поем! Методическое пособие.– СПб.: «Детство - пресс»,2002. – 48с. (Серия «Из опыта педагога»).
15. 500 замечательных детских игр./Сост. А.Б. Бочарова, Т.М. Горева - М.: ООО «Фирма» изд – во АСТ, 1999. -384с. – (Популярная биб–ка для родителей и педагогов).

Рекомендуем посмотреть:

Зимние музыкальные игры для детей 5-9 лет Дидактические материалы для подготовительного класса ДШИ с презентацией Дидактические игры для детей на уроках музыки Методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 6-8 лет

Похожие статьи:

Музыкальные игры для старшеклассников

Сценарий выпускного в школе раннего развития современный | Посвящение в кружковцы. Сценарий праздника современный
Опубликовано: 1454 дня назад (29 ноября 2020)
Просмотров: 8582
0
Голосов: 0
Гульфия # 7 ноября 2022 в 14:38 0
Здравствуйте! Благодарю за материал. Уточните, пожалуйста, что за произведение П. И. Чайковского "Выход и песня медведя"? Благодарю