Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока хореографии для детей 5-6 лет. Пластическая и танцевальная импровизация

Пластическая и танцевальная импровизация
Автор: Цымбаленко Инна Олеговна, руководитель творческого объединения "Хореография" УДО ДДЮТ "Юность"города Тореза.
Описание материала: Данный урок разработан для обучающихся хореографии (средняя группа). Занятие знакомит детей с импровизацией, содействует совершенствованию у учащихся чувство ритма, памяти, внимания, умения выражать свои чувства, понимания музыки, техники исполнения движений.
Цель: Уточнить, закрепить, углубить знания детей про импровизацию, пантомиму; научиться импровизировать; развивать познавательные психические процессы, умственные способности, память, физическую силу и выносливость, обогатить словарный запас; воспитывать чувство толерантности, умение доводить дело до конца, использование мотивации, развитие актёрского мастерства.
Оборудование: DVD, телевизор, CD и DVD-диски.
Ход занятия
1. Вступительная часть
1.1 Организация детей, поклон.
1.2 Сообщение о теме и цели занятия.

2. Основная часть
2.1 Педагог спрашивает у детей: «Что такое импровизация?»
Дети отвечают.
Импровизация (франц. improvisation, итал. improvvisazione, от лат. improvisus - неожиданный, внезапный), создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. Импровизация возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки импровизации в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.)
Импровизация в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии импровизация в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве. Импровизация варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на «вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы). Импровизация в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.)
Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в. вызвало к жизни ещё один вид импровизации: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. импровизация остаётся обязательным элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарльстон, липси, твист, шейк и др.).
Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с пластической и танцевальной импровизацией, для этого выполним следующие упражнения:
2.2 Прыг-скок
Вот одно интересное задание. Приведите примеры разнообразных подскоков самыми различными способами (на прямых, согнутых, перекрещенных ногах, на одной ножке, с поворотами, с разными положениями рук, головы и корпуса). Можете ли вы подпрыгнуть, вообразив себя Бармалеем? Котом в сапогах? Дюймовочкой? В самом общем плане это - начало балета. (Дети выбирают самостоятельно себе персонажа и показывают прыжки).

2.3 Потанцуем?
Великий датский сказочник Ганс Христиан Андерсен подарил миру множество чудесных сказок и историй.
Как , например, не замереть от восторга, представив себе бал цветов? «Цветы очень мило танцевали: они то становились в круг, то, взявшись за длинные зелёные листочки, точно за руки, кружились парами. На фортепиано играла большая жёлтая лилия…Впереди шли две прелестные розы с маленькими коронами на головах – это были король с королевой. За ними, раскланиваясь во все стороны, шли чудесные левкои и гвоздики. Музыканты – крупные маки и пионы, - дули в шелуху от горошка и совсем покраснели от натуги, а маленькие голубые колокольчики и беленькие подснежники звенели…Вот была забавная музыка! Затем шла целая толпа других цветов, и все они танцевали – и голубые фиалки, и оранжевые маргаритки, и ландыши».
Не правда ли, какая чудесная история! Об этом бале вы узнаете, прочитав сказку Андерсена «Цветы маленькой Иды».
Чтобы не терять времени даром, вспомните, какие танцевальные движения вы знаете (повторяем изученные движения). А теперь включаем музыку и сымпровизируем несложный танец. Можете представить себя левкоем, гвоздикой, маргариткой или ландышем (предлагаю «сказочника» и он распределяет «роли»).
Прочитаем другое описание танца – из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
…Алиса встретилась с Черепахой Квази и Грифоном. Беседа коснулась морской кадрили с омарами, о которой Алиса ничего не знала.
- Значит, ты не имеешь понятия, как принято танцевать морскую кадриль с омарами.
- Нет, не имею, - вздохнула Алиса. – А что это за танец?
- Прежде всего, - начал Грифон, - все выстраиваются в ряд на морском берегу…
- В два ряда! – закричал Черепаха Квази. – Тюлени, лососи, морские черепахи и все остальные. И как только очистишь берег от медуз…Делаешь сначала два шага вперёд…
- Взяв за ручку омара! – закричал Грифон.
- Конечно, - подтвердил Черепаха Квази. – делаешь два прохода вперёд, кидаешься на партнёров…
- Меняешь омаров – и возвращаешься назад тем же порядком, - закончил Грифон.
- А потом, - продолжал Черепаха Квази, - швыряешь…
- Омаров! – крикнул Грифон, подпрыгивая в воздух.
- Подальше в море…
- Плывёшь за ними! – радостно завопил Грифон.
- Кувыркаешься разок в море! – воскликнул Черепаха Квази и прошёлся колесом по песку.
- Снова меняешь омаров! – вопил во весь голос Грифон.
- И возвращаешься на берег! Вот и вся первая фигура, - сказал Квази внезапно упавшим голосом. И два друга, только что. Как безумные, прыгавшие по песку, загрустили, сели и с тоской взглянули на Алису.
- Это, должно быть, очень красивый танец, - робко заметила Алиса».

(предлагаю «сказочника» и он распределяет «роли»).

Сравните описания танцев:
А) какие по характеру танцевальные движения больше подходят к танцу цветов, а какие – к морской кадрили? (Ответы детей)
Б) в каком танце больше чувствуется грациозность, а в каком больше беготни и озорства? (Ответы детей)

2.4 Сочиняем балет
То, что произошло с героями сказки Корнея Ивановича Чуковского «Муха-цокотуха», вы, конечно, знаете с детства. А что, если сочинить на эту тему балет?
Итак, выделим персонажей. Главная героиня – Муха, главный герой – Комарик, главный злодей – Паук.
Расскажите, какие они, наши главные герои. И как их характер отразится в движении.
Вероятно, Муха – весёлая и нарядная барышня, вдобавок очень удачливая: в день именин денежку нашла, самовар купила. Её танец, наверное, будет искриться настоящей радостью жизни!.но это начало балета. Как изменится её танец после роковой встречи со злодеем? И, наконец, какой предстанет перед нами героиня после своего счастливого спасения?
Теперь о женихе. Какой он? Отчаянная смелость и подлинное благородство – вот, наверное, главные черты этого персонажа.
Как, по-вашему, Паук отреагирует на появление Комарика: струсит не на шутку или хладнокровно пойдёт на бой?
С главными героями более-менее ясно. Но ведь действие происходило при большом скоплении гостей. У Мухи, как ты помнишь, собралось множество приглашённых: и тараканы, и букашечки, и бабочка. Подумайте, в чём заключается их роли? Как они реагируют на события и почему именно так, а не иначе? (Ответы детей)

2.5 Загадка
Отгадайте загадку, которую сочинила для вас А. Рождественская:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился ввысь и улетел.

Разыграйте маленький спектакль, изображая всё то, о чём говориться в загадке (предлагаю показать, а потом оценить детьми выступление).

2.6 Пантомима
Пантомима – представление без слов, с помощью мимики и жестов. Элементы пантомимы часто используются в драматическом театре; без них невозможен балет. Но пантомима может существовать как самостоятельное искусство.
«Пантомим»:
…бьётся, играет, пылает, неистов. Кружится. Недвижен –
Он поясняет слова, их наполняя красой.
Каждая жилка дар речи имеет. Сколь дивно искусство,
Что при безмолвных устах телу велит говорить!
Подумайте, как можно «исполнить» слова «бьётся, играет, пылает». Все эти слова отображают быстрые, взволнованные действия артиста: биться – бить себя, толкаться, колотиться; играть – веселиться, забавляться, тешиться; пылать – горячиться, гореть страстью. Неистов – это неистовый человек, т.е. не помнящий себя, находящийся в особом состоянии исступления, вышедший из себя.
«Исполнить» слова «кружится, недвижен» вам будет легко.
Иллюстрируя отрывок действиями, применяйте быстрые шаги и подскоки- («играет»), движения головой и руками («бьётся»), вздевайте рукой вверх («пылает») и широко, размашисто разводите их в стороны («неистов»), кружитесь на месте («кружится») и резко замирайте («недвижен»).
Теперь я даю вам предметы, и вы должны представить, что это такое. Например, верёвка (змея, мочалка, нагайка, пояс, обезьяний хвост, бант, собачий ошейник, лассо, канат в цирке, ожерелье); стул (конь, машина, пулемёт, паровоз, мост, партнёр по танцу). Каждому необходимо показать действие с этим предметом.

2.7 Сольная и массовая импровизация
Каждому ребёнку выдаётся задание. Используя танцевальные элементы изобразить данное животное или предмет.
Например, сольная импровизация: «Дерево шатается под ветром», «Дрессированная собачка», «Кукла-марионетка», «Весёлый мячик», «Кузнечик», «Боксёр на ринге», «Лягушонок» и т.д.
Массовая импровизация: «Дети лепят снежную бабу», «Пингвины в Антарктиде», «Танец дикарей вокруг костра», «Паровоз с вагончиками», «Осенние листья» и т.д.
Теперь вы можете сами попробовать придумать задание товарищу.
Дайте оценку выступлениям своих товарищей.

3. Заключительная часть.
3.1 Педагог: Дети, вы поняли, что такое импровизация и пантомима?
Дети отвечают.
3.2 Рефлексия. Что понравилось и почему на уроке, что не понравилось и почему. Что бы вы хотели изменить в уроке.
3.3 Анализ и итог занятия. Хвалим всех детей за старание и усердие.
3.4 Поклон, прощание с детьми.

Литература
1. Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества. Популярная библиотека для родителей и педагогов. М.: «Аквариум ЛТД», 1999.
2. Интернет.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект открытого урока по хореографии (4-5 класс) в коррекционной школе Занятие по ритмике для детей 9-10 лет: Кадриль для детей Театрализация хореографического творчества Посвящение в хореографы. Сценарий

Похожие статьи:

Конспект открытого урока «Ритмика и танец» для детей 5-6 лет

Проект для детей 5-9 лет «Праздник Книги» | Сценарий конкурсной программы к 8 марта для детей 5-9 лет и их мам
Опубликовано: 1662 дня назад (9 марта 2017)
Просмотров: 1910
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!