Оценка речевой готовности детей к обучению в школе
Речевая готовность детей подготовительного класса(лекторий для родителей)
Автор: Почекаева Ирина Александровна (учитель начальных классов) МБОУ "СОШ №1" г. Курска Цель: познакомить родителей с критериями речевой готовности ребенка к обучению в школе, предоставить практические рекомендации для занятий дома.
Речь в жизни ребёнка играет очень важную роль. Усваивая новые слова и грамматические формы, человек расширяет своё представление об окружающем мире.
(СЛАЙД 2 -3) Соответственно, формируются такие функции как:
- Восприятие (СЛАЙД 4)
- Память
- Мышление
- Все виды деятельности
- Социализация Компоненты речи (СЛАЙД 5)
- Фонетика
- Связная речь
- Грамматика Формы речи:устная, письменная, внутренняя. (СЛАЙД 6)
(СЛАЙД 7) Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Ребенок должен владеть элементарными учебными навыками: производить звуковой анализ слова, находить первый и последний звук в слове, называть по порядку все звуки в слове, делить слова на слоги, определять количество звуков и слогов в слове. На что нужно обратить внимание: (СЛАЙД 8)
1. Четкое произношением звуков всех фонетических групп.
2. На формирование фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. Немного теории:
(СЛАЙД 9, 10, 11, 12) Арикуляционная гимнастика очень важна для того, чтобы ваш ребёнок красиво говорил. Предлагаю несколько упражнений, для развития артикуляционного аппарата. (СЛАЙД 13) Говорят, речь на кончиках пальцев и это так. (СЛАЙД 14)
Выдающийся русский просветитель XVIII века
Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития. Научно историческая справка (СЛАЙД 15)
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
- Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.
- Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.
- Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает о себе знать и у нас).
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
(СЛАЙД 16, 17, 18)
Вот некоторые рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.
(СЛАЙД 19, 20) Дыхательная гимнастика ещё одно направление развития правильной речи.
(СЛАЙД 21, 22)
Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
(СЛАЙД 23) Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его;
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда;
- Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения;
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Технологии развития речи (СЛАЙД 24- 29) Основная задача родителей (СЛАЙД 30)
- вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
- чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Советы для родителей. (СЛАЙД 31)
1. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту, не перегружайте ребенка.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Звуки и слова произносите четко и ясно, объясните непонятные слова.
3. Не копируйте детскую речь - это тормозит речевое развитие.
4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
(СЛАЙД 32) Работа для родителей:
- Понаблюдать, выявить проблемы развития ребенка
- Обратиться к логопеду, психологу, психиатру
- Развивать общие знания и умения
- Развивать речевые умения
- Сотрудничество с педагогами, психологом, логопедом
(СЛАЙД 33)
Желаю Удачи! Спасибо!
Презентация на тему: Речевая готовность детей подготовительного класса
Интересная и актуальная презентация!!!Работаю на подготовительной группе,думаю,что и в моей работе с родителями ваша разработка может пригодиться!!!Примите первый голос!Желаю удачи!!!