Музыкально-методическая разработка по слушанию музыки К. Сен-Санса «Карнавал животных» 2 часть
Автор: Музыкальный руководитель ДОУ Иванова Ирина Ивановна
Описание материала:Предлагаю фрагмент музыкального занятия по слушанию музыки Сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных» Продолжение. 2часть.
Данный материал будет ценен и полезен не только музыкальным руководителям дошкольных учреждений, но и всем педагогам кто не равнодушен к музыке. Благодаря яркому, изобразительному характеру каждой музыкальной картинки, музыка легко воспринимается детьми и слушается с большим удовольствием!
Цель: Формировать музыкальный вкус детей, обогащать музыкальные впечатления через прослушивание классической музыки Сен-Санса «Карнавал животных».
Задачи:
1. Формировать представления о жителях Африки , а также дать элементарные представления об особенностях географического положения Африки и Австралии.
2. Развивать творческую активность, закреплять навыки создания выразительных образов с помощью движений, жестов, мимики.
3. Развивать зрительную и слуховую память и внимание, наблюдательность, самостоятельность, творческое воображение, умение передавать впечатления о музыке в художественной деятельности.
4.Развивать и укреплять с помощью дыхательных и игровых упражнений мышцы горла, носоглотки, голосового аппарата, мышц губ, мелких мышц рук.
5. Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании музыкального произведения, расширять словарный запас.
6. Вызвать эмоциональный отклик на музыкальное произведение
7. Воспитывать бережное отношение к животным и толерантность в отношении людей другой расы.
Оборудование: Проектор, музыкальный центр, фортепиано.
Ход занятия:
М.р: Ребята, я вам предлагаю продолжить путешествие инопланетян на планету Земля!!
М.р:Давайте вспомним, с кем впервые увиделись и познакомились гости на планете Земля?
(
ответы: со слонами, осликом, кукушкой)
-Правильно.И вот стало инопланетянам скучно в своей галактике. Каждый день одно и тоже, нет такой красоты и разнообразия как на планете Земля. И решили они вновь полететь на эту удивительную планету. Заправили они летающий аппарат и полетели. Подлетая к планете Земля они увидели очень маленький материк и решили сначала остановиться на нём.
-Ребята, вы не догадываетесь, что же это был за материк? (ответы)
М.р: Это была Австралия. Австралия – удивительная страна. Когда в большей части мира идет снег, австралийцы нежатся на солнечных пляжах. Здесь живут самые уникальные и смертельно опасные животные, которых не найдешь больше нигде в мире.
Не успел приземлиться корабль, как гости увидели в окно иллюминатора животное, которое тут же подпрыгнуло и исчезло. Они подбежали к другому окну, а это странное животное быстрыми прыжками все дальше и дальше от них отдалялось?! Им стало очень интересно и любопытно увидеть этих животных. И они с нетерпением ждали полной остановки корабля....
Пока корабль останавливается давайте с вами послушаем музыку и сможем ли мы по характеру, темпу музыки узнать это животное?!?!
Звучит фрагмент из сюиты Камила Сен-Санса «Кенгуру»
М.р: Кто же это был? Что за животное?
Он - сумчатый атлет,
Ему подобных нет,
В прыжках он виртуоз,
Имеет мощный хвост.
(Кенгуру)
М.р: Конечно, это был Кенгуру. Какие средства музыкальной выразительности вам помогли догадаться, что это кенгуру?
Дети: Быстрый темп
(кенгуру скачет) , тихая музыка
(когда кенгуру остановился).
М.р: Правильно Кенгуру не умеет ходить и бегать, а только прыгает, поэтому и музыка тоже «прыгающая». Отрывистые легкие аккорды, как будто отскакивают от клавиш.
М.р: А какой звучит инструмент?
Дети: Фортепиано или рояль.
М.р: Этот прием называется «стаккато». Каждая фраза, постепенно ускоряется, а к концу фразы осторожно замедляется, как будто кенгуру то и дело останавливается и смотрит по сторонам.
М.р: Ребята, как вы думаете на каком инструменте можно ещё сыграть и изобразить как скачет кенгуру?
Дети: на барабане, ксилофоне, бубне, металлофоне...
Предложить ребятам озвучить с помощью выбранного инструмента как скачет кенгуру
Прослушивание и проигрывание на музыкальных инструментах пьесы «Кенгуру»
М.р: Молодцы, очень точно вы заметили и сыграли ускорение и замедление темпа. Назовите инструменты на которых вы играли?
(ребята называют)
М.р: Когда инопланетяне стали спускаться по трапу корабля, они увидели огромное количество удивительных животных. Они словно по команде остановились, навострили длинные уши и стали ими на все 360 градусов вертеть.
М.р: Инопланетяне тоже остановились и стали рассматривать этих животных. И вдруг вся команда кенгуру стала бить сильными ногами об землю, так они предупреждают об опасности. Гости решили не тревожить хозяев своей территории и вошли обратно в корабль. Когда инопланетяне уселись, в окно иллюминатора они увидели табличку. На ней было что-то написано, они сфотографировали и полетели дальше.
Хотите узнать что там было написано? Я эту фотографию отдам воспитателю и она вам обязательно покажет и прочтет.
Фото и интересные факты о кенгуру
М.р: Пролетая через моря, океаны и разные страны, наши герои остановились в самой жаркой и самой большой после Евразии по площади материке Африке. Африка – единственный материк, на котором встречаются места, где ни разу в жизни не вступал человек.На этом континенте живет больше всего редких животных, которые не встречаются больше нигде.В Африке располагается самая большая пустыня в мире Сахара. Ее площадь больше, чем площадь США.
Когда инопланетяне вышли из корабля они увидели вокруг много травы, колючие кустарники, огромные деревья и поняли, что здесь живёт много разных животных и птиц. Просто сейчас их было плохо видно, потому что уже смеркалось.
Пока наши друзья ищут место, чтобы им расположиться, давайте попробуем рассмотреть животных, которые обитают в саванне и попробуем назвать их.
Картинка с животными (антилопы, львы, жираф, зебра, газель, слон и др.)
М.р: Ребята прислушайтесь к музыке, которая будет звучать, она вам подскажет кого первым встретили наши герои.
Звучит фрагмент из сюиты Камила Сен-Санса «Черепахи»
М.р: Но когда увидите, не спугните их – скажите мне тихо на ушко.
Игра «Найди и на ушко мне шепни»
М.р: Большинство из вас правильно назвало, их встретило самое миролюбивое существо-
Черепахи.
М.р: Что вы себе представляли, пока слушали музыкальное произведение?
(ответ)
- Какой была музыка - быстрой или медленной? Тревожной,сердитой? Или спокойной и доброжелательной
?(ответ)
-Большинство черепах - добродушные и понятливые животные. Если с черепахой ласково разговаривать, она высунет голову из панциря, вытянет шею и станет прислушиваться, а если её ругать, кричать, громко разговаривать она сразу спрячется в панцирь.
- Похоже, это животное никуда не торопится, верно? Слышно было, как оно плавно передвигается, не спеша поворачивает голову, медленно разворачивается, чтобы направиться в другую сторону.
- Ребята, как вы думаете какие музыкальные инструменты продемонстрировали настроение в этой музыке?
(ответ: виолончель и рояль) .
М.р: Восхищаясь чудесной природой, наши гости стали громко разговаривать, смеяться и черепахи в один момент, по черепашьи разбежались и спрятались между узкими камнями. Они раздули себя с помощью воздуха, делая тем самым свое извлечение из камней практически невозможным. Так бывает в момент опасности!!!Инопланетяне очень удивились такому явлению!!!
Давайте с вами превратимся в черепах и поиграем.
Дыхательное упражнение «Черепашки»
на фоне музыки С.Санса «Черепахи»
Когда я стукну громко в бубен вы должны надуть сильно щеки и задержать дыхание, когда буду тихо звенеть бубном вы постепенно «раздувайтесь»
М.р: Инопланетяне не стали больше пугать этих пугливых рептилий и пошли дальше изучать красоты саванны.
М.р: Герои добрались до берега реки и решили отдохнуть под сенью огромных баобабов, прилегли и заснули. Стало светать и вдруг.....
Звучит фрагмент из сюиты Камила Сен-Санса «Антилопы»
М.р: Мимо них пронеслось стадо каких-то рогатых животных, обдало ветром и скрылось, герои и не успели глазом моргнуть! Кто же это мог быть? (ответы)
Почему же антилопы так спешили?
Дети: Они спасались от врага.
М.р: Однако антилопы бегают не только ради того, чтобы спастись ото льва или другого хищника. Иногда им приходится пускаться в далёкое путешествие, чтобы разыскать себе корм. Когда в саванне, где они живут, долго нет дождей, травы становится мало; а антилопы, как вы, наверное, знаете, питаются травой. Два раза в год стадо отправляется вслед за дождями - туда, где выросла свежая трава. Но путь им преграждают реки. Хотя антилопы умеют плавать, они боятся рек. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что в африканских реках водятся крокодилы, бегемоты! Они могут напасть на антилопу прямо в воде.
М.р: Дойдя до реки, стадо долго толпится на берегу и не решается переплыть на другой берег. Наконец, самая смелая антилопа прыгает в воду - а за ней и все остальные! Как вы думаете, антилопы в музыке бежали с трудом - или им было легко бежать?
Дети: Быстро и легко.
М.р: Кажется, что они не бежали, а как будто летели над землей, почти не касаясь её копытами, правда? Какие они - маленькие или большие? Тяжёлые или лёгкие?
Дети: Большие, но бегут легко.
М.р: Легкость, грациозность, стремительность передал какой музыкальный инструмент?
(ответ)
М.р: Правильно, рояль. Ребята, вы только что прослушали музыку Антилопы. Она отличается от музыки Кенгуру? Чем?
Дети: В ней нет пауз,остановок.
М.р: Правильно, Антилопы бегут стремительно, быстро, без остановки.
Пальчиковая разминка - Игра Кенгуру и Антилопы
Сейчас наши ладошки и пальчики превратятся в кенгуру, потом в антилоп. Когда вы услышите музыку кенгуру, ладоши должны высоко подпрыгивать на коленях. Во время пауз - повертите головой вправо-влево. Во время музыки антилоп пальчики быстро побегут по ножкам соседа. Включаются по очереди две пьесы Сен-Санса: «Кенгуру» и «Антилопы». Дети выполняют соответствующие движения.
М.р: Наши друзья долго наблюдали за грациозными, рогатыми животными. Как вдруг из-за кустов раздался громкий рык. Они понеслись со всех ног вместе с рядом пасущимися зебрами и другими животными.
Звучит фрагмент из сюиты Камила Сен-Санса «Королевский марш»
М.р: Это оказался прайд львов, которые решили прогнать со своей территории незнакомцев. Когда чужаков не стало львы гордо и торжественно стали шествовать по саванне.
М.р: Скажите ребята, а в музыке, которую вы слушали лев охотился, бежал или не слишком спешил ?
(ответ)
-Зевая и потягиваясь, выспавшийся лев неторопливо поднялся на ноги, чтобы отправиться на охоту… а все звери, и птицы разом бросились врассыпную, даже наши путешественники испугались и убежали! А он всего лишь зарычал и лишний раз сказал:
Я, царь зверей!!!
Королевский марш льва
Устрашающе красив,
Он свиреп и желтогрив.
Даже хвост совсем не прост -
С кисточкою длинный хвост.
Лапы сильны и могучи,
Рык несется выше тучи.
Ведь не зря он царь зверей
В жаркой Африке своей.
(Автор. А Соболева)
М.р: А вы услышали в музыке, как тревожно щебечут птицы при виде шествующего царя зверей, как разбежались во все стороны испуганные звери?!
М.р:Какие музыкальные инструменты играли в королевском марше?
Дети: Струнные: виолончель, скрипка, альт, контрабас и рояль.
М.р: А почему его назвали марш?
Дети:Под него можно ходить, маршировать.
М.р: Какой темп у марша?
Дети: Спокойный, ритмичный.
М.р: Как лев выходит под музыку?
Дети:Гордо, величаво медленно.
М.р: Представьте, что вы львы, постарайтесь горделиво под музыку изобразить львов. А когда услышите рычание в музыке показывайте "зловещие» движения, а голосом покажите рычание львов
(глиссандо вверх звуком РРРР).
Звучит фрагмент «Марш льва»
М.р: А что же случилось с нашими героями вам интересно узнать?!
Они долго бежали и оказались в африканской деревне. Здесь их встретили местные жители.
М.р: Они рассказали им о своем интересном путешествии, кого им довелось увидеть в этой хоть и красивой, гостеприимной, но очень опасной местности.
Ребята, перед вами на столах лежат картинки с изображением животных. После прослушивания вы должны раскрасить изображение того животного, кого изображает музыка.
(дети выполняют задание)
Звучат произведения, дети выполняют задание.
М.р: Домашнее вам задание: нарисовать понравившееся животное самим или с помощью родителей. И на следующее занятие принесите свои рисунки.
Продолжение следует.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД по восприятию музыки в подготовительной к школе группе дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет
Сценарий музыкальной литературной композиции по мотивам сказки Дж. Родари для детей подготовительной группы
Сценарий музыкального вечера развлечения в детском саду для детей старшей группы