Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в старшей группе детского сада. Моя малая родина – Урал

Проект «Урал - Батюшка» для детей старшего возраста
Автор: Котова Ирина Владимировна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7», п. Полдневой, Богдановичский район, Свердловская область
Описание: проект с приложениями для формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о своей малой родиной – Урале. Материал может быть полезен в работе воспитателей и учителей начальных классов. (Фотоматериал взят из интернета, личное фото - изготовленная детьми карта животного и растительного мира Свердловской области).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель.
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности: информационный;
- по составу участников проекта: коллективный;
- по времени проведения: средней продолжительности (2 недели);
- по содержанию: интегративный (образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познание, речевое и художественно-эстетическое развитие).
Актуальность
Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться в дошкольном возрасте. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает.
В «Примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций» от «01» июля 2021 года, прописано, что Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Расширение доступных для ребенка природных и географических представлений о родном крае , помогают заронить в детское сердце любовь к Родине.
Цель: формирование природных и географических представлений о своей малой родине – Урале.
Задачи:
- формирование представлений о названии – Урал, его географическом местоположении;
- формирование природных представлений о среднем Урале (горы, реки, озера, лес, пещеры);
- ознакомление с животным и растительным миром среднего Урала;
- развитие любознательности, памяти, речи;
- формирование интереса и любви к своей малой родине.

Этапы реализации проекта
1. Ценностно-ориентированный этап.
- формулирование проблемы;
- определение целей и задач проекта;
2. Конструктивный этап.
- определение основных этапов детской деятельности;
- создание условий, необходимых для реализации проекта.
3. Практический этап.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
4. Презентационный этап.
Выставка рисунков «Животные Урала». Карта животного и растительного мира Свердловской области.
5. Оценочно-рефлексивный этап.
Оформление портфолио, анализ поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.

Предполагаемый результат:
Дети: проявляют интерес к познанию среднего Урала, знают его географические и природные особенности.
Педагог: формирование у детей познавательного интереса. Дополнение предметно-развивающей среды по данной теме: карта Урала с наклеенными животными, птицами и деревьями, альбом из детских рисунков «Животные Свердловской области».

Обеспечение проектной деятельности:
1. Методическое:
- наглядно-дидактическое пособие. С.Вохринцева, Екатеринбург, «Страна фантазий», 2003г. : «Птицы», «Деревья и листья»;
- наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках» М., Мозаика – Синтез, 2003г. : «Животные леса», «Заяц беляк», «Бурый медведь»;
- художественная литература:
«Удивительный Урал» С.А. Лаврова Екатеринбург, изд. Дом «СОКРАТ», 2012 – 71 с.
детская энциклопедия «Хищники» / М., РОСМЕН, 2013- 45с.;
энциклопедия «Животные», - М., РОСМЕН, 2017 - 47 с.;
- презентация «Животный мир Урала»;
- карты: мира, Урала, Свердловской области.
2. Материально - техническое:
- средства массовой информации – Интернет;
- мультимедийный видеопроектор.

Этапы реализации проекта
1. Ценностно-ориентированный этап.

1.1. Консультация с родителями на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников» ( Приложение 1)
1.2. Создание проблемной ситуации для детей, формулирование проблемы.
Проблема: внесение в группу карты мира, рассматривание карты.
– Где мы с вами живем? (На Урале). Кто может показать на карте, где находится Урал?
1.3. Постановка цели и задач. «Метод 3-х вопросов»
- Что мы знаем об Урале?
- Что хотели бы узнать?
- Как будем это узнавать?

2. Конструктивный этап.
2.1. Беседа с детьми . Составление плана проекта (основных этапов детской деятельности):
- с чем будем знакомиться сначала? (местоположение, природа, животные, растения)
- как расскажем другим, о чём мы узнали? (карта, выставка, альбом, макет и другое).
2.2. Создание условий:
- карта мира, карта Урала, карта Свердловской области;
- иллюстрации животных, птиц, деревьев среднего Урала;
- книга «Удивительный Урал» С. Лаврова;
- создание презентации «Животные Свердловской области».

3. Практический этап.
3.1. Рассказывание «Легенда о зарождении Урала» (Приложение 2)
3.2. Рассматривание карты, показ Урала на карте.
3.3. Чтение и рассматривание книги «Удивительный Урал» С.Лаврова
(горы, реки, озера, лес, пещеры)
3.4. Экскурсия по экологической тропе ДОУ
(береза, тополь, осина, сосна, рябина, ясень, лиственница, ель)
3.5. Д/и «С какого дерева листок»
3.6. Показ презентации «Животный мир Урала»
3.7. Д/и «Угадай животное по описанию» (Приложение 3)
3.8. Рисование «Животные Свердловской области».
3.8. Создание карты растительного и животного мира Свердловской области.
Вырезывание и наклеивание картинок деревьев, животных и птиц.

4. Презентационный этап.

4.1. Организована выставка рисунков «Животные Свердловской области».
4.2. Рассказ по карте животного и растительного мира Свердловской области.

5. Оценочно-рефлексивный этап.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
1. Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей. Организация различной детской деятельности по теме положительно повлияла на развитие коммуникативных способностей детей и познавательного интереса.
2. Дети стали проявлять интерес к природе Урала. Дети могут показать на карте Урал. Знают историю названия. Знают названия деревьев (береза, тополь, осина, сосна, рябина, ясень, лиственница), животных Урала.

Литература:
1. «Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций» от «01» июля 2021 г.
2. «Удивительный Урал» С.А. Лаврова Екатеринбург, изд. дом «СОКРАТ», 2012 – 71 с.
3. Животный мир [электронный ресурс]: «Животные Урала. Описания, названия и особенности животных Урала»
4. Природа мира [электронный ресурс]: Растительный мир Урала – список, характеристика и фото.
5. Мистический Урал [электронный ресурс]: «Разрушители мифов»
6. Русское географическое общество [электронный ресурс]: «Великаны, боги, маги. Архаические сказки северного Урала», Интернет-журн.

Приложение 1
«Легенда о зарождении Урала»

По преданиям уральских народов, в Начале Времён был рождён Урал-батюшка — великая горная страна, разделяющая Европу и Азию. И был в начале времен бог РОД (фото) – создатель всего мира (мироздания).
Рождение Урала
Как во те времена изначальные
Уронил на Землю свой пояс Род
И поднялись горы Уральские.
Здесь один хребет золотой —
Там рекой течёт злато-серебро.
На другом лежит камень бел-горюч.
В третьем — руды и самоцветы...
Велик Урал! Упирается Урал в Ледовитый океан, середина заросла лесами, а юг доходит до бескрайних степей.
Рассматривание карты России. Показ на карте Уральских гор.

Приложение 2
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: формирование представлений родителей о патриотическом воспитании дошкольников.
Период дошкольного детства очень важен в становлении и развитии личности, это период когда происходит обогащение личного опыта ребенка событиями и впечатлениями об окружающей жизни.
Патриотическое воспитание в детском саду представляет собой процесс, направленный на развитие патриотических чувств дошкольников, формирование патриотических убеждений и норм патриотического поведения.
О значимости патриотического воспитания прописано во многих документах. В «Примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций» от «01» июля 2021 прописано, что патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Патриотизм - это любовь к своим близким, любовь к своей Родине, гордость за свой народ и свою страну, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Но всё начинается с семьи и семейных традиций. Ребенок берет пример в первую очередь со своих родителей.
И цель, которая стоит перед ними - это воспитание в ребенке чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю Уралу, малой родине.
Следует знакомить детей с историей своей семьи, обычаями и традициями, поддерживать доброе отношение к близким людям, желание помогать и заботиться о них.
Знакомство с родным краем предполагает формирование элементарных представлений о истории и природе среднего Урала, знакомство с народами проживающими на Урале.
Урал – это уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей. Уральский край богат своими обычаями, традициями. Славится наша малая родина своими писателями П. П. Бажов, Мамин - Сибиряк, именно они рассказывают в своих произведениях о жизни и природе нашего края.
И задача воспитателей и родителей помочь детям узнать и увидеть красоту и богатство нашего края.

Приложение 3
Дидактическая игра «Угадай животное по описанию»


Цель: закрепление знаний детей о характерных особенностях диких животных.
Ход игры. Воспитатель говорит 1 признак, если дети не отгадывают второй, третий. Отгадавшему по 1 признаку-3 балла, по 2 признаку – 2, по третьему 1 бал (кружок, смайлик). По окончании игры баллы подсчитываются. Выигрывает набравший наибольшее количество баллов.
1. БЕЛКА
- Мелкое животное, хвост длиннее, чем тело.
- Животное линяет перед наступлением лета и зимы.
- голова круглая, уши длинные на концах ушей кисточки.
2. ЕЖ
- Острая мордочка, коротенькие лапки, плохое зрение, хороший нюх.
- Охотится ночью, питается червяками, мышами.
- Умеет сворачиваться клубком.
3. ВОЛК
- Этот хищник не делает запасы на зиму.
- Живет стаями.
- У него острые зубы, шерсть серого цвета.
4. ЛОСЬ
- Крупное травоядное животное .
- Огромная голова, длинные ноги с копытами.
- Осенью сбрасывает старые рога.
5. БАРСУК
- Хищник средних размеров с узкой вытянутой мордой, короткими крепкими лапами.
- На лапах длинные когти, чтобы рыть норы.
- Длинная шерсть, на морде 2 широкие темные полосы, уши с белыми кончиками.
6. РОСОМАХА
- Не очень крупный хищник с густым бурым мехом.
- Агрессивное животное с большими острыми когтями, другие хищники не рискуют на него нападать.
- Внешне животное похоже на медвежонка.
7. БОБР
- Это животное самостоятельно строит себе жилище на реке.
- Грызун, задние лапы сильнее и крупнее передних.
- Имеет перепонки на лапах и хвост похожий на весло.
8. КАБАН
- Это животное любит валятся в болотной грязи.
- Острые клыки служат помощником в раскапывании вкусных кореньев.
- Нос пятачком, а хвост крючком.
9. РЫСЬ
- Хищник из семейства кошачьих, лазает по деревьям и плавает.
- Густой мех, хвост короткий.
- Круглая голова, уши с черными кисточками.
10. БУРУНДУК
- Маленький зверек с длинным хвостом, окрас желтовато-коричневый.
- Зимой впадает в спячку, на спине расположены темные полосы.
- Относится к семейству беличьих.
Презентация на тему: Животные Свердловской области

Рекомендуем посмотреть:

Проект на тему "Русские народные сказки" в детском саду в старшей группе Проект в детском саду на тему "Дружба". Старшая группа Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе Проект в старшей группе ДОУ. Тема: Народные промыслы Нижегородского края
Беседа с детьми старшей - подготовительной группы детского сада на тему «Уральский промысел»
Опубликовано: 52 дня назад (7 апреля 2022)
Просмотров: 262
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Софья Владимировна Юхнина # 7 апреля 2022 в 12:17 +2
Ирина, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с познавательным проектом: "Урал -батюшка".
Вы создаёте условия для развития у дошкольников любви к своей малой родине, это актуально, важно.
Проект масштабный, целостный, работа проведена огромная.
С удовольствием голосую за Ваш труд, желаю УСПЕХОВ!
Ирина Котова # 7 апреля 2022 в 12:22 +2
Большое спасибо за внимание и оценку материала!
Ольга Васильевна Яковлева # 7 апреля 2022 в 16:34 +3
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Отличный проект по формированию у детей любви к своей малой Родине! Проект нужный, важный, актуальный; грамотно составлен. Цель и задачи выполнены. Я думаю, Вам, детям и родителям было очень интересно реализовывать данный проект! Молодцы! Дальнейших творческих успехов и новых проектов! голос
Светлана Владимировна Иванова # 7 апреля 2022 в 21:53 +2
Ирина Владимировна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей разработкой. Вами проделана огромная работа. Тема проекта актуальна. Патриотическое воспитание необходимо и очень важно для подрастающего поколения. Проект составлен методически правильно. Уверена, что дети работали над данным проектом с интересом. Творческих вам успехов! Примите мой голос.
Ирина Котова # 8 апреля 2022 в 18:05 0
Огромное всем спасибо за комментарии и оценки!
Елена Николаевна Салихова # 30 апреля 2022 в 20:12 0
Уважаемая Ирина Владимировна, с удовольствием отдаю голос за Ваш проект "Урал - батюшка". Вы собрали достаточно много материала для знакомства ребят с природой родного края. Дидактическая игра "Узнай животное по описанию" может быть использована не только педагогами, но и родителями. Желаю Вам успехов в работе и творческого вдохновения.