Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль игры в укреплении и сохранении здоровья детей дошкольного возраста

Игра, здоровья крепкого сестра
«Игра не пустая забава. Она необходима для
счастья детей, для их здоровья и правильного развития»
Д.В. Менджерицкая

Цель: роль игры в укреплении и сохранении здоровья детей.
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию статью, в которой показана роль игры в формировании здорового образа жизни. Приведены примеры практического использования игры для укрепления, профилактики и исправления нарушений здоровья детей. Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных групп, студентам педагогических вузов.

Игра сопровождает нас с самого раннего детства. Даже будучи взрослыми никто не откажет себе в удовольствии поиграть. Люди играли и играют на всем протяжении развития человечества, да и не только люди, понаблюдайте, как любят играть животные и птицы. Играют все, поскольку игра-это яркое проявление самой жизни, движения, бодрости. Потребность в игре объясняется тем, что в ней заключено все: развитие и движение, смекалка и ловкость, ум и творчество, характер и воля, опыт и риск. Недаром игры рекомендуются лучшими мыслителями и педагогами как первые пробы обнаружения природных наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада характера детей.

Русский врач-педиатр и педагог XIX века Е. А. Покровский придавал огромное значение игре и смотрел на игры с точки зрения психологии, физиологии, гигиены и педагогики. Он замечал, что если ребенок не хочет играть, вял, то, возможно, болен. Здоровый ребенок должен резвиться, играть. Игра - это естественное состояние ребенка и его души. Немецкий теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что «дитя, которое хорошо и дельно играет, будет также хорошо и дельно учиться, и будет дельным человеком и мужем». [4] Игры, как общение с себе подобными, по мнению педагогов К.Д. Ушинского, Д. В. Менджерицкой дают пищу для нравственного здоровья. [3] Психологи Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин считали игру фундаментом в психическом и физическом здоровье детей. [6] В своих воззрениях относительно игры, как средства укрепления и сохранения здоровья сходятся и врачи, так немецкий врач Д. Шребер, указывал на то, что игры детей с раннего возраста предотвращают многие болезни. Крепость сил и неуязвимость здоровья, считал он, дают игры, особенно на свежем воздухе. В игре, по выражению Д. Шребера, очищается кровь от углекислоты и вредных веществ. Ему вторит русский врач П. Ф. Лесгафт, отмечая необходимость игры на свежем воздухе для обмена веществ и движения лимфатических телец. Нехватка движения и кислорода у детей вызывает вялость, бледность, слабое развитие и болезни. [4]

Философ А. Шопенгауэр, Д. Шребер и ряд других ученых обращают внимание на необходимость осознания значимости игр в жизни ребенка родителями, педагогами, государственным людьми и обществом в целом. Кроме того, особо подчеркивают, что исполнять свое назначение в семье и в государстве может только здоровый, всесторонне развитый человек, а подготовку к такой функции человек получает в период игр - первом элементарном классе жизни. По мнению А. Шопенгауэра, здоровье собирается и создается благоразумным воспитанием с раннего детства, одним из важных источников которого являются игры и физические упражнения. Он считал, что даже ради знаний и развития таланта, не стоит держать детей в комнате по несколько часов, поскольку дети, если не видят ясного солнца, не дышат свежим воздухом, то постепенно теряют здоровье. Его слова: «Величайшая из всех глупостей-это жертвовать своим здоровьем, для чего бы не приносилась эта жертва…Скорее наоборот следует всем жертвовать ради здоровья» [4] заставляют нас задуматься над тем, как мы сами относимся к своему здоровью, и что мы можем сделать для сохранения и укрепления здоровья доверенных нам детей. Как видим многие европейские и русские мыслители своего времени связывали игру со здоровьем ребенка.

Известно, что ничто так хорошо не усваивается, как в игре. В игре хорошо усваивается, развивается, сохраняется и преумножается все, от передающегося из поколения в поколения опыта до формирования личности, но, в первую очередь, в игре укрепляется здоровье ребенка.

Вопрос укрепления и охраны здоровья детей в настоящее время настолько важен, что является приоритетным направлением деятельности российского общества. Статья 63 «Семейного кодекса Российской Федерации» обязывает родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. [1] К сожалению, у современных детей в связи с большим объемом познавательной информации, умственной нагрузкой в режиме дня, интенсивным образом жизни довольно часто наблюдается переутомление, нарушение здоровья. Так, с развитием информационного общества, с загруженностью родителей теряет свою неповторимость уникальный период в жизни человека - детство, где главным было, беззаботность, живое общение и игра.

Если в детском саду игра еще является основным видом деятельности ребенка, то для современных родителей в семьях она с годами все более теряет свое назначение. Многие родители, не осознавая ценности игры в жизни их ребенка, зачастую пренебрегают совместной игрой с ним, как возможностью общения, сотрудничества, партнерства, поэтому современный ребенок больше играет в индивидуальные игры и занятия. Многие родители забывают, как сами играли в детстве, и не предполагают, что игра, как самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку является не только средством развлечения и отдыха, но и средством физического и общего социального воспитания, укрепления здоровья и средством самопознания. Игры приучают к правилам, дисциплинируют, и в то же время дают возможность расслабиться, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, дают возможность быть самим собой. Доказано наукой и практикой тысячелетий, что в детском возрасте игра - это основной вид деятельности и лишать ребенка игры нельзя! [2]

К тому же игры - один из самых доступных средств воспитания, на них не надо тратиться, особенно на подвижные игры на воздухе, их можно использовать везде и всем, как в детских учреждениях, так и в семье.

Следует признать, что играть ребенок начинает с пеленок, значит это заложено в его природе. Естественно, в детском возрасте -это единственный комфортный способ легкого восприятия информации и развития, приобретения практических навыков и выражения себя. К сожалению, в некоторых семьях в угоду порядка детям не разрешают играть в подвижные игры, они вынуждены сидеть или играть в малоподвижные игры, в планшет. Бесспорно, в наше время, когда новому поколению предстоит жить в мире компьютерных технологий, ребенку можно поиграть и на планшете, но не подменять им живое общение и подвижные игры, игры на свежем воздухе, которые не ограничивают его в пространстве и движениях, дают выход накопленной энергии, эмоциям, развивают физически.

Стоит заметить, что и взрослым не мешало бы поиграть после напряженного рабочего дня, особенно если работа как говорят «сидячая». Можно играть по дороге из детского сада, во дворе дома, поиграть, не заходя домой, на детской площадке, в парке. Для ребенка это будет радостью и приятным сюрпризом, а для вас отдыхом и поднятием жизненного тонуса и настроения. А для обоих - это здоровье и здоровый образ жизни, который как известно, формируется в семье.

Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровый ребенок бодр, весел, активен у него хорошее настроение, интерес ко всему, у него в норме возрастные данные. Здоровье ребенка зависит от образа жизни родителей и от того, как они приучают ребенка к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни - это выработанная система поведения человека, его питания, взаимоотношения с природой, окружающими людьми, которая способствует его физическому, душевному и социальному благополучию в окружающей среде, а также активному долголетию.

На здоровье ребенка влияет и сложившийся стиль жизни в семье, который складывается под воздействием социально-экономических условий, национальных и семейных традиций, религиозных взглядов, личностных качеств и убеждений, наклонностей членов семьи. Поскольку в семьях разный стиль и качество жизни, разный и подход к воспитанию и сохранению здоровья детей. Но, хочется отметить, что при всей разнице подходов, всем доступны игры, прогулки на свежем воздухе, походы с детьми, совместные дела, общение. На первом плане в любой семье должно быть здоровье детей, не его интеллектуальный уровень или физические данные, а, именно, здоровье.

Приведя достаточно доводов о том, что игра, здоровью крепкому сестра, необходимо отметить, что игра будет полезной и доставит удовольствие, если будет правильно выбрана и организована.

При выборе и организации игр, необходимо:
- учитывать возраст, физические и психические изменения, происходящие в детском организме в том или ином возрасте;
- разнообразить игры, движения и задания в них, не перегружать силовыми упражнениями или длительностью, игра не должна утомлять, чередовать подвижные игры с более спокойными;
- вызвать интерес ребенка к игре, чтобы он сам захотел играть, поскольку увлеченность ребенка игрой мобилизует его физиологические ресурсы, улучшает результат, вызывает положительные эмоции, радость, но в то же время и некую напряженность, заинтересованность к результатам игры;
- обговорить перед игрой правила, подчинение этим правилам у ребенка развивает произвольность движений, формирует умение сдерживаться, тормозит нежелательные действия и вообще приучает к порядку и культуре поведения. [5]

Сложившаяся методика проведения подвижных игр заключается в подготовке к проведению игры, организации и заинтересованности играющих, объяснении сути и ее правил, выделении по необходимости водящих, руководстве процессом игры взрослыми, дозировке игры, окончании игры, подведении итогов, поощрении и награждении в определенных видах игр.

Опираясь на свою практику и практику коллег, следует сказать, что там, где воспитатели и родители играют с детьми на свежем воздухе, уровень сезонных простудных заболеваний детей низкий, зато более высокий процент посещаемости, при обследовании не выявляются особые нарушения здоровья детей.

Для оздоровления детского организма и для закаливания обычно выбираются подвижные игры на воздухе. Присутствующие в них элементы: бег, прыжки, метание, ползание, подбрасывание и ловля мяча, приседание, подпрыгивание, увертывание, лазание, перелезание, упражнения на равновесие и другие вырабатывают необходимые физические качества ребенка, такие как сила, ловкость, быстрота, выносливость. Подвижные игры способствуют укреплению нервной системы, развивают мышцы и суставы, активизируют дыхание, стимулируют мозг к активной деятельности, улучшают кровообращение и обменные процессы, развивают моторику, тренируют работу мышц и координацию движений, возбуждают аппетит, наигравшись ребенок крепче спит. Зимой хорошо играть в снежки, кататься на санках с горки, играть в «Веселые лошадки», «Снежный дом», «Меткий и быстрый», в «Крепость» и «Зимний тир» и другие. Весной уже можно играть в салки, пятнашки, прятки, пускать кораблики, играть в «Ищем клад», «Зонтик», «Кошки-мышки», «Встречаем птиц», «Кормим птиц», «Ищем подснежник», «Угадай чей голосок», «Ручеек» и другие. Во все времена года востребованы игры с предметами (мячом, палками, камешками, со скакалкой, снежком и т.д.) В них формируются пространственные ориентировки и сенсомоторные координация, развиваются мышц плеча, кисти, руки, зрение, обеспечивается ориентировка в трехмерном пространстве с учетом траектории движения тела и движущегося предмета. А уж летом круг игр расширяется за счет игр с родителями на воде, на песке, на природе.

Игры, в которые дети играют повседневно, применяются психологами, логопедами, дефектологами. Многие игры являются средством для профилактики и лечения нарушения осанки, плоскостопия, ожирения, ревматизма, ослабления функций дыхания, аномалиях прикуса, при заболеваниях носа и горла, восстановления после перенесенных инфекций и других. Так, например, игры «В гору и с горы бегом», «Построй домик», «Встань, как я», «Белочка на дереве, собачка на земле», «Караван» и другие формируют стереотип правильной осанки. Игры «По-турецки мы сидели», «Ежики и лиса» укрепляют мышцы туловища и конечностей, развивают гибкость. Игра Совушка-сова», «Мыльные пузыри» улучшает и формирует правильное дыхание, развивает грудную клетку. Игры на «Равновесие», «Собираем палочки ногами», «Велогонки», «Косолапый мишка» и другие воспитывают навыка правильной ходьбы и предотвращают плоскостопие. Все подвижные игры являются профилактикой ожирения.

Играть и гулять необходимо в любую погоду, это и закаливание, и физическое развитие, и укрепление здоровья. И не надо бояться, что одежда детей намокнет, может даже запачкается, через это прошли все в детстве, это все компенсируется розовыми щечками, радостным блеском глаз, положительными эмоциями, приобретенными навыками и крепким здоровьем.

Таким образом, игра - это значимая, устоявшаяся веками технология, позволяющая создавать условия развития и воспитания ребенка, укрепления его здоровья и формирования представлений о здоровом образе жизни. В настоящее время необходимо возрождать значимость игры, как ценности, как метода и средства в семейном и общественном воспитании. Воспитателям дошкольных образовательных учреждений и родителям воспитанников необходимо активно применять в своей практике различные виды игр.

Список использованных источников.
1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Москва: Форум, 2015. -142 c.
3. Менджерицкая Д. В. Воспитание детей в игре /Д. В. Менджерицкая// Дошкольное воспитание: научно-методический журнал. -2018. - №6. - С.12-23
4. Покровский Е.А. Детские игры: Преимущественно русские. - М.: ТЕРРА; «Книжная лавка-РТР»,1997. - 416 с.
5. Рунова М.А. «Двигательная активность ребёнка в детском саду».: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозаика - Синтез, 2003г.-167 с.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. -2-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

Рекомендуем посмотреть:

Игровые технологии в детском саду Игротерапия для дошкольников Опыт работы воспитателя ДОУ. Сюжетно-ролевые игры Воспитание дружеских отношений в игре. Консультация для родителей

Похожие статьи:

Влияние игры на развитие ребенка дошкольного возраста

Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Психология

Проект по театрализованной деятельности для детей младшей группы ДОУ
Опубликовано: 813 дня назад (2 октября 2022)
Просмотров: 608
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!