Конспект НОД по экологии в старшей группе на тему: Виртуальная экскурсия на луг
Экология в старшей группе. НОД
Конспект НОД по экологии в старшей группе. Виртуальная экскурсия на луг
Автор: Жолобова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ № 22. Цель: Сформировать представления детей о луге. Программное содержание:
- активизировать представления детей о разнообразии живых организмов луга;
- продолжать учить пользоваться микроскопом;
- учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом;
- развивать любознательность, внимание;
- развивать интерес к исследованиям, интерес детей к природе;
- активизировать словарь детей следующими словами и выражениями: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, клетки. Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательно-исследовательское развитие. Предварительная работа:
Беседа о луге.Чтение стихотворений о луге, загадывание загадок о растениях луга.
Беседа о назначении микроскопа, рассматривание составных частей микроскопа, беседа о правилах пользования микроскопом, рассматривание клеток луковой кожицы, крыла бабочки. Материалы и оборудование:
картинки насекомых (комар,бабочка, шмель, пчела), картинки цветов (ромашка,одуванчик, клевер, колокольчик), таблицы с изображением насекомых и цветов, видимых под микроскопом и номерами, соответствующих им загадок, предметные стекла с фрагментами насекомых и растений, микроскопы, презентация,картинка луг, числовые оси, карандаши.
Ход
- Ребята, я знаю, вы любознайки! Умеете отгадывать загадки. (слайд 1)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)
Дюймовочка приглашает вас на экскурсию на луг.(слайд 2)
- Давайте скажем волшебные слова: "Раз, два, три покружись. На лугу окажись!"
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь цветы вокруг,
Да по колено травы.
И.Суриков «На лугу»
- Ребята, вот мы и пришли на луг. (слайд 3)
Вы бывали на лугу или полянке? Какие растения растут на лугу? Кто там живет? Дюймовочка очень умная и смышленая, любит загадывать загадки. Почему у нее такое имя? (ответы)
Верно, она очень маленькая, ее рост всего 2,5 см, и загадки она приготовила такие же маленькие.
Поэтому, чтобы их увидеть нам понадобится микроскоп.(дети садятся за столы парами) Правила! Давайте вспомним правила безопасности:
1. Предметное стекло брать аккуратно, только за края.
2. Кладите его на предметный столик микроскопа,
3. Устанавливайте нужное увеличение,
4. Включайте свет (I-нижний свет, II-верхний свет)
5. Наводите резкость с помощью винта и рассматривайте.
- Вы готовы? Начинаем! Вот вам первая загадка:
1. В ярком платье модница –
Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает…
(бабочка)
Рассмотрите предметное стекло № 1, что это может быть? (слайд №4)
Предлагаю вести дневник наблюдений в виде таблицы. Рассмотрите его.
После каждой загадки фиксировать результаты с помощью картинок.
2. Словно гвоздик на магнит,
Он на нас бросается –
Без бубенчиков звенит,
Без зубов кусается. (Комар)
Уберите стекло №1, положите стекло №2.
На что это похоже? Лапка комара… (Слайд №5)
- Не забываем отмечать в таблице картинки-отгадки!
3. Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая...(пчела)
Уберите стекло №2, положите стекло №3
Узнали, что это? Голова пчелы! (Слайд №6)
Дюймовочка предлагает выполнить задание и помочь пчелке.
За день пчелка собрала 12 ведёрок нектара. Сколько сот заполнится, если в одну соту входит по два ведёрка нектара?
Возьмите и положите перед собой числовую ось и карандаш. Отметьте на ней точкой сколько ведёрок нектара собрала пчела. Одно деление – это одно ведерко. Кто запомнил, сколько входит ведёрок в одну соту? Поскольку ведёрок будем отмечать дугой? По два…сколько у тебя получилось?
- Молодцы!
Физминутка
А теперь давайте поиграем в игру: «На лугу поутру»
На лугу поутру, мы затеяли игру: (Дети сидят)
Ты ромашка, я вьюнок.
Становитесь в наш кружок. (Взялись за руки построились в круг)
Раз, два, три, четыре.
Раздвигайте круг пошире. (Ходьба по кругу)
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки. (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг)
Станет озеро большим. (Делаем большой круг)
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, матушка земля!!! (Дети кланяются)
Отдохнули, порезвились и на место возвратились.
4. Он растет повсюду летом -
В поле и у кочек.
Он изящен, фиолетов,
Это - ...(Колокольчик)
Уберите стекло №3, положите стекло №4.
На что это похоже? Лепесток колокольчика. (слайд №7)
5. Лист - трилистник, словно веер.
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная - цветок.
Сладкий в тех цветочках сок,
Шмель летит за ним на (…клевер)
Уберите стекло №4, положите стекло №5
На что это похоже? Лепесток клевера. (слайд №8)
6. Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся … (ромашки)
Уберите стекло №5, положите стекло №6
Узнали, что это? Лепесток ромашки. (слайд №9)
- Не забываем отмечать в таблице картинки-отгадки!
7. Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.
(одуванчик)
Замените стекло №6 на стекло №7
Узнали, что это? Это семечко одуванчика. (слайд №10)
- Ребята, все эти растения являются лекарственными. Скажите, что значит лекарственные? Молодцы!
Дюймовочка предлагает выполнить задание и помочь ей разместить на лугу цветы.
Положите перед собой картинку луг и слушайте внимательно!
В правый верхний угол посадите одуванчик.
В левый нижний угол – колокольчик.
В правый нижний угол посадите клевер.
В левый верхний угол – ромашку.
В центре поместите шмеля.
- Как жужжит шмель? Назовите слова со звуком «Ж» .
- Как вы думаете, шмели кусаются или жалят?
Новая информация. Шмели очень мирные, они могут ужалить при защите своего гнезда, либо если им был причинен вред. В отличии от пчелиного, жало шмеля не имеет зазубрин, оно гладкое, поэтому они могут ужалить несколько раз.
Совет от Дюймовочки! Чтобы не быть жертвой жалящего насекомого, нужно выполнить несколько рекомендаций: не махать руками при виде насекомого, не снимать его с себя если он приземлился на вас, не лезть в его гнездо. Тогда он вас точно не тронет, так как относится к неагрессивным насекомым.
Вы сегодня молодцы!
-Ребята, наше путешествие на луг закончилось. На прощание с лугом хочется сказать вам:
«Берегите, дети – луг, травы и цветы.
Жить нельзя на свете без этой красоты».
- Нам пора возвращаться в группу. Давайте скажем волшебные слова: "Раз, два, три покружись. В своей группе окажись"
«Если я сорву цветок»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Тим Собакин)
Ирина Павловна!
Ваша виртуальная экскурсия на луг очень интересно задумана и реализована.
Дошкольники умеют работать с микроскопом и предметными стеклами. Умеют вести дневник наблюдений, изображая то, что видят в микроскоп. Ребята знают о растениях луга и насекомых луга.
В ходе такой экскурсии все Ваши задачи решены и достигнута цель - формирование представлений детей о луге.(Если Вы обратили внимание, то цель необходимо было переформулировать).
Интересно, познавательно, дошкольники много умеют и знают. Презентация прекрасно пояснила то, что дети наблюдают под микроскопом.
Желаю Вам творческих успехов. Мой голос для Вас.