Развивающее интегрированное занятие для детей младшего дошкольного возраста.
Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области".
Описание материала: предлагаю вниманию воспитателей ДОУ развивающее занятие для детей младшего возраста. Данное занятие можно использовать также родителям для детей, не посещающих дошкольные учреждения (подобные занятия играют большую роль не только для развития, но и для адаптации, социализации детей до детского сада). Занятие включает в себя несколько этапов с различными заданиями, физминутками, играми. Можно, при желании, из данного занятия сформировать несколько. Можно приглашать на такие занятия родителей, или использовать его на «Дне открытых дверей» детского сада.
Ребенок младшего возраста характеризуется высокой степенью любознательности и активности, которая, однако, носит непроизвольный, неустойчивый характер. Это является основной особенностью при организации занятий с данной группой детей. С одной стороны важно заинтересовать, увлечь ребенка, с другой стороны удержать его интерес достаточно длительное время. Поэтому
смена видов детской деятельности на представленном мной занятии и различная мотивация помогут удержать внимание детей, заинтересовать их.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель развивающего занятия: развитие различных сфер деятельности детей младшего дошкольного возраста
(более конкретно цель расписана на каждом этапе занятия).Ход занятия:
1. Организационный момент.
Цель, задачи: организация детей; создать эмоциональный настрой на занятие, формировать навыки коммуникативного общения.
Материал: на фланелеграфе имитация неба, на подносе - солнышко, тучки, облачка разных цветов.
Дети подходят к подносу и берут, в зависимости от настроения определённого цвета солнышко, тучку или облачко. Приклеивают выбранный символ на фланелеграф, при желании говорят о своём настроении и желании заниматься.
Воспитатель: Как много у нас сегодня на нашем небе (фланелеграфе) серых тучек. У вас плохое настроение?! Вы не хотите поиграть?!
А к нам сегодня в гости пришли куклы с карандашами и у них какие-то проблемы…
2. Развитие математических представлений. «Куклы и карандаши»
Цель, задачи: развитие представления о количестве, тренировка пассивного счета до трех; развитие представлений о длине предмета.
Материал: демонстрационный - 3 куклы, большая, средняя и маленькая, 3 коробочки для карандашей аналогичных величин; раздаточный - 9 силуэтов карандашей, вырезанных из плотного красного, синего и желтого картона (3 длинных, 3 средних и 3 коротких).
Воспитатель демонстрирует детям трех кукол, обращает внимание на их величину. Далее он рассаживает кукол в ряд, ставит перед ними коробки для карандашей и рассказывает детям, что куклы рассыпали карандаши и не могут их разложить по коробочкам. Воспитатель раздает детям силуэты девяти карандашей, показывает, что среди них есть длинные, покороче и совсем короткие. Длинные - для большой куклы, покороче - для куклы поменьше и совсем короткие - для маленькой (если детям сложно понять термины «длинный-покороче-короткий», то можно заменить их на «большой-поменьше-маленький»).
Детей просят помочь куклам найти свои карандаши: «Дайте большой кукле длинный красный карандаш (дети находят нужный и кладут в коробочку, стоящую перед большой куклой) Найдите и дайте маленькой кукле короткий желтый карандаш» и т. д.
Когда все карандаши разложены, педагог подводит итог действиям: в большой коробочке лежат длинные карандаши для большой куклы, в средней - карандаши покороче для средней куклы, а в маленькой коробочка - короткие карандаши для куклы-малышки.
Дыхательное упражнение «Прокати карандаш».
На столе построены «воротики», они должны быть достаточной ширины. Дети дуют на карандаши, находящиеся на некотором расстоянии, на столе.
Упражнение повторить несколько раз.
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем куклам, какие мы спортивные?!
Физкультминутка. Спортивная игра «Маленькая эстафета».
Воспитатель устанавливает в ряд несколько препятствий и просит детей пройти по дорожке, преодолевая их. Препятствия: вертикальный обруч (пролезть в него), низкая скамейка (встать на нее и спрыгнуть), ворота из положенной на два стула планки (пролезть под ней).
3. Развитие представлений об окружающем мире. «Компот для Кукол»
Цель, задачи: расширение знаний о фруктах; активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты: «яблоко», «груша, «слива», «банан»; формировать умения употреблять существительные во множественном числе («сливы», «яблоки»); развивать мыслительные процессы (сравнивать, анализировать).
Материал: демонстрационный - корзина, муляжи фруктов (можно использовать натуральные фрукты, 3 силуэта банок для компота; раздаточный - картинки с изображениями яблока, груши, сливы.
Воспитатель: Куклы у нас в гостях и мы их должны угостить чем-то вкусненьким. Я сходила на рынок и купила полную корзину фруктов.
Достает фрукты из корзины, показывает детям, называет их, обращает внимание на цвет, дает детям обследовать их. Затем раздает детям картинки с изображениями фруктов и просит показать тот или иной фрукт.
Далее воспитатель выкладывает на стол три силуэта банок, вырезанных из белой бумаги, и просит детей помочь ему приготовить компот: «В первой банке будет компот из яблок. В нее нужно сложить все яблоки». Дети складывают свои картинки на силуэт одной из банок. Аналогично дети раскладывают груши и сливы на силуэты других банок.
Предложите детям совершить небольшое путешествие на дачу. Расскажите, какие фрукты растут на даче (или в саду). Покажите их, обследуйте вместе с детьми. Расскажите, что хозяйки любят делать на зиму компот. Предложите малышам помочь вам рассортировать два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну банку сложите все сливы, а во вторую - все яблоки.
После того как все картинки разложены, педагог достает силуэты крышек, вырезанные из картона соответствующих цветов и просит детей помочь ему закрыть ими банки.
Физкультминутка. Пальчиковая игра «Зайчик и ушки»
Воспитатель показывает движения
Ушки-торчушки у нашего Зайки,
Скачет по лесу он, как побегайка…
Из всех кустов ушки торчат
Он веселит лесных зайчат.
4. Конструирование. «Два веселых медвежонка»
Цель: развитие навыков выкладывания плоскостных изображений по образцу.
Материал демонстрационный и раздаточный: геометрические фигуры из картона.
Воспитатель загадывает детям загадку о медведе, помогает отгадать и предлагает выложить двух медвежат и ёлку из геометрических фигурок (можно привлечь в помощники родителей, если они присутствуют). Можно предложить детям рисунок - образец или выложить образец на листе картона.
Загадка:
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Дети выкладывают композицию.
5. Сенсорное восприятие. «Воздушные шарики»
Цель, задачи: развитие представлений о светлых оттенках цветов; учить составлять цветовой ряд; осваивать навыки смешивания красок.
Материал: демонстрационный – на рисунке воздушные шарики разных оттенков (четыре – синих); раздаточный – на каждого ребёнка нарисованные контуры четырёх шариков, кисти, гуашь, плоские тарелочки для смешивания краски
Воспитатель рассматривает вместе с детьми образцы: самый светлый шарик- потемнее-еще темнее-самый тёмный. Далее он наглядно показывает, как с помощью воды и краски можно сделать разные оттенки одного цвета. Он смешивает краски на тарелочках и подробно комментирует свои действия:
- Для первого шарика к белой краске прибавляем совсем немного синей, для второго - побольше, для третьего - еще больше, а четвертый шарик будем раскрашивать синей краской.
Затем воспитатель раздает детям кисточки и листы с силуэтами четырех шариков. Дети самостоятельно и с помощью взрослых (если присутствуют родители) раскрашивают шарики с помощью кисточки, а педагог отслеживает очередность раскрашивания. При проведении упражнения воспитатель использует сопоставления: «светлый - самый светлый», «тёмный - самый тёмный»
Воспитатель: А теперь Кукол пригласим на зарядку.
Физкультминутка. Динамическое упражнение «Зарядка»
Движения детей соответствуют строчкам стихотворения.
Мы, как только устаём – делаем зарядку,
Не ленимся мы её делать по порядку:
Раз, 2, 3, 4 – ноги ставим мы пошире,
Нужно руки поднимать,
Потом весело шагать,
Наклониться влево, вправо,
И пять раз поприседать…
Потянулись мы – вздохнули…
Вот как славно отдохнули!
6. Мастерилки. Лепка «Пестрая змейка»
Цель, задачи: развитие мелкой моторики; обучать навыкам раскатывания колбаски из пластилина или соленого теста.
Материал раздаточный: пластилин или соленое тесто, различные зерна, семена, вырезанная из желтого картона корона.
Воспитатель предлагает детям слепить змейку-царевну. Демонстрирует прием раскатывания пластилина и вылепливания головки и хвостика змеи. Затем змейку нужно украсить: на голову прикрепить корону, а тело змейки украсить зернышками и семенами. Также можно использовать для украшения бусинки, блестки и т. п.
7. Рефлексия «Как изменилось моё настроение?»
Дети подходят к подносу и берут, в зависимости от настроения определённого цвета солнышко, тучку или облачко. Приклеивают выбранный символ на фланелеграф, желающие рассказывают, как у них изменилось настроение, почему? Какие игры помогли поднять настроение?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект развивающего занятие со старшими дошкольниками
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
НОД во второй младшей группе на тему: Осень
Конспект НОД во второй младшей группе. Путешествие Колобка