Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование на уроках литературного чтения в начальной школе приема драматизации

Опыт работы учителя начальной школы. Использование на уроках литературного чтения приема драматизации. Статья.

Автор: Прокопенкова Ирина Викторовна, учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ "СШ" №17, г.Смоленск.
Одной из основных задач литературного чтения О.В.Кубасовой (УМК «Гармония») является развитие творческих способностей и развитие эмоциональной сферы учащихся. Эта задача достигается в ходе специальных заданий на иллюстрирование (словесное и графическое) образов героев произведения и драматизации.
Выбор метода работы на уроке литературного чтения зависит от специфики текста. При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом, что заложено в методическом аппарате учебника.
При использовании приема драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно с учетом возрастных возможностей детей и целей урока. Рассмотрим основные формы драматизации в порядке возрастания их сложности.
1. Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев, нужно начинать с подготовительного периода обучения грамоте. В этом случае пользуюсь следующими вопросами: «Что изображено на картинке?», «Что делает герой?», «»Какое у него выражение лица?», «В каких случаях у людей бывает такое выражение лица?». Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя, предлагаю задание: «Попробуйте сделать так же как на картинке. Что вы при этом чувствуете? Расскажите» Такие вопросы ведут работу по развитию речи на основе иллюстрации. Анализ иллюстраций является подготовительным этапом перед более сложной формой драматизации.
2. Постановка «живых картин» - это момент из художественного произведения, запечатленный в позе, в выражении лиц. После прочтения рассказа В.А.Осеевой «Сторож» предлагаю детям показать пантомимой главного героя - мальчика, который не играл, а охранял свои игрушки. Дети выходят к доске и показывают этого жадного мальчика. Обсуждаем вместе позу, в которой должен сидеть мальчик - жадина, его лицо и жесты. Эту форму драматизации целесообразно применять в 1-2 классе, затем переходить к более сложным видам драматизации.

3. Произнесение реплики героя с использованием интонации и пластики. Перед проведением такой формы драматизации необходимо проанализировать поведение героев, их внешний вид, а также взаимоотношение с окружающей действительностью. При работе с произведением Э. Шима «Очень вредная крапива» дети показывали мальчика, который разозлился на это растение и который никого не хочет слушать. Анализировали выражение лица (сдвинутые вперед брови, злой взгляд) и жесты мальчика.
4. Более сложная форма драматизации – чтение по ролям, сопровождаемое анализом эмоционального состояния и качеств характера героев, интонации. Читать по ролям должны попробовать все ребята класса, после чего обязательно провести анализ обсуждение достоинств и недостатков чтения. Можно, начиная с 3 класса, усложнять прием чтения по ролям, предлагая учащимся не только произносить слова каждого героя с нужной интонацией, но и показать выражения их лиц и, если это возможно, жесты героев. Читать в этом случае можно у доски, а сидящие за партами дети уже не «следят» по тексту, а внимательно слушают и смотрят.

5. При работе с произведениями можно использовать драматизацию развернутой формы, которой могут подвергаться не все произведение, а всего лишь какой-нибудь эпизод. После прочтения текста целиком проводится беседа, в ходе которой дети определяют количество действующих лиц, не раз обращаются к тексту, анализируют настроение героев, поступки, интонацию произнесения реплик. При повторном прочтении ребята учат слова, по желанию участвуют в сценке. В развернутой форме драматизации мы показывали эпизод разговора двух Морозов сказки «Два Мороза». При этом учитывалось каким голосом говорит каждый из Морозов, их настроение.
На каждом уроке литературного чтения я руководствуюсь правилами эффективности использования приема драматизации, которые рекомендует автор учебников О.В. Кубасова. Коротко перечислю некоторые из них: определенная последовательность работы (анализ содержания и языка произведения; выбор выразительных средств; восприятие материала, который предстоит драматизировать, действующих лиц; описание их характеров, внешности; пробная драматизация трудных моментов; заключительная постановка сценки; итоги проделанной работы и оценка ее результатов). Ещё одно правило эффективности заключается в отношении детей к драматизации как к искусству переживания. Например, на уроке литературного чтения при прочтении произведения В.Осеевой «Плохо» я задаю следующие вопросы: «Представьте, что это вы наблюдаете за несчастным котенком, какие чувства вы бы испытывали?». При работе с произведением Э.Шима «Жук на ниточке», в котором мальчик привязал жука за лапку на ниточку и развлекался с ним, я предлагаю ребятам ответить на следующий вопрос: «Если бы ты оказался на месте героя произведения, как бы ты повел себя?» и т.п.
Применение этих правил помогает правильно использовать прием драматизации и повысить качество урока литературного чтения.
Я считаю, что для достижения эффективности применения приема драматизации в процессе обучения необходимо систематическое, а не случайное использование этого приема.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание культуры поведения у младших школьников (собрание из цикла родительского всеобуча) Орфографический диктант в 4 классе Урок математики в 4 классе Школьная олимпиада по математике 4 класс

Похожие статьи:

Урок - обобщение по теме «Имя существительное»

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме: Профессии

Методическая разработка урока написания письма другу «Здравствуй, друг!»

Сценки для начальной школы

Занятия с учащимися 3 класса на уроках и после уроков

Разработка внеклассного мероприятия по экологии в начальной школе | Сценарий внеклассного мероприятия. День зимних именинников во 2 классе
Опубликовано: 1415 дней назад (21 января 2018)
Просмотров: 5741
Рубрика: Статья
+1
Голосов: 1
Нина Николаевна Косарева # 22 января 2018 в 21:40 0
Вы правы одной из главных и важных задач литературного чтения является развитие творческих способностей и развитие эмоциональной сферы учащихся. Эту задачу вы выполняете в ходе специальных заданий на иллюстрирование (словесное и графическое) образов героев произведения и драматизации.
Голос!
Удачи!