Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию «Живая газета «Зеленые странички»»
Автор: Прокопенкова Ирина Викторовна, учитель начальных классов.
Место работы: МБОУ "СШ"№17, г.Смоленск.
Материал будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, родителям. Содержание материала можно упрощать или усложнять, учитывая возрастные особенности детей.
Цель: знакомство с полезными свойствами растений.
Задачи:
• воспитывать бережное отношение к природе;
• развивать чувство ответственности за свое поведение в окружающем мире;
• обогащать словарный запас детей;
Оборудование: 2 зеленых человечка: грустный и веселый, страницы «Зеленой газеты».Картинки с изображением лекарственных, вечнозеленых, комнатных растений.
Ход мероприятия.
В мире живет много людей, вот человек (учитель показывает человечка из картона и прикрепляет его на доску) Мир вокруг нас, какой он? Что окружает человека (слушаем ответы детей)
Учитель: Зеленый цвет – это цвет жизни, поэтому к нам в гости пришел веселый зеленый человечек. Он принес с собой зеленую газету. Но почему все зеленое?
(Слушаем ответы детей)
Зеленый цвет – это цвет живой природы.
(Читают стихотворение дети)
В этот яркий цвет определённо
Летняя природа вся одета.
С детства всем знаком тот цвет зелёный,
Зелень тёплым солнышком согрета!
В этот цвет окрашены листочки,
Травка, огурец, гроздь винограда,
Кислого крыжовника кусточки...
А еще капуста ему рада.
Зеленью природа наградила
Гусеницу, ящериц, лягушку,
А еще зубастых крокодилов,
Что из рек выходят на просушку.
Прячется в траве кузнечик где-то...
Хороша зелёная планета!
Учитель: зеленый цвет означает спокойствие, удачу, обновление, здоровье, свежесть, жизненные силы, он же является символом окружающей среды.
Дети читают стихи.
Зелёный цвет - Земли цветенье,
Зелёный цвет - и жизнь полна.
Зелёный цвет-успокоенье,
Зелёный цвет - поёт весна.
И жизни нашей продолженье
Заключено в зелёный цвет.
И созревает то мгновенье,
Когда ликует белый свет.
Зелёному везде дорога,
И пусть его будет так много.
Чтобы всё жило и цвело.
Учитель:ребята, как вы понимаете последние строчки:
«И пусть его будет так много.
Чтобы всё жило и цвело»? Для чего растения на Земле?
(Выслушиваются ответы детей.)
Учитель: наш зеленый человечек и его «Зеленая газета» хотят многое нам сегодня рассказать о пользе растений.
Рассмотрим первую страничку.
(На первой страничке изображены деревья тополь, каштан.)
Послушайте загадку про дерево. Она поможет вам ответить на вопрос зеленой газеты:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)
(Обсуждаем загадку и ищем ответ на вопрос: «Для чего нужны растения»)
Учитель: растения – это дом и пища для многих животных. Без деревьев на планете Земля не было бы кислорода.
Интересные факты:
• один гектар леса вырабатывает за один час столько кислорода, сколько нужно его для дыхания 200 человек)
Учитель: всем хорошо известно, что там, где растут растения, воздух чистый и свежий. И это не только потому, что они вырабатывают кислород необходимый для дыхания. Растения увлажняют воздух, улавливают пыль, наполняют воздух ароматами, поглощают тяжелые металлы, подавляют размножение микроорганизмов.
Посмотрите от деревьев каштана, тополя идут стрелочки. Что это может означать? Кто догадался?
Выслушиваются ответы детей.
Интересные факты:
• самым лучшим очистителем воздуха является каштан. К такому выводу пришел шведский ученый Л.Бьерк. Он установил, что одно дерево каштана может очистить от загрязнения 20 000 м 3 воздуха;
• деревья тополя вбирают в себя около 70% уличной пыли, грязи и дыма (один старый тополь очищает воздух от сорока килограммов сажи и пыли), освежают и обогащают воздух фитонцидами, убивая болезнетворные микробы.
Учитель: ребята, что нужно нам делать, чтобы сохранить деревья?
Выслушиваются ответы детей.
Вторая страница «Вечнозеленые растения»
Зеленый, являясь цветом растительности, весны и нового роста, обозначает непрерывность и даже бессмертие когда используется слово
«вечнозеленый».
У вечнозеленых растений листва - хвоинки сохраняется в течение всего года. У одних растений они опадают чуть более чем через год и сразу заменяются новыми; у других – хвоинки держатся много лет. У сосны остистой хвоинки держатся до 45 лет.
Учитель: ребята, поиграем в игру, я вам показываю картинки, а вы говорите название растения.
(Ель, сосна, можжевельник, туя, пихта, кедр, жимолость вечнозеленая. Показываем эти растения на слайдах, либо на картинках)
Сосна и ель заслужили свою популярность как новогоднее дерево. Запах сосны способен улучшить память и снять депрессию. Издревле на Руси из веток сосны изготавливались обереги для дома, как защита от нечистой силы.
Сосна – это кладезь полезных веществ. Ниши предки использовали сосну, как средство против цинги, отхаркивающее средство, защита от микробов, и для борьбы с болью.
Хвоя можжевельника — лидер среди антибактерицидов, а ягоды растения можно использовать в качестве приправы к мясу или рыбе, так как они придают им восхитительный аромат и пикантную горчинку.
Отличительной особенностью
пихты от других хвойных представителей является то, что шишки у нее растут вверх, как у кедров.
Кладезь здоровья – это кедр! Его орешки и хвоя богаты на йод, медь и цинк, которые являются неотъемлемой частью в нашем рационе. Кедровое эфирное масло – это самое сильное средство для повышения иммунитета.
Лечебные свойства
самшита использовали ещё наши предки. На Востоке это дивное растение применяют и в настоящее время, считая его панацеей от многих болезней. В народной медицине его применяют для лечения многих болезней. Если вы плохо засыпаете, или вам снятся кошмары, то можно положить веточку самшита под подушку. Растение избавит от бессонницы.
Туя, как и все хвойные деревья, обладает лечебными противомикробными свойствами. Летучие фитонциды туи способны убивать возбудителей многих вирусных, бактериальных и грибковых заболеваний, поэтому даже обычные прогулки среди зарослей способствуют укреплению здоровья. Кроме того, это растение способно бороться с воспалениями различных органов, способствует заживлению ран, утоляет боль.
Важный фактор! Все хвойные вечнозеленые растения выделяет фитонциды, которые хорошо очищают воздух.
Табличка с названием «фитонциды» вывешивается на доску.
Третья страница «Комнатные растения»
Учитель: большую практическую пользу приносят комнатные растения.
Интересные факты:
•самым активным «чистильщиком» воздуха в помещении является комнатное растение
хлорофитум.
Замечено, что именно комнатное растение
герань способно убивать стрептококки, стафилококки, находящиеся в атмосфере комнаты. Герань является не только украшением комнаты, но также имеет практический смысл, потому что выделяет в окружающую среду антистрессовые успокаивающие вещества. Чудо-растение герань спасет от комаров, мошек, мух.
Всем знакомый
кактус – также враг микробов и вредных ионов. Он защищает нас от электромагнитного излучения. Его лучше ставить в тех комнатах, в которых есть компьютер или телевизор.
Каланхоэ и алоэ в народе называют домашним доктором. У этих растений мягкие сочные листья, из которых выжимают сок, с успехом применяемый для лечения ран. Сок используется также при тонзиллитах, гайморитах, стоматитах.
Учитель: ребята, у кого есть эти растения в квартире? У кого нет - посадите.
Четвертая страница «Лекарственные растения»
Полезные растения окружают нас не только в квартире, но и в лесу, на лугу, такие растения называют лекарственные.
На страничке приклеен конверт с хитрыми вопросами.
1.Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах?
(Листья подорожника)
2.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Мох сфагнум, или торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и дезинфицирует раны.)
3.Листья и цветки какого растения помогают избавиться от кашля?
(Мать-и-мачехи)
Учитель: какие вы знаете лекарственные растения?
Выслушиваются ответы детей. Показываю книгу с лекарственными растениями Смоленской области. Делаем вывод о том, что эти растения нам очень нужны и их необходимо беречь.
Пятая страничка «Витаминная»
Витамины – это полезные вещества для поддержания здоровья нашего организма. Витамины живут в мясе, рыбе, масле, хлебе. Все эти продукты очень важны для здоровья человека, но больше всего витаминов в овощах и фруктах. А в каких именно? Мы сейчас узнаем.
(Из приклеенного бумажного пузырька дети достают загадки и отгадывают их)
Над землей – трава,
А под землей - алая голова.
(Свекла)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар, сладкая.
(Морковь)
Стоит матрешка на одной ножке,
Закутана, запутана.
(Капуста)
Никого не огорчаю,
А всех плакать заставляю.
(Лук)
Я — хозяйка огорода:
Круглая, большая.
Буду приносить я вам
Рекорды урожая…
(Тыква)
Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с ...
(Малиной)
Никак не могу понять я:
Похожи кусты, как братья,
А ягоды у них разные –
Черные, белые, красные.
(Смородина)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет – и, душистая,
Попадает в кружки.
(Земляника)
Дети называют другие овощи, фрукты и ягоды, которые богаты витаминами. Пусть ребята расскажут о том, какие продукты они используют в своем рационе питания.
Учитель рассматривает с ребятами последнюю страницу черного цвета. На ней изображены пеньки, поломанные цветы, птицы, звери, гусеницы. Зеленый человечек грустный. Размышляем над вопросом:
«Что будет, если растения исчезнут?»
Выслушиваются ответы детей.
На свете живут
Разноцветные дети.
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева - дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Развеем над нею
И тучи и дым,
В обиду её
Никому не дадим!
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая сказка для начальных классов. Весенние цветы
Экологическая игра для 4 класса
Экологическая акция для младших школьников
Творческие рассказы для детей начальной школы. Сказки о реке Лене
Похожие статьи:
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Экологический классный час в 3 - 4 классе
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников
Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения