Урок литературного чтения с презентацией. Осеева «Потерянный день»
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Тема: В. Осеева «Потерянный день»
Ход урока:
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным,
Ты читай, не отставая,
Слушай, не перебивая!
Говори ты четко, внятно,
Чтобы всем было понятно,
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать!
-С каким настроением вы сегодня пришли в школу?
-А чего ждете от урока?
-Я надеюсь, что урок будет интересным и даст вам новых открытий! Без вас мне не справиться! Будете мне помогать?
1 слайд
Урок литературного чтения. Чему мы учимся на уроках?(читать, рассуждать, любить книгу)
Девиз урока: «Книги-наши друзья»
Вы читаете не только в школе, но и дома.
И у вас, наверняка, уже есть любимые книги. Вы не хотите познакомить нас с ними?
Презентация книги (Дети рассказывают о своей любимой книге).
-Кто знаком с этой книгой?
- А кого она заинтересовала?
2 слайд
Как называется раздел ? («Учимся уму-разуму»)
-О чем будем читать?
-Какая жизненная мудрость в рассказе «Три товарища»?
Проверка домашнего задания
Чтение по ролям В. Осеева «Три товарища»
-На что нужно обращать внимание при чтении? (на вопросительные предложения…)
-Чье чтение вам понравилось?
Сообщение темы урока
Прочитайте тему урока: В. Осеева « Потерянный день»
-Назовите автора. Кто помнит ее имя, отчество? (Валентина Александровна)
- А что вы о ней знаете?
(родилась в Киеве в семье инженера, в юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет, 16 лет отдала воспитанию беспризорников и правонарушителей, а на досуге сама писала пьесы и рассказы и ставила их вместе с детьми)
-Какие произведения вам знакомы? («Синие листья»,«Плохо», «На катке»)
3 слайд
-Прочитайте название «Потерянный день». Вас что-то удивило?(как это день может быть потерянным?)
-Давайте разделим заголовок на части.
-Прочитайте первое слово.(потерянный)
-Что может быть потерянным? (Учитель достает из коробки разные предметы- ручки, резинки, ключи и т.д)
- Почитайте второе слово.(день)
-Что такое день?(Это промежуток времени)
Проблемный вопрос: Как может день потеряться?
Это будет на проблемный вопрос, на который мы будем искать ответ.
4 слайд Постановка учебных задач:
- Давайте поставим учебные задачи:
-познакомиться с произведением В. Осеевой
-учиться рассуждать
-проанализировать поступки героев
-узнать,чему учит это произведение
Первичное чтение(Стратегия «Чтение с остановками»)
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка. Учитель читает текст Проверка первичного восприятия
-Какое впечатление произвело на вас это произведение?
- Определите жанр произведения –сказка , рассказ, стихотворение .(рассказ)
-Почему? (События могли происходить на самом деле, написано в прозе, нет рифмы)
Вторичное чтение, анализ рассказа
- Назовите героев рассказа. Давайте перечитаем текст . Понаблюдаем за ними.(читают 2-3 человека)
Самостоятельная работа в парах
- Вы перечитываете рассказ, отвечаете на вопросы .
Прочитайте первый вопрос
Проверяем
Прочитайте 2 вопрос.
Прочитайте 3вопрос.
-Давайте прочитаем вопросы вместе.
(Кто испытывает затруднения, тот поднимает сигнал «светофор» - красный сигнал).
Проверка самостоятельной работы
Назовите главных героев (Витя, брат Вити, его товарищ)
Характеристика героев (Стратегия «Черты характера»)
-Каким вы представили себе Витю?(Маленький,возможно , дошкольник или младший школьник)
-Каким представили его брата?(ему лет 10)
- Каким представили его товарища? (его ровесник. Раз он переживает , что потерял день,значит, чем-то увлекался)
-Почему автор не дает им имен? (это неважно)
-Кто главный герой? (Витя)
Почему? (именно он пытается выяснить для себя что-то важное, что-то узнать)
Работа в группах «Соедини героя и его характер»
(в левом столбике - характеристики, в правом - имена героев)
брат Вити - трудолюбивый, организованный;
Витя - любопытный;
Товарищ брата Вити - ответственный;
-Какой герой вам симпатичен? Почему?
Обобщение (по группам)
-Вы получаете вопросы и задания ( разрезанное изображение часов, на обратной стороне вопросы) 1 группа - подготовиться к выразительному чтению рассказа по ролям 2 группа - Назовите главную мысль произведения. Найдите ее в тексте. 3 группа - Содержит ли эта история поучительный урок для вас?
В чем он состоит? 4 группа - Какой герой ближе вам. Почему? 5 группа - Соберите пословицы (у доски на магниты или на экране)
Например: - Делу время, потехе - час;
- Минута час бережёт;
Рефлексия
-Что у нас получилось? (изображение часов)
- Прикрепите стикеры к часам, если вы считаете, что время на уроке вы потратили не зря, если считаете, что зря, на другую часть доски.
Мы знаем-время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагружённое. Пустое-
Часов и дней напрасный счёт
пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки.
Но положив их на весы,
Находим долгие минутки
и очень краткие часы.
Коллега, в вашей публикации нет основной информации о разработке: для какого она класса, какой школы, кому предназначена. Не понятен тип урока, не обозначены цель и задачи. По ходу мероприятия я не увидела динамической паузы, да и презентация тоже скромненькая.
Уважаемая Ирина Владимировна! Во многом согласна с предыдущим комментарием. В целом, урок неплохой, чувствуется определенная системность в изучении нового произведения. Позвольте дать Вам несколько советов по улучшению Вашего материала:
- если в начале урока поставлены задачи, то к концу занятия нужно к ним вернуться и оценить степень выполнения;
- рефлексия хороша не только в заключении урока, но и по завершении каждого этапа, тогда можно отследить, как ученики воспринимают материал, где нужна коррекция и т.д.;
-не совсем правильно предложить только одной группе определить основную мысль текста, мнений в классе может быть несколько, их нужно обсудить, может быть поспорить - важно, чтобы был диалог не только учитель - ученик, но и ученик-ученик.