Урок литературного чтения во 2 классе с презентацией. Пивоварова "Жила-была собака"
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе. Ирина Пивоварова "Жила-была собака". УМК "Школа России"
Автор: Гамдуллаева Лейла Ханпулатовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ№15, г. Дербент. Описание: Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения для обучающихся начальных классов по программе УМК "Школа России".
Публикация может быть полезной учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и воспитателям дошкольного образования, организаторам и творческим людям. Тема: Ирина Пивоварова "Жила-была собака" Цель: формирование эстетического восприятия, осмысления стихотворения посредством творчества И.М. Пивоваровой. Задачи:
- познакомить учащихся со стихотворением И. Пивоваровой "Жила-была собака";
- помочь понять настроения, чувства поэтов, которые описывают животных;
- находить средства художественной изобразительности в анализируемом тексте, определять их роль;
- сформировать систему новых понятий - «средства художественного слова», научить детей способам выразительного чтения текста: расстановка пауз - коротких и длительных, постановка логического ударения. Планируемые метапредметные УУД: Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач.
– Вы уже догадались, какие слова зашифрованы?
Как связаны между собой слова «книга» и «друг»?
– Соберите разбросанные пословицы:
С книгой жить – ........... лучший друг.
С книгой поведешься – ........... век не тужить.
Хорошая книга – ........... ума наберешься.
Проверка.
1. С книгой жить – век не тужить.
2. С книгой поведешься- ума наберешься.
3. Хорошая книга- лучший друг .
– Что объединяет эти пословицы? (Любовь к книге)
Попробуйте объяснить значение данных пословиц.
В первой пословице говорится о том, что книги могут помочь человеку, если человек будет читать книги, то ему не придется тужить в жизни.
Смысл второй поговорки заключается в том, что больше читая, человек постепенно становится умнее. Книга раскрывает весь смысл, и в какой-то ситуации, прочитав книгу человек не будет так поступать или совершать какое-либо действие.
– Почему книга может быть хорошим другом?
Потому что она отвлечёт от грусти, увлечёт интересным сюжетом. В книге ты найдёшь много умных мыслей, различную информацию, которую не знал.
3. Речевая минутка.
– Проведем речевую разминку. Прочтите скороговорки:
Мы собак сегодня мыли,
А собаки громко выли.
Тут соседи позвонили:
– Вы ли выли?
- Мы не выли,
Мы их мыли.
А они от мыла выли.
И теперь мы в мыле сами,
Выть готовы вместе с псами.
Упражнение «Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе слово - справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой.
Мы кабос сегодня илым,
А собаки окморг выли.
Тут идесос позвонили:
– Вы ли илыв?
-Мы не выли,
Мы их мыли илым.
А они от алым выли.
И теперь мы в елым сами,
Выть ывотог вместе с амасп.
- О ком прочитали в скороговорке? (О собаках)
- Почему животных называют нашими братьями меньшими? (Потому что они требуют заботы и любви. За ними надо ухаживать, следить, защищать, как младших братишек).
- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков? («Не навреди!»)
- Как человек может навредить животным?
(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)
- Ребята, встречались ли вам на пути бездомные животные. Приходилось ли вам быть свидетелями ситуаций, когда человек мог обидеть животного?
- Что вы знаете о собаках? (Существует много пород собак. Слух собак вообще в 10 раз острее, чем у людей. Нос собаки должен быть влажным, чтобы она могла улавливать направление запаха. Собачьи ошейники с шипами придумали древние греки – так они спасали своих питомцев от удушения волками. Собаки – единственные животные, способные распознавать людские эмоции и сопереживать своим хозяевам)
- Верно, собака – самый верный, самый преданный друг человека, который никогда не предаст и не бросит его.
Рассказ о памятниках.
Собака тоже достойна того, чтобы её увековечили. Посмотрите на несколько памятников, установленных собаке. (Рисунки с памятниками собакам на слайде).
В японском городе Токио был установлен памятник самой известной собаке мира - Хатико .
Памятник Белому Биму Чёрное ухо в Воронеже — памятник собаке Белому Биму Чёрное ухо за верность человеку, герою повести Гавриила Николаевича Троепольского. С этим писателем вы познакомитесь в старших классах.
- Как вы думаете, почему поэты, писатели поднимают тему животных в своих произведениях?
(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо)
- Можем ли мы как-то помочь животным?
(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)
- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?
Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.
4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением русской писательницы. Догадайтесь, кто она? Поиграем в игру «Перевертыш». Прочитайте фамилию писательницы, правильно расположив буквы.
Анири Аворавовип.
Ирина Пивоварова
Вы верно справились с заданием. Мы познакомимся со стихотворением Ирины Михайловны Пивоваровой «Жила-была собака».
5. Этап изучения нового материала.
Чтение со счетом слов.(Парная работа)
Познакомимся поближе с Ириной Михайловной. Вам нужно будет на максимальной скорости читать биографию писательницы, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные вопросы к тексту.
Биография И. Пивоварова.
Ирина Пивоварова – детская писательница. Родилась в Москве. Её родители были врачами и мечтали о том, чтобы их дочь тоже стала врачом. Однако Ирина, окончив школу, поступила в Московский институт на факультет прикладного искусства, и стала хорошим художником. После она начала писать маленькие рассказы и стихи, которые очень нравились детям. (Сорок девять слов в тексте).
- Где родилась Ирина Пивоварова?
- О чем мечтали родители будущей писательницы?
- В какой институт поступила Пивоварова?
Подготовка к восприятию нового материала.
- Вот послушайте, о какой собаке нам рассказала И. Пивоварова.
Жила-была собака.
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.
И вот, когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звёзд.
И были у собаки
Огромнейшие зубы,
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись
И это было так.
Жила-была собака...
Но только ты не бойся,
Она была послушной
И доброю была.
Меня она любила
И в гости приходила,
И ела хлеб с вареньем,
И сладкий чай пила.
И добрая собака
Со мной гулять ходила
И ласково крутила
Своим большим хвостом.
А вот что было дальше,
Ещё я не придумал.
Сначала я придумаю,
А расскажу потом.
6. Физкультминутка (музыкальная)
Дети поют и танцуют под песню “Веселей собаки нету существа”.
7. Работа по теме урока.
- Жужжащим чтением прочитайте самостоятельно 1 часть стихотворения и отметьте карандашом слова, которые характеризуют внешний вид собаки.
А) Чтение по цепочке по одному четверостишию.
Б) Чтение слов, которые характеризуют внешний вид собаки. (Большая, огромный рыжий хвост, огромнейшие зубы.)
В) Чтение строк, в которых говорится, почему мы эту собаку боимся? (И вот когда собака бежала по дороге за нею пыль вставала почти до самых звёзд).
- Найдите еще строчки. (И лаяла собака, как миллион собак).
Зачитайте фрагмент о том, как лаяла собака? (Когда она дышала с домов слетали крыши и все деревья гнулись).
В 1 части стихотворения нам представился образ огромной, страшной собаки.
Чтение 2 части стихотворения.
А) Тренируемся шёпотом.
- Мы должны быть внимательными читателями, простым карандашом выделяем слова, которые раскрывают характер собаки.
Б) Читаем парами вслух.
- Кто готов сказать, какой был характер у собаки? (Послушная, добрая, ласковая.)
- Обратите внимание на характеристику внешнего вида и характера собаки.
Во 2 части мы видим, что внешний вид не всегда соответствует характеру.
- Прочитайте последние 4 строчки. (А вот что было дальше ещё я не придумал. Сначала я придумаю, а расскажу потом).
Групповая работа.
Каждой группе подготовить рисунок и придумать продолжение к данному стихотворению. Через 5 минут, каждая группа зачитает свой вариант ответа.
8. Итог урока.
С творчеством какой писательницы сегодня познакомились?
Что больше запомнилось из жизни И. Пивоваровой.
Завершить урок литературного чтения хотелось бы словами «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Кто сможет объяснить смысл высказывания?
Презентация на тему: Урок литературного чтения во 2 классе. Ирина Пивоварова "Жила-была собака"
Здравствуйте, Лейла! Спасибо за приглашение! Хорошо продуман каждый этап урока, выстроен в логической последовательности. Вы используете интересные приёмы и методы, это разнообразило и украсило урок в целом. Голосую с удовольствием! Всего доброго!
Добрый день, Лейла Ханпулатовна! Мне урок понравился. Представлены разнообразные виды работы на уроке. Урок получился насыщенный, продуктивный. С уважением и голосом 7, И.В.