План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: Что у нас под ногами?
Цели: формирование понятия «предметы неживой природы», которые находятся "под ногами"; сообщение элементарных сведений о наиболее распространенных горных породах, как о части окружающего мира
Задачи:
образовательная: расширение знаний о камнях; раскрыть свойства камней , узнать где может человек их использовать
развивающая: активизировать познавательные способности, интерес, расширять словарный запас, умение наблюдать и сравнивать. Развивать зрительное восприятие о форме и размерах предметов.
воспитательная: воспитывать трепетное отношение к окружающей нас природе, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи, получать положительные эмоции в процессе экскурсии.
Формируемые УУД:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; участвовать в коллективном обсуждении;
личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Давайте вместе образуем круг, и каждый по цепочке пожелает своему товарищу по плечу те качества, которые ему пригодятся на уроке. А теперь вам нужно поделиться на группы и занять свои места.
Распределение учащихся по 3 группы, на основе расстановки выбора карточки из четырех цветов.
II. Постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке узнали, что у нас над головой. Кто ответит?
Что у нас над головой днём?
Что у нас над головой ночью? Что такое солнце?
Учитель: Когда вы гуляли на прогулке, что видели? А что у нас под ногами?
Учитель: Какие камешки вы нашли на экскурсии?
Учитель: Есть различия между ними?
Учитель: Кто сформулирует тему урока?
III. Работа по теме урока.
Учитель: Давайте вспомним те познавательные вопросы, которые ставили на прогулке.
Зачем? Почему? Как появились?
А сейчас расставим эти познавательные вопросы в виде пирамиды. Данные вопросы будут составлять план исследовательской работы на уроке.
Учащиеся ставят познавательные вопросы к теме, дополняют и вырабатывают общую формулировку с помощью учителя.
Задача: “Исследуем камни”.
Учитель: А теперь обратите внимание на камешки, которые вы собрали во время экскурсии.
Что заметили и хотели бы сказать о найденных камнях?
Дети: (Они отличаются по форме, размеру, цвету)
Учитель: Много веков назад жители нашей неизведанной планеты оглядывали все вокруг и ничего не понимали ни о камнях, ни о мире вообще, придумывали о них разные истории. Со временем люди стали задавать вопросы, как мы сегодня с вами, и отправлялись в поиски ответов. Какой первый вопрос мы поставили? (Как появились?) Ребята, давайте вспомним тему “Что у нас над головой?”. Мы говорили о том, что в давние времена до возникновения нашей планеты, Земля была раскаленным шаром, который постепенно остывал. Что потом происходило?
Учитель: Давайте соберем на доске информацию о данном способе происхождения камней в виде схемы.
Задача: «Образование камней»
Извержение вулканов и образование камней таким способом
• Магма (вулканы)
• Гранит
Учитель: Есть ли еще способ, которым могли образовываться камни?
Дети: способ образования камней - известняк.
IV. Просмотр видеоролика
Учитель: После просмотра видео, кто ответит, что происходило с раскаленными веществами?
Дети: Раскаленные вещества остывали, затвердевали и превращались в камни.
Учитель: Что можете сказать об образовании осадочных пород?
Дети: В воде много различных маленьких животных. Когда они умирают, то опускаются на дно. Там они лежат много лет и потом превращаются в камни.
V. Творческая работа
Изготовление композиций из камней на уроке. (понадобятся клей, цветные краски, картонная бумага, пластилин)
VI. Физминутка
Ученики выполняют действия, демонстрирующие характер связей в кристаллической решетке веществ.
1 группа. Ребята выстраиваются в цепочку, взявшись за руки.
2 группа. Учащиеся выстраиваются в круг, взявшись все вместе за две руки крест-накрест
3 группа. Дети плотно прижимаясь, держат друг друга под локти.
Учащиеся приходят к выводу: чем прочнее связаны между собою молекулы (маленькие частицы), тем камень тверже. Дети снова обращаются к плану-схеме урока.
VII. Проверка результатов достижения цели.
Маленькие исследователи рассматривают в качестве признака - цвет. Дети выделяют общий цвет фигуры при рассматривании издалека. Дети догадываются по цвету, что в зубах содержится кальций.
Учитель: Ребята, к какому выводу вы пришли, что содержится в известняке?
Дети: Много кальция содержится в известняке.
Учитель: Обратите внимание на остальные признаки, по которым различаются камни.
Ребята выделяют следующий вопрос: “Зачем нужны камни?”
Рассмотрев иллюстрации дети отвечают.
Дети: строить жилище; раньше изготавливали оружие; разжигали огонь.
Учитель: Ребята, обратимся еще раз к нашему плану работы. Какой вопрос у нас остался без ответа?
Работа в группах.
Учитель: Ребята, я подготовила для каждой группы задание. На столе у вас коробка с камнями гранит, известняк, кремень. Первая группа отберет среди предложенных камней гранит. Вторая команда отберет только известняк, а 3 группа - кремень
Учитель: Теперь обсудим результаты вашей работы. По каким признакам вы отбирали нужные камни?
Работа по учебнику
Учитель: Предлагаю рассмотреть иллюстрацию в учебнике на стр.9 и рассказать, как люди на ней используют камни.
VIII. Итог урока (рефлексия)
Учитель: Давайте сделаем вывод. Где используют камни?(ответы детей)
Учитель: Следовательно, сделаем вывод о том, что поделочные камни используются для изготовления различных художественных произведений.
На все ли вопросы мы ответили? Можно ли сказать, что мы достигли поставленной цели?
- Выберите среди образцов камней гранит, если вы узнали много нового, все на уроке поняли
- Выберите и возьмите кремень из коллекции, если узнали много нового, но не все поняли
- Выберите известняк в том случае, если вы не открыли на уроке ничего нового, работать было трудно и неинтересно.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Когда появилась одежда?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Урок по окружающему миру 1 класс
Похожие статьи:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Рассказ про одуванчик, 2 класс. Окружающий мир
Рассказ про кувшинку для 2 класса. Окружающий мир