Конспект урока литературного чтения для 2 класса с презентацией «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды» С. Козлов
Автор: Захарова Ирина Николаевна, учитель начальных классов.
Место работы:МАОУ СОШ № 184 "Новая школа" г. Екатеринбург.
Описание работы.Предлагается урок по программе "Литературное чтение" Е. И. Матвеевой, система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, 2 класс.
Цель. Организация работы обучающихся в позиции «читатель-исследователь».
Задачи:-развивать умение анализировать повествовательный текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
-формировать навыки работы в группе;
-пробуждать у детей потребность к размышлению над такими вечными понятиями, как дружба, добро и бескорыстие.
Ход урока.
1. Организационный момент.
(Данная игра из книги К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать?»)
Учитель:Все ненадолго встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал. Этот ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Вытянитесь вверх, как будто вы хотите достать до потолка, потянитесь во все стороны, раскинув руки как можно шире, и напрягите все свои мышцы! Теперь встаньте так, чтобы ваши ступни находились на некотором расстоянии друг от друга, и держите руки примерно в 20 сантиметрах от ушей. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. У вас это получилось! Теперь начинайте тянуть нить туда-сюда, от одного уха к другому... Оглянитесь вокруг и смотрите, как мы делаем то же самое. Теперь давайте делать это в одном и том же ритме. Готовы? Раз — два, раз — два! Влево — вправо, влево — вправо! Знаете, кто вы сейчас? Вы — умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов, так что огонь вашего познания может теперь гореть ярким светом, и вы снова готовы к новым открытиям. Сможем увидеть удивительное в обычных вещах.
2. Введение в тему урока
На доске эпиграф (Слайд 1)(отрывок из стихотворения В. Маяковского «Послушайте!»):
…если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Учитель:
*О чём сегодня на уроке пойдёт разговор?
*Как вы понимаете данный эпиграф?
*Вы видели звёздное небо? Какие чувства оно у вас вызывает?
*Сегодня мы откроем для себя ещё одну звезду. Это поэт, сказочник Сергей Григорьевич Козлов.
(далее предлагается небольшая презентация о С. Козлове и его сказках (Слайды 2-5)
3. Первичное восприятие текста
*Сейчас мы встретимся со сказкой С. Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звёзды» (Слайд 6)
Учитель читает начало сказки:
Вот уже целый месяц Ёжик каждую ночь лазил на сосну и протирал звёзды.
«Если я не буду протирать звёзды каждый вечер – думал он – они обязательно потускнеют».
И с утра выходил на крыльцо, наламывал свежий веник, чтобы сбивать сначала со звёзд пыль, и стирал тряпочку. Тряпочка у него была одна, и поэтому он каждое утро мыл её и вешал на сосну сушить.
Покончив с приготовлениями. Ёжик обедал и ложился спать. Просыпался он, когда уже выпадала роса. Поужинав, брал тряпочку в одну лапу, а веник в другую и потихонечку, с сучка на сучок, подымался на самую верхушку сосны.
Здесь начиналось самое главное.
Учитель: Здесь мы остановимся. Но это ещё не вся сказка.
*Что делал Ёжик каждую ночь?
*Зачем он это делал? Какой был Ёжик? Почему вы так считаете?
4. Организация групповой работы.
*Сейчас мы с вами поработаем в соавторстве с С. Козловым и придумаем продолжение этой сказки.
Класс разбивается на группы. Каждая группа придумывает продолжение сказки. Перед началом работы акцентируется внимание на названии сказки, ведь в прочитанном отрывке ещё нет Медвежонка. Ребята готовят выступающего от группы.
Физпауза. «Протираем звёзды» (упражнения: тянемся вверх правой ручкой, протираем звёздочки; тянемся вверх левой ручкой и т. д.)
5. Продолжение чтения авторского варианта сказки.
*Мы послушали все варианты концовок ваших сказок. Но и у автора есть продолжение. Открываем учебники и прочитаем, что же было дальше в сказке…
Сначала звёзды надо было обстукать веником, да так осторожно, чтобы случайно не сбить с неба. Потом веник переложить в левую лапу, а тряпочку взять в правую и протирать звёзды до блеска. Работа была кропотливая, и на неё уходила вся ночь.
«А как же иначе? – ворчал Ёжик, беседуя сам с собой на верхушке сосны. – Если Медвежонок не протрёт звёзды, если я не протру звёзды, то кто же протрёт звёзды?..»
Медвежонок в это время тоже сидел на верхушке сосны над своим домом, протирал звёзды и думал:
«Удивительно, как это Ёжику в голову пришла такая счастливая мысль! Ведь если бы Ёжик не придумал чистить звёзды, их бы давно уже никто не видел. Вон какая пыльная!..» – И он дунул на звезду и потёр тряпочкой…
Медвежонок очень старался, но у него не всегда получалось, как у Ёжика. И если с неба падала звезда, все в лесу знали, что это её нечаянно столкнул Медвежонок.
6. Анализ сказки.
*Понравилась ли вам сказка?
*Чьё продолжение вам понравилось больше всего: авторское или ваше? Почему?
*Какими вы представляете героев сказки? Докажите текстом.(Ёжик - усердный («каждую ночь»), ответственный, смелый («подымался на самую верхушку сосны»), старательный («потихонечку, осторожно»), трудолюбивый. Медвежонок – старательный («очень старался»), неуклюжий («не всегда получалось», «нечаянно столкнул»)
*Как вы понимаете слово «кропотливая»?
Работа с толковым словарём.
Кропотливый - 1. Усердный, старательный до мелочей и медлительный. Кропотливый работник.
2. Требующий такого усердия. Кропотливый труд.
Есть версия, что слово произошло от праславянского «кропот» - ворчание.
Интересно в тексте дано это слово:
...Работа была
кропотливая, и на неё уходила вся ночь.
«А как же иначе? –
ворчал Ёжик, беседуя сам с собой на верхушке сосны.
*В каком значении употреблено слово «ворчал»? Ведь Ёжика вряд ли можно назвать ворчуном.
*Почему мысль «счастливая»?
*Останавливали ли Медвежонка неудачи?
*Для кого старался Медвежонок и Ёжик?
*Друзья работали за награду? (бескорыстно)
Бескорыстно – это как?
*Плохо ли, что у Медвежонка падали звёзды? (Если падает звезда, то можно загадать желание.)
*Как рассказчик относится к героям? Почему нам это понятно?
*Даёт ли рассказчик прямую оценку тому делу, которым занимаются Медвежонок и Ёжик?
*Благодаря чему рассказчику удаётся передать своё отношение к героям сказки?
7. Работа с пословицами.
*Какая из предложенных пословиц подходит к сказке? (Слайд 7)Аргументируйте свой выбор.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Благородно только то, что бескорыстно.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
8. Иносказание в сказке. Практическая работа.
*Можно ли в слова «протирать звёзды» вложить не прямой, буквальный, а иносказательный смысл? Какой?
Каждый должен делать добрые дела. Делать неустанно, бескорыстно. Тогда и мир вокруг станет лучше.
Каждому ученику выдаются вырезанные звёздочки. Предлагается написать на этих звёздах, какое хорошее дело для других каждый может сделать бескорыстно сегодня? Звёзды вклеить в дневники.
9. Рефлексия.
*Что было бы, если бы:
Я был Ёжиком …………
Я был Медвежонком………………
Я был жителем леса………………
Домашнее задание:
(Слайд 8)
(можно выбрать одно)
1) Подготовить выразительное чтение сказки.
2) Найти любую другую сказку С. Козлова и подготовить выразительное чтение другой сказки.
3) Подобрать ещё пословицы к сказке и объяснить.
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды » С. Козлов
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого урока по чтению во 2 классе с презентацией
Конспект урока чтения во 2 классе
Конспект урока чтения для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Конспект урока чтения для 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе