Воспитание патриотических чувств у младших школьников в процессе работы над проектом «Моя малая Родина»
Автор: Захарова Ирина Николаевна, учитель начальных классов
Место работы: МАОУ СОШ № 184 «Новая школа», г. Екатеринбург
Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать всё!
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды местными историко-культурными, национальными, географическими, природными, особенностями региона. В младшем школьном возрасте закладываются основа гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Патриотизм раскрывается как почитание Отечества – исторического поприща предков.
Патриотическое воспитание – сложная образовательная задача, она включает в себя исследование прошлого и настоящего.
Воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу и родной стране.
В связи со всем выше сказанным мы спроектировали и реализуем проект
«Моя малая Родина». Начали в прошлом году, когда первоклассники на первых уроках на элементарные вопросы (На какой улице ты живёшь? Как называется город, где ты живёшь? Как называется страна, в которой ты живёшь?) затруднялись ответить. Оказалось, что города Турции или Чехии для наших ребят были более реальны, чем то место, где они родились и растут.
Началось наше знакомство с малой Родиной с виртуальной экскурсии по городу. Ребята вспоминали интересные места нашего города, пусть даже без названия, главное, чтобы чем-то «зацепило». Искали фотографии или видео в интернете, узнавали, что это за памятник, площадь, театр, музей и т.д. Таким образом, мы проложили себе маршрут путешествия по городу. Далее по этому маршруту мы следовали. Посетили «Музей истории трамвая и троллейбуса» (оказалось, у одного мальчика из окон дома видны старенькие трамваи, но он там никогда не был), дважды побывали в Доме-музее П. П. Бажова и посмотрели в Кукольном театре спектакль «Серебряное копытце», проехали по улицам города на трамвае с Хозяйкой Медной Горы и узнали много нового из истории нашего города, в Музее природы Урала были удивлены разнообразием животного мира нашего края, возложили цветы к памятнику воинам-спортсменам накануне Дня Победы. После каждой поездки в классе проводилась викторина, кроссворд, беседа, чтобы заострить внимание ребят на том, что увидели, услышали, узнали. В классе повесили большую карту города, на которой отмечали флажками те места, где побывали.
Во втором классе на самом первом уроке продолжили разговор о малой Родине. Во-первых, составили план путешествий по городу на новый учебный год. Оказалось, что некоторые ребята и летом делали заметки и искали те места в городе, куда можно было бы съездить всем классом. Во-вторых, завели разговор об улицах, на которых мы живём. Начали с улицы, где стоит наша школа. Точной информации, почему улицу назвали Ясной, мы не нашли, но узнали об истории её возникновения на карте города, а отталкиваясь от этого, сами додумывали историю названия. Варианты, почему улица называется Ясная, поражали изобретательностью. После этого школьники вместе с родителями исследовали историю возникновения и названия улицы, на которой они живут. Представляли свои работы в классе. Отмечали на карте города свои улицу и дом. Сейчас, когда мы проезжаем с классом в школьном автобусе по какой-то знакомой улице можно услышать: «На этой улице живёт Аня! На этой улице живёт Никита!»
Ещё один важный аспект нашей работы: знакомство с интересными людьми нашего города. И опять же начали с самых близких – с наших родителей. Чем они занимаются? Какой вклад в развитие и становление нашего города вносят? Оказалось, среди родителей есть немало тех, кто поддержал нас и готов поделиться своими достижениями.
Кроме того, есть много Героев, родившихся и живших в нашем городе. О них мы вспоминали на классном часе, посвященном Дню Героев Отечества.
В планах ещё много путешествий по городу и области. Ребятам стало интересно узнавать историю своей малой Родины, историю людей, живущих рядом.
Мы убеждены, что в краеведческой и туристической деятельности заложены возможности для развития младших школьников, их патриотического воспитания: краеведческая и туристическая деятельность позволяет ребенку в процессе тематических поездок, экскурсий и походов изучать страну, начиная с «малой родины», патриотические, трудовые, военные, духовно-нравственные традиции народа.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению для 2 класса
Конспект урока краеведения в 3 классе
Развитие познавательного интереса у младших школьников
Игра по краеведению для школьников
Похожие статьи:
Тематическое планирование факультативного курса «Экология и краеведение», 3 класс
Краеведческий материал на уроках окружающего мира