Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы педагога - психолога ДОУ. Развитие эмпатии у дошкольников

Развития эмпатии у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для нравственного развития, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятный для взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Он также связан с переходным периодом ребенка из детского сада в школу, сопровождающийся кризисом 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности, переживанием нового социального статуса ребенка – школьника
Поведение детей на протяжении дошкольного возраста существенно меняется. В этом возрасте особое значение имеют нравственные мотивы поведения, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и осознанием нравственных норм и правил поведения. Для этого возраста характерно спокойное эмоциональное поведение, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Что дает ребенку возможность отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость. Изменяются в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Переживания становятся сложнее и глубже. Изменяется содержание аффектов – расширяется круг эмоций. Особенно важно появление таких эмоций как сочувствие другому , сопереживание. Сопереживание во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Вместе с тем именно в 5-7 -летнем возрасте, когда закладываются основы эмоционально- нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сопереживания, отзывчивости, гуманности. Гуманные чувства, как отмечают Е.И. Кульчицкая, Н.А., Менчинская, доступны детям дошкольного возраста, и к моменту поступления в школу они становятся более сложными и осознанными. Если основы гуманных отношений не будут сформированы в этот период, вся личность ребенка может стать ущербной и впоследствии восполнить этот пробел окажется чрезвычайно трудным (Л.И. Божович, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Э.К. Суслова). Все эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в предшкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М.Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он её выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Таким образом, можно выделить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными ( в чем важна роль взрослого), обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или во втором полугодии младшей группы после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста понятием «настроение». И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.

Рекомендуем посмотреть:

Диагностическое пособие по оценке эмоционального состояния детей в детском саду Проблемы аутизма Секреты эффективного общения Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада
Арт - терапия в работе с детьми дошкольного возраста | Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду
Опубликовано: 1463 дня назад (19 сентября 2017)
Просмотров: 1447
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Ануш Мельсовна Саакян # 19 сентября 2017 в 20:26 +1
Очень часто повторяется одна и та же мысль. Я бы добавила несколько примеров применения из жизни.
Светлана Васильевна Егорова # 20 сентября 2017 в 10:16 +1
Ирина Владимировна, спасибо за представленный материал. Он имеет высокий познавательный интерес. Хорошо, что его удобно сразу использовать в работе - он структурирован и оформлен должным образом.
Ирина Юрьевна Сизова # 22 сентября 2017 в 17:00 +1
Мне понравился Ваш материал, спасибо! Но сложновато для зрительного восприятия ( всё идёт единым текстом). Согласна, не хватает примеров из жизни.