Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по лепке для детей средней группы ДОУ. Каргопольская игрушка «Утушка моховая»

Каргопольская игрушка «Утушка моховая».
Тема: декоративная лепка каргопольской игрушки «Утушка моховая».
Возраст: 4-5 лет.

Форма проведения:непосредственно образовательная деятельность.

Цель:совершенствовать знания детей о каргопольской игрушке через лепку утушки.

Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с каргопольскими изделиями, с лепкой каргопольской игрушки «Утушка – моховая», выделяя характерные особенности (туловище в форме овала, вытянутая шея, плоский клюв).
2. Способствовать развитию умений лепить пластическим способом (из одного куска, соблюдая формы, пропорции деталей)
3. Обогащать словарь детей новыми словами, загадками, стихами.
4.Формировать бережное отношение к материалам, воспитывать аккуратность, чувства уважения к искусству своего народа и гордость за него.

Способы реализации:сюрпризный момент, вопросы поискового характера, игра «Узнай каргопольскую игрушку», загадка, объяснение приёмов лепки, пальчиковая гимнастика, самостоятельная деятельность детей, игра с детьми на свистульках и ложках под музыку «Барыня», рефлексия.

Средства реализации:электронное письмо, каргопольские игрушки ( полкан, тяниталкай, берегиня, крестьянин, уточка ); карточки с изображением игрушек (дымковские, филимоновские, каргопольские); фартук и платок для бабушки Ульяны.

Раздаточный материал:глина, дощечки, влажные тряпочки, стеки, подставки для работ, свистульки.

Предварительная работа:просмотр видеофильма «Каргопольская игрушка», чтение сказки: «Ванюшка – глинушка», рассматривание альбомов про каргопольскую игрушку, знакомство со скульптурой малых форм: каргопольская игрушка (полкан, медведь, барышня, кавалер), чтение стихов о каргопольской игрушке.
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем становятся в круг и приветствуют друг друга:
«Здравствуй, Солнце!
Здравствуй, Земля!
Здравствуйте, все мои друзья!»

1 часть. Дети, к нам на электронную почту пришло письмо ( слайд электронного письма).
Как вы думаете, кто написал письмо? (зачитывает его)
Я из глины сделан жёлто-красно-белой,
Мастер я отменный, необыкновенный.
Глиняные ручки и из глины брючки.
Глиняные ножки в глиняных сапожках.
Нос мой как картошка, а глаза горошки.
Мимо не пройдите, в гости приходите!( слайд текста письма)
Дети отгадывают, что это Мастер – Глинчик. ( слайд с картинкой мастера)

Воспитатель:Вы хотите узнать, куда он нас приглашает? В каком городе он живёт? Тогда слушайте дальше.
Городок мой небольшой и народ в нём озорной.
Мастера не любят скуки, приложить умеют руки.
Лепят все горшки да кружки, миски, разные игрушки.
Может быть, кто-нибудь догадался, что это за город в Архангельской области?

Воспитатель:Правильно, это Каргополь. ( слайд с картинкай города) В этом городе делают знаменитую на весь мир глиняную каргопольскую игрушку. ( с лайд с каргопольскими игрушками). Хотите отправиться в старинный город Каргополь, к бабушке Ульяне, мастерице игрушечнице.
Закрывайте глазки и считайте. «Раз, два, три, повернись - в Каргополе очутись!»
Дети проходят по , подходят к оформленной каргопольскими узорами русской избе .

Воспитатель:Посмотрите ребята какая красивая расписная русская избушка! В ней живёт добрая старушка Ульяна Бабкина, мастерица – игрушечница. Охотно учит бабушка Ульяна своему мастерству всех, кто только захочет. Благодаря ей и живёт каргопольская народная игрушка. А где же бабушка Ульяна ?
Повернусь и я разок, повяжу себе платок. Я на месте повернусь, в бабушку
Ульяну превращусь. Раз, два, три смотри.
(Воспитатель повязывает платок)

Бабушка Ульяна (воспитатель):Здравствуйте милые ребятишки, девчонки и мальчишки. Проходите не стесняйтесь да по удобнеераспологайтесь. Для каждого найдётся и местечко и доброе словечко. Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Я, бабушка Ульяна, чудеса творю из глинушки румяной.
И в избушке, у меня, как детишки, вдоль по лавкам, игрушки ( выставка игрушек).
Город Каргополь знаменит своими необыкновенными игрушками. В старину
игрушки называли – тарарушками.
Это от слова тарарай, что означает шутник или сказочник.
Та-ра-руш-ки! Та-ра-руш-ки!
Это русские игрушки.
Очень славные, да забавные!
Ненаглядные!
Я знаю, что вы много знаете про мои игрушки, а умеете вы отличить каргопольские игрушки от других глиняных игрушек ( филимоновских,дымковских)
Проводится игра «Узнай каргопольскую игрушку» (детям предлагаются игрушки дымковские, филимоновские, каргопольские. Они должны выбрать из разных игрушек только каргопольские).

Бабушка Ульяна (воспитатель):А сегодня я хочу познакомить вас с новой игрушкой, но в начале, вы должны отгадать загадку: пёстрая крякуша, ловит лягушек, клюв – лопата, в речке бродит, вперевалочку ходит? (показывает уточку).
А вот и я, кря-кря!
Утушка моховая,
Где ты ночь ночевала?
У Кузьмы, у Демьяна.
А не грустно ли тебе одной?
Как мы можем тебе помочь?
(Утушка просит, чтобы вы слепили ей подружек).

Бабушка Ульяна (воспитатель):А вы хотите, чтобы я вас научила лепить таких утушек?

Бабушка Ульяна (воспитатель):Посмотрим, какая она наша ушка. Какой формы туловище, голова? Какая у неё шея?
Лепить я буду из целого кусочка глины.
Возьму я глинку и хорошенько её разомну, раскатаю столбик между ладонями.
Найду серединку, одну часть подниму вверх и из неё я буду вытягивать шею и формировать голову а из другой туловище.
Обратите внимание, что клюв у утушки плоский. Двумя пальчиками прищипну.
А чтобы утушка получилась гладенькая я намочу пальчики и буду приглаживать.
Вот и получилась утушка – красавушка, ласковый носок, кругленький глазок.
А сейчас отдохнуть нам пора, засиделась детвора. Я буду утшкой а вы мои детки утята.

Физкультминутка.
Я уточка кря – кра
Пёстрые бока
В перевалочку хожу
Во все стороны гляжу
Плавно по воде скальжу
Крыльями махаю
Деток сазываю.

Бабушка Ульяна (воспитатель) приглашает детей за столы.

Пальчиковая гимнастика:

Ручки хорошо потрём, (сильно потираем ладони).
До тепла их разотрем.
Чисто «вымоем» сначала, (как будто намыливаем руки).
Чтобы глинка не серчала.
Нежно их погладим, (потираем ласково).
Слова такие скажем:
«Ручки, ручки, помогите, (любуемся своими руками).
Нам игрушечкучку слепите».

Бабушка Ульяна (воспитатель):В разогретые руки берём кусочек глины и все вместе скажем.
Здравствуй, глинка, здравствуй, глинка, серенький комочек!
Я тебя сейчас помну
И в уточку превращу.
Глинка, глинка, помогай, (подносим к губам, говорим)
Свои секреты открывай.
Приступайте к работе, что сделаете вначале, а потом – молодцы!
Дети лепят под музыку Северного русского народного хора «Утушки». Помощь детям, советом, индивидуальным указанием, повторным показом на своём куске глины.

3 часть.Бабушка Ульяна (воспитатель):Возьмите своих утушек и найдите для них подставочки.
Вот и весело нам стало, все мы в стайку собрались.
Летят утки, плоски носки,
Говорят утки,
То-то-мы-ли, то-томы,
Мы вернёмся до домы!
Посмотрите, какие у вас получились ушки ?
А теперь найдите самую гладкую, зоркую, добрую, весёлую?
Расскажите о своей уточке, какая она у вас получилась. Вы молодцы!
Теперь можно с утушками играть? А, что нужно сделать?
(Ответы детей)

Бабушка Ульяна (воспитатель):А я вам шкатулку с сюрпризом за труд ваш старательный, да добрый.
Здесь птички не простые, свистульки – певуньи.
Уморились гости в раз, делу время, а потехе час.
Проводится игра с детьми на свистульках и ложках под музыку «Барыня».
Дети рассказывают стихи про каргопольскую игрушку.
1. Есть игрушки расписные,
Складные да ладные.
Они повсюду славятся,
Да и вам понравятся.

2. Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.

3. Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.

4. Наша русская игрушка, не стареет сотни лет
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Бабушка Ульяна (воспитатель):Вот и расставаться нам пора. До свидания, детвора. Не забудьте мои уроки, возвращайтесь, мы с вами уточек раскрашивать будем.
Я на месте повернусь, в Ирину Владимировну превращусь. Глазки закрываем и до трёх считаем. Раз, два, три снова в детском саду мы смотри!
Где мы с вами были? Чему вы научились? Из чего лепят игрушки? Как они называются? А мы с вами пойдём в группу и напишем ответ мастеру Глинчику и поблагодарим его за приглашение.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР Конспект ООД с применением ЭОР в средней группе: Бабочки
Отчёт о проделанной работе за летний период в средней группе | Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду средствами декоративно - прикладного искусства
Опубликовано: 2814 дня назад (9 апреля 2017)
Просмотров: 3797
+1
Голосов: 1
Кристина Евгеньевна Ардашева # 10 апреля 2017 в 06:42 +1
Спасибо, очень понравилось!!!
Елена Владимировна Козлова # 13 апреля 2017 в 14:42 0
Спасибо большое. Интересный конспект. Молодец! Голос!