Конспект НОД (познавательное + художественно-эстетическое развитие в средней группе) «Каргопольская игрушка».
Автор: Ширшова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ "детский сад №11", город Арзамас, Нижегородская область.
Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, для работы с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель: формирование знаний детей о декоративно-прикладном искусстве (каргопольском промысле, каргопольской игрушке).
Задачи:
1.ознакомление с особенностями формы, цвета, символики каргопольской игрушки;
2.ознакомление с особенностями росписи глиняной игрушки, формирование у детей навыков работы кистью и гуашевыми красками;
3.рисование элементов каргопольского узора кистью, аккуратно нанося знаки-символы на поверхность силуэта, равномерно заполняя ими фон изображения игрушки.
4.воспитание уважения к труду мастеров и любовь к каргопольской игрушке.
Средства реализации:репродукции декоративно-прикладного искусства с изображениями каргопольской игрушки; репродукции живописи с изображением зимних пейзажей Каргаполья ; таблица «Знаки-символы каргопольской игрушки» (знаки-солнца, воды и земли); таблица «Украшение каргопольской игрушки».
гуашь, кисти № 3, баночка для воды, салфетка;
формат А4 (2 листа);
доска магнитная;
аудиодиск с народными мелодиями;
стенд, предназначенный для демонстрации детских рисунков.
Воспитатель показывает зимние пейзажи древнего Каргополья (репродукции).
-Ребята, давайте полюбуемся красотой природы древнего Каргополья, где жили мастера-умельцы. К зиме заканчивались сельскохозяйственные работы, вечера становились длиннее и наступало время занятий для души.
- Что же длинными, зимними вечерами делали крестьяне, мастеровые люди, в семьях которых было много детей?
- Какие материалы для этого использовали?
Воспитатель показывает репродукции с изображением изделий каргопольского промысла.
- Кого изображали мастера в виде каргопольской игрушке?
- Кто изображен в виде каргопольской игрушки?
- Угадайте, а это кто?
Воспитатель читает загадку про кота:
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся зарядка.
- Молодцы, угадали!
Воспитатель показывает репродукцию с изображением игрушки «котик».
- Какой ленивец, как быстро сделал зарядку!
Давайте и мы с вами отдохнем.
Физкультурная минутка «Три кота».
- Давайте внимательно рассмотрим изображения игрушек.
- Какие они по форме?
- Какими цветами раскрашены?
Да, игрушки не многоцветны.
- Что изображают мастера Каргополья на игрушках?
- В чем же ее красота?
Воспитатель размещает изображения игрушки, украшенной знаками-символами в таблице.
- Ребята, рассмотрите изображение игрушки.
- На каждом из заготовленных листочков, нарисуйте понравившиеся вам знаки-символы каргопольской игрушки.
Во время работы детей педагог раскладывает таблицу с фотографиями, изображающие солнце, воду и землю.
- Наступило время отдыха. Встаньте с рабочего места и отдохните.
- Отдохнули, а теперь приступаем к работе.
- У вас на столах цветные фотографии. Что на них изображено?
- Мастера учились у природы. Солнце изображали в виде круга, воду – в виде волны, поле – в виде квадрата. Но каждый мастер рисовал знаки-символы по-своему, творчески.
Воспитатель обращает внимание детей на таблицу «Знаки-символы каргопольской игрушки».
- Посмотрите, какое разнообразие знаков-символов солнца, земли и воды.
- Вам они понятны?
Ребята, вам понравились каргопольские игрушки?
-Приступим к работе.
Обращает внимание ребят на комплекты заготовок.
Воспитатель:Для каждого из вас я приготовила заготовки для украшения каргопольской игрушки. Рассмотрите их. Они разные по форме и по сложности выполнения. Есть более простые, посложнее, но и интересные. Выберите один из них сами, какой больше вам понравится и подойдет по сложности выполнения. Чтобы передать своеобразие игрушки, проведите пальчиком по контуру заготовки. Ваши руки почувствуют плавность линий и простоту формы игрушки. Я предлагаю вам использовать заготовку для украшения каргопольской игрушки. Подумайте, какими знаками-символами вы будете украшать свою игрушку? Вы можете использовать не только знаки-символы, с которыми вы познакомились, но и придумать свои элементы украшения игрушки. Какие цвета будете использовать?
Воспитатель включает фоновую музыку.При необходимости оказывает индивидуальную помощь. Организует выставку. Обсуждение и оценивание детских работ.
Проводит беседу по вопросам:
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования?
- Как вы считаете, ваша каргопольская игрушка удалась?
- Понравились ли вам украшать каргопольскую игрушку?
- Какое настроение у вас сейчас?
- Молодцы,ребята!
Приложение. Наглядное обеспечение
Репродукция "На улицах города Каргополья".
Из чего делают каргопольские игрушки.
Современные каргопольские игрушки.
Таблица «Украшение каргопольской игрушки».
Таблица «Знаки-символы каргопольской игрушки»
Фотовыставка: "Каргопольская глиняная игрушка".
Зимнее Каргополье.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе
Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР
Конспект ООД с применением ЭОР в средней группе: Бабочки