Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе на тему «Путешествие по Москве»
Автор: Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ СОШ № 842, город Москва
Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Путешествие по Москве» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект познавательного занятия, направленный на знакомство детей с достопримечательностями Москвы, ее настоящим и прошлым , на воспитание у детей чувства любви и уважения к Родине.
Конспект познавательно-игрового занятия в старшей группе на тему «Путешествие по Москве»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка»
Цель:
Знакомство детей с Москвой
Задачи
Образовательные:
Знакомить детей с тем, как и кто основал Москву, как были устроены дома, какую одежду носили, с укладом жизни и почему это изменилось. Учить сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени.
Познакомить детей с театрами Москвы (Большой театр, детский театр имени Образцова), с цирком, зоопарком, Красной площадью.
Учить эмоционально и выразительно передавать содержание небольших прозаических текстов, участвовать в драматизации литературных произведений.
Поддерживать интерес к рассказыванию по картинам, иллюстрациям. Учить составлять описательные рассказы.
Повторить с детьми виды транспорта, названия цирковых профессий.
Развивающие:
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство любви и уважения к своей Родине, развивать осознание детьми принадлежности к своему народу.
Воспитывать интерес к посещению музеев, театров, выставок, культурно -исторических мест.
Словарная работа: машина времени, прошлое, фасад, циферблат, балаган, Большой театр, колонны, колесница, опера, балет, транспорт, Красная площадь, Кремль, достопримечательности.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, ИКТ, ТСО, сюрпризный момент, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Машина времени (высокая ширма, украшенная звездами, магическими знаками).
Кукольный театр «Заюшкина избушка» (лиса, заяц, петух, избушка)
Для презентации: экран, ноутбук, проектор, изображения (картины А.М. Васнецова «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите»; театр кукол им. С.В. Образцова; Большой театр; Московский зоопарк, цирк; Красная площадь).
Музыкальный центр, фонограмма музыки Сент-Санта «Петух и куры».
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций о Москве, чтение книг о прошлом и настоящем города Москвы, разучивание стихотворений о Москве, игр «Ручеек», «Мы идем по зоопарку»
Ход
Воспитатель: Ребята, я вам хочу предложить путешествие в главный город России, в столицу нашей Родины – город Москву. Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени (дети садятся в «машину времени»). Все приготовились? ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое! Машина остановилась! (музыка прекращает звучать).
Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о старой Москве (дети садятся в круг).
Давным-давно Москвы не было, а были… Как вы думаете что? (леса).
Леса какие? (густые, бескрайние, высокие, непроходимые)
Через леса протекали реки большие и (маленькие), узкие и (широкие), мелкие и (глубокие). А как вы думаете, что было дальше?
Дети: На берегу самой большой реки поселились люди. Реку, у которой они стали жить, назвали Москвой. На их языке это означало «слякотная», «промозглая». И начали люди строить маленькие деревянные домишки.
Воспитатель: Как-то раз, из далекого города, на могучем коне прискакал русский князь Юрий, по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь, быть на этом месте городу и называться ему Москвой. Так кто же основал Москву? (ответы детей). Давайте вспомним стихи вашей любимой поэтессы
А. Барто (дети вместе с воспитателем читают стихи)
Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Воспитатель: Город было необходимо защищать. От кого? (диких зверей, врагов).
А как вы думаете, как можно было защитить город?
Дети: Огородить стенами и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров.
Воспитатель: Взялись москвичи за дело, потрудились на славу и построили деревянную крепость из сосны. Эта крепость и стала называться первым московским Кремлем.
Дети рассматривают
картины А.М. Васнецова «Основание Москвы», «Московский Кремль при Иване Калите».
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами старинную
русскую игру «Ручеек» и поиграем в нее.
Как из-под горы
Все бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Закрывайте ворота!
Под музыку появляется
Любавушка (взрослый).
Любавушка: Поклон вам, красны девицы и добры молодцы. Вижу, не здешние вы и одеты не по-русски, не по-нашему. Аль со злом на Москву пожаловали?
Дети: С добром! Мы тоже москвичи, но только из 21 века! Мы хотели на старую Москву посмотреть! А как вас зовут?
Любавушка: А звать-величать меня Любавушка. А как вы к нам попали?
Дети: На машине времени.
Любавушка: Вот так диво дивное, чудо чудное! Как бы и мне хотелось, чтобы вы мне свою Москву показали и о ней рассказали!
Дети: А поехали с нами, Любавушка!
Дети садятся в машину времени и отправляются в настоящее (свое) время, выходят из машины. Любавушка восхищается Москвой.
Любавушка: Ребята, а что у вас народ говорит о Москве?
Дети: Москва – всем городам мать.
Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмешь.
Говорят в Москве, а слышно по всей стране.
Москва не город, а целый мир.
Москва не сразу строилась.
Москва слезам не верит.
Москва – сердце России.
Любавушка: А в моем времени столицу «стольным городом» называли.
Ребята, показывайте мне свою Москву, да рассказывайте.
На экране появляется изображение часов на фасаде
кукольного театра имени С.В. Образцова
Дети: В Москве много детских театров, Любавушка. Самый любимый театр детей – кукольный театр имени С.В. Образцова. На фасаде театра – часы. Золоченый циферблат со стрелками окружают двенадцать домиков с дверцами, сверху - большой петух. Каждый час бьют часы и петух кукарекает. Ровно в полдень открываются окошечки и появляются кукольные звери, играющие на музыкальных инструментах и танцующие под музыку «Во саду ли в огороде».
Любавушка: А на каких инструментах играют там звери?
Дети: Мишка на тарелках, заяц на барабане, коза на гармошке, поросенок на балалайке. В театре действует музей кукол.
Любавушка: Ребята, а вы можете с этими куклами поиграть и представление показать?
Дети показывают кукольное представление: отрывок из
русской народной сказки «Заюшкина избушка» (заключительный эпизод, когда появляется петух).
Любавушка: А у нас, артистов, которые на ярмарках народ веселят да потешают и представления с куклами показывают, балаганщиками называют.
Что же у вас еще интересного в Москве есть?
На экране появляется изображение
Большого театра.
Дети: Есть театры для детей, а есть и для взрослых. Их посещают наша мамы и папы, бабушки и дедушки. Самый известный в мире театр – Большой. Это красивое белое здание, с высокими колоннами. Наверху здания человек в колеснице управляет четверкой лошадей . Большой театр – это театр оперы и балета. Там можно послушать музыку симфонического оркестра.
Дети слушают
музыку Сент-Санта «Петух и куры».
Любавушка: Кто такую чудесную музыку написал? Как она называется? Какая она по характеру? Что за инструменты ее играют? (скрипки). А в мое время только скоморохи на народных инструментах играли: дудочках, балалайках да гармошках.
Ребята, а что-то я у вас никаких зверей не вижу?
На экране появляется изображение
Московского зоопарка.
Дети: А у нас животных можно увидеть в зоопарке. Зоопарк – это целый город со своими улицами и домами. В зоопарке изучают поведение животных, их болезни, учатся их лечить, заботятся о них.
Воспитатель: Давайте покажем Любавушке зоопарк и расскажем о нем.
Физкультминутка «В зоопарке»
Мы идем по зоопарку,
Держим за руки ребят.
Видим мы из-за вольера,
Звери нам в глаза глядят.
Бурый мишка, косолапый
Он вразвалочку идет.
Через клетку тянет лапу,
Словно в гости нас зовет.
За вольером зверь огромный:
Уши как два лопуха,
Длинный хобот, хвост короткий.
Все мы смотрим на слона.
Это что за человечки?
За решеткой шум и гам!
Обезьяны из-за клетки
Строят рожицы всем нам.
На земле мы видим домик.
Кто же в домике живет?
Черепаха вдоль вольера
Очень медленно ползет.
Любавушка: Понравился мне ваш зоопарк. А вот отгадайте, что за звери в наших лесах живут?
Дети: Медведи, волки, зайцы, рыси, кабаны, лоси и т.д.
Любавушка: Рассказывайте, ребята, мне еще о своей Москве!
Дети: Москва – город огромный, большой. Чтобы добраться из одного конца Москвы в другой, мы пользуемся транспортом.
Любавушка: Какое слово необычное «транспорт». А расскажите, какой он у вас?
Дети: Наземный, подземный, воздушный, речной.
Любавушка: Назовите мне его.
Дети: Электричка, метро, самолет, автобус, машина, троллейбус, трамвай, катер, вертолет, такси, пароход и т.д.
Любавушка: А вот у нас, ребята, никакого транспорта нет. Летом мы ездим на телегах, а зимой на санях.
Ой, ребята, что-то я дом свой вспомнила и загрустила.
На экране появляется изображение
цирка.
Дети: Не грустите, Любавушка, мы вам сейчас такое место покажем: цирк называется! У нас в Москве есть два цирка – старый и новый. И выступают в них цирковые артисты: жонглеры, акробаты, фокусники, воздушные гимнасты, эквилибристы, дрессировщики и веселые клоуны!
Музыкальная физкультминутка «Веселые клоуны».
Любавушка: Спасибо, ребятушки, повеселили меня. А у нас тоже есть такие артисты – называют их бродячими артистами. Они у нас и певцы, и танцоры, и музыканты, и акробаты. А с собой они водят ученых медведей. Музыканты ему играют на дудочке и поют: «Ну-ка, Миша, попляши, у тебя ножки хороши!»
Что еще вы можете показать в своей Москве?
На экране появляется изображение
Красной площади.
Дети: Возле Кремля находится главная площадь нашей страны – Красная площадь – самая древняя, красивая и большая, самая важная в жизни Москвы. На этой площади устраивают парады.
Любавушка: Понравилась мне, ребята, площадь Красная. Любо, дорого мне на нее смотреть. Да и Москве тоже понравилась.
Дети подходят к Любавушке.
Дети: Хороша наша Москва белокаменная:
Улицы широкие, площади большие.
Любавушка: А у нас реки быстрые,
Озера глубокие.
Дети: Много машин да автобусов
На наших улицах.
Любавушка: А у нас по речке
Уточки плавают.
Дети: Дома-то у нас большие
До небес!
Любавушка: А у нас дремучий лес!
Дети: Здесь бульвары и сады красивые!
Любавушка: А у нас луга и нивы
Необозримые!
Хорошо у вас, но дома-то лучше. Я уже соскучилась, домой хочу. Низкий вам поклон, до свидания!
Любавушка садиться в машину времени и уходит.
Итог
Воспитатель: Что нового, необычного вы узнали, путешествуя по Москве?
Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились?
Какие достопримечательности есть в Москве?
Приложение.
После проведенного занятия детям было предложено отразить свои впечатления в изобразительной деятельности (рисование, аппликация). Прошла выставка детского творчества
«Моя Москва». Представляю Вашему вниманию некоторые из них.
Кукольный театр имени С.В. Образцова
Большой театр
Московский зоопарк
Цирк
Клоун
Фокусник
Красная площадь
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект познавательно-игрового занятие для старших дошкольников «Сказочная птица»
Занятие в старшей группе детского сада – игровой стретчинг
Конспект НОД в старшей группе по физическому воспитанию
Похожие статьи:
Конспект игрового занятия в старшей группе
Конспект занятия по эмоциональному развитию в старшей группе детского сада
Занятие – путешествие в старшей группе детского сада. Тема: Обитатели болота
Занятие «Путешествие в мир транспорта» в детском саду в старшей группе
Занятие на развитие воображения в старшем дошкольном возрасте