Цель: формировать адекватную самооценку.
Задачи:
— формировать позитивное отношение к своему «я»;
— повышать самооценку, уровень социальной компетентности ребенка в его взаимоотношениях со сверстниками;
— развивать воображение, речь, мелкую моторику рук.
Материалы: колокольчик, музыкальная шкатулка, аудиокассета «Одинокий пастух», иллюстрации по теме, особым образом расставленные стульчики (в виде туннеля) и накрытые покрывалом, зеленая ткань для дорожки, фломастеры, гуашь.
* * *
Вводная часть
Педагог предлагает детям выполнить игровое упражнение «Снежный танец». Звучит музыка. Дети, взявшись за руки, образуют круг, водят хоровод.
Пауза! Музыка прекращается. Называется одно из слов: «озеро», «снежинки», «сугробики», «Царь-гора»... Например, «Озеро!».
Дети-участники становятся в круг, берутся за руки. «Волны!» — изображают с помощью рук волны. «Озеро застыло!» — замирают. «Снежинки!» — дети разъединяют руки и под музыку легко кружатся. «Сугробики!» — все больше снега, дети приседают, наклоняются, руки кладут за голову.
«Царь-гора!» — все участники игры направляются к центру круга, соединив руки в центре.
«Снежинки!» — гора «рассыпалась», дети-снежинки разлетаются...
Могут быть еще дополнительные словесные сигналы: «Маленькие озера!» — дети должны встать по три человека в два-три кружка. Это «маленькие озера». Или «Ручеек!» — встать друг за другом.
Игра повторяется несколько раз.
Но вот звучит колокольчик и появляется Фея.
Фея. Я очень рада вас видеть, дорогие мои. Пора отправляться в путешествие. Произносим магические слова:
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы!
Дети произносят хором.
В Сказочную страну сегодня можно попасть особым образом.
Чтобы попасть в сказку, ребята проходят вначале через «волшебные воротики» с подвесными колокольчиками, а затем через «волшебный туннель».
Фея. Сегодня мы войдем в сказку через «волшебный туннель». Да, там темно, но кто не боится и преодолеет свой страх, того ждут удивительные приключения вместе с героями Сказочной страны.
Туннель построен заранее, он за ширмой: расставляются детские стульчики и сверху накрываются двумя-тремя одеялами, покрывалом или другой плотной тканью. С одной стороны — вход, там ставится какая-нибудь небольшая игрушка. С другой — недалеко от выхода, на полу размещается лампа, которую следует прикрыть тканью (двигаясь по туннелю, дети видят свет в его конце).
Дети проползают по туннелю.
А теперь сядем на коврике поудобнее в расслабленной позе... Наполнимся волшебной энергией света. Закроем глаза... (использование телесно-ориентированных техник).
Есть на свете цветок алый-алый:
Ясный солнечный свет и заря.
Самый сказочный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря....
Может, там, за лесным перевалом,
Вспыхнет ярко, как солнца глоток, —
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок!..
В волшебном лесу одной Сказочной страны, в заповедном месте, там, куда не каждый может дойти, добрая волшебница — Фея посадила волшебные цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны. (Дети складывают руки над головой, изображая бутоны.) Их согревало солнышко, а Фея поливала цветы живой водой.
В один прекрасный день волшебные цветы распустились. Их красота была удивительна. (Дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад.) Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на волшебные цветы. Ведь Фея наделила их удивительной силой: в них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, цветы становились все краше и краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это место.
Использование арт-терапевтических техник. Дети рисуют себя в образе волшебного цветка. Организуются обсуждение, выставка работ.
Чудеса продолжаются. В сказке можно все! Можно превратиться в кого захочешь, в любого сказочного героя и любое существо. Раз, два, три... Превращения продолжаются!.. Вы сказочные герои. Кто вы? (Перечисляют, называют.) Покажите ваших героев, что они чувствуют, какой у них характер? Например, испуганные (дрожат, сжались, спрятались). А теперь почувствуйте себя сильными, смелыми. Покажите.
Демонстрация схематических поз человечков, которые могут быть интерпретированы с позиций проявления уверенности и неуверенности. Предложить детям рассмотреть позы человечков, выбрать из них те, что выражают уверенность и неуверенность. Обосновать свой выбор.
Почему? Почему так думаешь?
Изображение ребенком поз по схеме.
Дорогие сказочные герои, я — Фея этой страны. Вижу, что в мою сказку пришли сегодня удивительные существа — добрые, смелые, которые наверняка умеют внимательно слушать и наблюдать за тем, что происходит вокруг них. Таких сказочных героев я радостно впущу в мою Сказочную страну.
Добрая Фея Сказочной страны показывает дорогу в волшебный лес, просит идти только по «меняющейся» сказочной дорожке, а затем прощается с ребятами, желает им приятного путешествия.
Перед нами волшебный лес. А под ногами — необычная, «меняющаяся дорожка». Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке, а теперь — уже по песку, он становится горячее и горячее. Вот волна накатила на песок и смыла его, мы идем по теплой воде... Смотрите, мы вышли налесную тропинку, мы идем по маленьким сучкам, шишечкам... Перепрыгиваем через ямки, перешагиваем через поваленное дерево...
Раздаются своеобразные звуки (например, наигрывается короткая мелодия на металлофоне). На тропинке появляется Старичок-Годовичок.
Старичок-Годовичок. Здравствуйте, сказочные существа. Как хорошо, что вы пришли. У меня случилась беда: пока я прилег отдохнуть, прилетел Дракон из соседней Сказочной страны и унес мой волшебный посох. А посох-то мой таков: к кому попадет, такие и дела делать будет. В добрых руках он помогает делать добро, а в злых — может и зло сотворить. Представляете, что может наделать Дракон! О-хо-хо, стар я, без посоха до Дракона не дойду!
• Дети предлагают помощь Старичку-Годовичку.
Спасибо, ребятки, что откликнулись на мою беду. Но путь в Драконово царство неблизкий. Вот послушайте: сейчас встанете, взявшись за руки, на сказочную дорожку, сделаете пять шагов вперед. Все вокруг вас изменится, а когда глаза откроете — окажетесь в Заколдованном лесу. Через лес только тот может пройти, кто умеет превращаться в разных зверушек лесных, а потом изобразить, как они ходят. Из леса выйдете вы к обрыву глубокому — дальше дороги нет: не перепрыгнуть, не перелететь. Но вы можете позвать друга моего — Ворона-Вороновича. Сказать нужно слова такие:
Ворон-Воронович, к нам скорей лети,
Через пропасть волшебную нас перенеси!
Слова эти нужно только всем вместе говорить, а то Ворон не услышит. А как дальше идти, спросите у Ворона. В добрый путь!
Дети отправляются в путешествие. Они встают на волшебную дорожку, делают пять шагов, затем оказываются в Заколдованном лесу. Звучит музыка, ребята изображают разных животных: зайца, лису, волка, медведя, лягушку, змею и др. И вот, наконец, Заколдованный лес кончается. Дети оказываются перед пропастью: в конце комнаты ставится по два стула (маленький и рядом — большой) — это один край «пропасти», примерно через 2 м ставятся также два стула (большой и рядом маленький, чтобы детям было легче на них забираться и спускаться) — это другой край «пропасти». Ребята вспоминают волшебные слова и вызывают Ворона.
Педагог превращается в Ворона-Вороновича (набрасывает на себя черную ткань — «машет крыльями»). Затем он по очереди переносит детей через «пропасть». Когда все они будут на другой стороне, Ворон- Воронович показывает дорогу в Драконово царство и говорит напутствие.
Ворон-Воронович. Вам поможет, ребята, «меняющаяся дорожка». Встаньте на нее, взявшись за руки. Закройте глаза, сделайте три шага вперед на носочках и один шаг — полной стопой, как обычно. Открыв глаза, вы увидите озеро (ткань или лист картона голубого цвета). Хлопните в ладоши все вместе три раза и появится мостик (шнур). Так вы окажетесь в царстве Дракона. Но посох забрать у него будет нелегко. Дракон сильный и, если с ним в битву вступать, — он победит. Как же быть?
Педагог выслушивает мнения детей.
Давайте попробуем Дракона перехитрить. Дракон большой, с ним справиться сложно, а с кем бы вы легко справились?
Дети. С жучком или мышкой.
Ворон-Воронович. Значит, нужно заставить Дракона превратиться в мышку. Как придете к пещере Дракона и услышите, как он храпит, скажите заклинание: «Ветерок, ты всех сильней! Сон драконовый развей!» После этих слов Дракон проснется уже более добрый и будет посговорчивей. Только говорите заклинание дружно, все вместе. Когда выйдет к вам Дракон, не пугайтесь.
Расскажите ему, что вы слышали о том, что Дракон всемогущий, и будто бы он может превращаться только в больших животных, а в маленьких не может, например, в мышку. А мы, — скажите, — можем! И тут вам надо всем превратиться в мышек, а одному — нет. Дракону станет обидно, и он обязательно тоже захочет перед вами продемонстрировать свою силу и ... превратиться в мышку. И вот тут- то тот, кто не превращался в мышку, должен быстро забежать в пещеру и схватить посох. А уж с волшебным посохом вам никакой Дракон не страшен! Добро всегда сильнее зла! Договоритесь, кто будет забирать посох, и ничего не бойтесь, я полечу за вами.
Ребята стараются, все выполняют, как сказал им Ворон-Воронович. И вот посох у детей в руках. Но что дальше? Появляется Ворон-Воронович и советуется с ребятами, как же им поступить с Драконом, чтобы он никому больше не смог причинить зла.
С помощью посоха дети могут превратить Дракона из злого — в доброго, а его пещеру — в цветущий сад (возможны различные варианты). Затем Ворон-Воронович открывает еще один секрет посоха: им можно взмахнуть и пожелать перенести себя в любое место Сказочной страны.
Дети закрывают глаза, им говорят, что сейчас все чудесно изменится, затем они взмахивают посохом и переносятся к волшебнику Старичку- Годовичку, отдают ему посох. Волшебник благодарит ребят.
Заключительная часть
Звенит колокольчик, появляется Фея.
Фея. Я очень рада за вас, что вы преодолели все препятствия, справились с Драконом, помогли Старичку-Годовичку, вернули ему волшебный посох. Но время наше закончилось, пора покидать Сказочную страну.
Фея прощается.
Дети, чтобы выйти из сказки, проходят вначале через «волшебный туннель», затем через «волшебные воротики» (с подвесными колокольчиками).
Дети по предложению педагога берут из коробочки по два камешка или бусинки (фантика и т.п.) и дарят их тому, кому захотят, со словами: «Я дарю тебе.., потому что ты самый хороший».
Автор: Юрчук Екатерина Николаевна
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!