Опыт работы педагога-психолога ДОУ. Обеспечение специальных образовательных условий для детей с эмоционально-волевыми нарушениями
Жизненное пространство детей с эмоционально-волевыми нарушениями требует особой заботы и специальной организации, рациональной организации пространства и времени, насыщенной разнообразными предметами, игровыми и дидактическими материалами.
Созданные специальные образовательные условия способствуют:
• преодолению негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
• преодолению отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
• установлению доверительного контакта с ребенком
Первое условие -безопасность
Пространство должно быть оборудовано с учетом того, что ребенок будет здесь бегать, прыгать, кувыркаться, карабкаться и т.д. Поскольку у ребенка с синдромом детского аутизма часто отсутствует «чувство края», необходимо:
- организовать мягкую безопасную среду: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло.
- избегать внезапных, резких, сильных сенсорных и сверхэмоциональных раздражителей.
Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
С психологической точки зрения предметно-пространственная среда призвана доставлять ребенку удовлетворение, не раздражать и не отвлекать, а создавать комфортные условия для работы и личностного развития. Высокий порог чувствительности должен компенсироваться за счет снижения уровня всех сенсорных раздражителей ( приглушенный свет, отсутствие громких звуков, резких запахов, ярких красок).
• Оформление пространства в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
• зонирование пространства, например, выделение зоны для творчества, оборудование игровой зоны и других.
• создание места для релаксации: уголок (например, ширма, кресло, коврик), где ребенок мог бы уединиться, успокоиться, почувствовать себя защищенным, а через некоторое время вернуться к другим детям.
Третье условие – наличие необходимого оборудования
- Особо отметим необходимость для физического развития любого ребенка, особенно ребенка с аутизмом спортивного оборудования: пространство должно быть оборудовано спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом. Кроме того, необходимы разнообразные мячи, обручи, скакалки и т.д.
- Использование современных информационных технологий: мультимедиа технологий, интерактивной доски предоставляет возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Именно применение современных технологий способствуют появлению интереса и желания ребенка взаимодействовать с педагогом
Четвертое условие - поддержание порядка
В пространстве ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок. Вещи раскладывать на те же места - так легче приучать ребенка к самостоятельности.
Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для ребенка с аутизмом, с его стереотипностью поведения, он - необходимое условие жизни.
Организация среды
Место, для занятий, должно отвечать следующим требованиям:
1) минимально возможное количество стимулов, которые могут отвлечь внимание детей;
2) доступность материалов – возможность достать или убрать их;
3) у каждого ребенка есть обозначенное место (например, стул или коврик).
4) место занятия должно быть визуально ограничено - желательно располагаться в углу кабинета или у стены
Структурированное обучение. Наиболее известный метод для организации учебы детей с аутизмом с использованием зрительных опорных сигналов, которые помогают детям с аутизмом отделить важную информацию от несущественной. Создание такой среды обучения, помогает снизить уровень тревоги и фрустрации, характерные для этих детей.
Основные компоненты структурированного обучения:
• Структурированное пространство
• Визуальное расписание
• Компоненты процесса обучения
Организация времени. Режим дня ребенка.
Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение - это необходимое условие развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.
Обязательным условием при организации пространства для детей с РАС является:
- наличие в нем визуального расписания —наглядного отображения того, что произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или события.
- наличие различных средств коммуникации, коммуникативной доски, коммуникативного альбома, которые позволяют ребенку и окружающим его людям общаться.
Обеспечение визуальной поддержки: визуальное расписание, коммуникативная доска, алгоритмы деятельности, схемы, режим дня в картинках.
Компоненты процесса обучения
1. Распознавание и категоризация эмоций
Обучение различению эмоций жизненно важный навык, необходимый для значимости взаимодействия ребенка с обществом.
Многие дети с аутизмом избегают зрительного контакта. Тем не менее, основная часть невербальной коммуникации происходит именно посредством взгляда на лица людей и в их глаза.
Таким образом, показывая ребенку карточку, или же преувеличивая выражение лица, мы не только обучаем ребенка, категоризации эмоций, но и учим их тому, что ключ к пониманию других людей– это, зачастую, их лица. Для распознавания, категоризации эмоций необходимо иметь в арсенале банк эмоциональных карточек, фотографий, дидактических пособий и игр.
2. Создание сенсорно обогащенной среды. Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция очень нужная, простая и правильная терапия. 95% аутистов имеют нарушения обработки сенсорной информации некоторые: не слышат и не понимают речь, боятся музыкальных игрушек, не чувствуют боли(игнорируют укусы и травмы), боятся переворотов (быть вниз головой), закрывают уши, боятся испачкаться …
Цель сенсорной интеграции снижении или наоборот стимулирование чувствительности ребенка и оказании ему помощи в правильной обработке информации.
Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия заключается в ощупывании разных на ощупь предметов.
Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка с аутизмом и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.
Для сенсорного обогащения или, сенсорного насыщения в арсенале необходимо иметь обширный банк следующих ощущений:
Банк зрительных ощущений: карманные фонарики; цветные стёклышки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце, сенсорные бутылочки и т. д.
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости поверхности; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями, пуговицы, поролон, песок, гидрогель...
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.
Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; ароматизированные фломастеры, салфетки, свечи; ароматизаторы воздуха (этот банк мы используем с особой осторожностью, исключая любую аллергическую реакцию)
Следующий компонент процесса обучения, на котором я бы хотела акцентировать ваше внимание – это
3. Глубокое дыхание
Дети с эмоционально-волевыми нарушениями часто подвергаются сильному стрессу или волнению, у них сильно увеличивается пульс, а дыхание становится быстрым и поверхностным. Чтобы помочь ребенку справиться с этим, необходимо научить его глубокому дыханию.
Глубокое дыхание — простой способ справиться со стрессом, успокоиться и сконцентрироваться, к которому ребенок может прибегнуть, где бы он ни находился. Важно обучить ребенка правильному дыханию и почаще с ним тренироваться, чтобы ребенок всегда был готов к возможной стрессовой ситуации.
Часто дети с РАС не умеют дуть, это влияет на количество и качество звуков., поэтому работа над дыханием и воздушной струей нужно не только для формирования навыков саморегуляции, но еще необходима для формирования речевого дыхания! Дыхательная гимнастика, дыхательные упражнения являются обязательным элементом занятия психолога, логопеда, дефектолога, инструктора по ФИЗО, всех участников образовательного процесса.
Следующий компонент процесса обучения это
Глубокое давление
Использование веса и глубокого давления лежит в основе практически всех методов лечения расстройств аутического спектра, ДЦП и СДВГ. Это абсолютно безопасно и эффективно. Утяжеленное одеяло, подушки –это естественный и физиологичный “антидепрессант”, не имеющий противопоказаний. Их рекомендуют при тревожности, бессоннице, гиперактивности, дефиците внимания, нарушении обработки сенсорной информации.
В Америке тяжелые одеяла настолько распространены, что нашли свое применение даже в сфере стоматологических услуг: укрытые ими пациенты невольно расслабляются и перестают нервничать. Такие одеяла, подушки и жилеты продаются в интернет магазинах, но к сожалению у нас нет финансовой возможности их приобрести.
Пока мы пользуемся только подушкой, во время занятий кладем ребенку на колени. Могу отметить, что с утяжеленной подушкой дети ведут себя гораздо спокойнее и лучше занимаются.
Резумируем:
Один из видов нарушений эмоционально-волевой сферы – расстройства аутистического спектра (РАС).
В работе с детьми с аутизмом необходимо помнить о необходимости создать специальные образовательные условия, которые должны быть безопасны, комфортны.
Необходимо помнить о повышенной чувствительности таких детей и избегать внезапных, резких, сильных сенсорных и сверхэмоциональных раздражителей.
Необходимо помочь ребенку выразить собственные эмоции, понять эмоциональные состояния других людей;
У детей с эмоционально-волевыми нарушениями слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при повышении активности они легко срываются. Необходимо помочь им и научить их организовывают себя.
Рекомендуем посмотреть:
Диагностическое пособие по оценке эмоционального состояния детей в детском саду
Проблемы аутизма
Секреты эффективного общения
Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада