Классный час для 6-7-8 класса "Герои земли Русской"
Автор: Кириличева Надежда Григорьевна,учитель русского языка и литературы
МКОУ «Рогожинская основная общеобразовательная школа» городского округа город Михайловка Волгоградской области.
Данная разработка предназначена для учащихся 6-8 классов. Рекомендуется учителям литературы,классным руководителям.
Цель: воспитывать патриотические чувства, гражданские качества.
Задачи: расширять кругозор; развивать речь, внимание, эмпатию, коммуникативность.
Оборудование: два круга (диаметром примерно 30 см), карточки с именами героев, иллюстрации, фото героев, карточки с известными словами героев,карточки с
названием области деятельности,кроссворд на половину ватмана, кассета с фонограммой песни «Почему так в России березы шумят?» Расторгуева Н.;мелодия «Русское поле»; карточки-раскладушки с надписью «Патриот» и качества;накрытый стол: скатерть, матрешки, хохломская посуда,платки посадские, крынка глиняная – женская половина; храм из соленого теста, Андреевский флаг,меч, китель, сапоги, пила, плоскорез – мужская;иллюстрации В.М.Васнецова к русским сказкам; мультимедиа-проектор, экран, ноутбук; диск «Шедевры русской живописи».
Ход занятия:
1.
Вступительная часть:
(звучит мелодия «Русское поле»)
-Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы вспомним героев нашей русской земли.
ИХ ИМЕНА, ДЕЛА, СЛОВА
НЕВОЛЬНО В ПАМЯТИ ВСПЛЫВУТ.
О СУДЬБАХ ИХ ИДЕТ МОЛВА,
ОНИ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ ЖИВУТ.
-А кого можно назвать героем? Кто такой герой? Что мы вкладываем в это понятие?
-Только ли за военные заслуги можно приобрести это звание?
-Сейчас мы посмотрим с вами сюжет, и вы мне назовете тех героев, с которыми встретились.
(просмотр сюжета о В.М.Васнецове на проекторе, экскурсия-лекция по его картине «Богатыри»)
-Кого можем назвать героями? (богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, и автора картины Васнецова В.М.)
2.
Основная часть.
1)Распределение карточек с изображениями героев и их изречениями.
Пушкин А.С.,Павлов И.П.,Васнецов В.М.,Жуков Г.К.,Гагарин Ю.А.,Суворов А.В., Александр Невский,Пётр Первый,Ломоносов М.В.,Кутузов М.И.
Область деятельности: Медицина Космонавтика Изобразительное искусство Полководец Правитель Физика Стихосложение XIII,XVII,XVIII,XIX,XX.
Известные слова: Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет
(Александр Невский)XIII век
Голову надо держать в холоде, ноги – в тепле, а живот - в голоде
(Суворов А.В.) XVIII век
Ура! Мы ломим, Гнутся шведы! (Пушкин А.С.)
Я прорубил Окно в Европу! (Пётр Первый) XVII век
Будем бить французов! (Кутузов М.И.) XIX век
Поехали! (Гагарин Ю.А.)
Командовать парадом буду Я! (Жуков Г.К) XX век
Иван-царевич и Алёнушка – мои творения.(Васнецов В.М.)
Загорелась лампочка – выработался рефлекс. (Павлов И.П.)
И может собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать! (Ломоносов М.В.)
(на доске рисунок импровизированной части кареты без колес, поделенный на 6 частей по горизонтали и на 5 частей по вертикали)
Учитель показывает карточки с изображением героев, дети должны узнать героя и поместить его изображение в нужную колонку на доске: там уже отмечены области деятельности героев и века.
2)
Интересные факты из жизни известных людей.
- Мозайка (памятник Петру I и портрет Пётра). Собрать мозайку и назвать героя.
- Инсценирование. «Сказ о том, как Пётр I убрал камень с дороги».
«Во время строительства Санкт-Петербурга попался на ровном месте огромный камень – настоящая глыба.
Пётр первый распорядился тот камень с дороги убрать.
Сначала предложили свои услуги итальянские умельцы.
«Клади – говорят – 100 тысяч, и мы эту неприятность ликвидируем».
Деньги были выданы. Прилетел воздушный корабль сложной конструкции.
Сбросили оттуда канаты, оплели весь камень и – ну тянуть.
Лопнули канаты – корабль как раз в итальянскую сторону отлетел, а камень – ни с места!
Тут ниоткуда – ещё предложение. Китаец один говорит:
«Клади 50 тысяч – и камня на этом месте не будет».
Деньги были выданы. Облепил китаец фейерверками разными, ракетами весь камень.
Шнур поджёг и сам первый в укрытие кинулся.
Все бояре и вельможи вслед за ним на землю полегли. А Петр стоять остался.
Что тут началось: шум, треск, отовсюду искры, дым.
Когда дым рассеялся, видят: камень на месте.
А Царя-то и нет. Его ракетой унесло. Прямёхонько в болото.
Благо, тут как раз солдат мимо проходил, выручил его, но царя в нем не признал.
И вот долго ли, коротко ли, добрались они до Санкт-Петербурга. Камень – всё на месте.
Пётр солдату и задал вопрос: «А не можешь ли ты, служивый, сей камень с места убрать?»
«Отчего же – почесал солдат в затылке – можно найти решение».
«А какую плату запросишь?»
«Да мне – говорит – много не надо: рубль серебром да ещё на царя хоть бы одним глазком взглянуть, а то 25 лет воевал за державу, а самодержца и видом не видывал».
Утро вечера мудренее.
Встал солдат до рассвета и начал работу.
Выкопал большую яму. Тут, конечно, толпа зевак собралась. И Пётр в их числе.
Потом выбрал солдат брёвнышко покрепче, поддел им камень и свалил в яму.
По всей округе страшный гул прошёл. Когда же всё успокоилось, Пётр подошёл к солдату: «Благодарю – говорит.- И эта служба тебе по плечу. Держи свою награду. – И рубль серебром ему протягивает.
«А мне бы другая часть уговора милее была. Где же царь-то? – спрашивает.
На него со всех сторон зашикали. Что ты, мол, перед царём стоишь…
Солдат поначалу не верил. Потом глаза потупил и говорит:
«Ты уж прости, царь Пётр, если что не так у нас за время путешествия нашего вышло: - коли оплеухой тебя наградил, так за дело, по неумению, - коли тащил тебя из болота неосторожно, и ты волос не досчитаешься, так всё ради блага твоего и спасения ради.
Но царь сказал ему:
«Ты – говорит – молодец! И за Отечество умеешь постоять: и в бою, и в мирной жизни посрамил иностранцев». И отпустил солдата с честью домой»
-
Информация о М.В.Ломоносове, А.В.Суворове.
«Михайло Ломоносов был сыном рыбака их Холмогор Архангельской губернии. В 20 лет отправился в Москву – учиться.
Несмотря на трудности, лишения, насмешки других учеников окончил Московский университет. Потом продолжил обучение в Германии. Стал профессором Российской академии наук.
Благодаря неуёмной тяге к познанию, желанию учиться и узнать новое, в лице Михаила Васильевича Ломоносова Россия приобрела:
-физика- химика- астронома- географа- минеролога- поэта- философа -историка.
Этот неполный перечень даёт представление о таланте и целеустремленности этого великого гения России»
«Наука побеждать».
Александр Васильевич Суворов изучил эту науку и доказал это на собственном примере.
В детстве он был очень слабым, болезненным ребёнком.
Благодаря постоянным и неустанным тренировкам, силе духа, выдержке он стал эталоном военного полководца, примером выносливости, мужества и справедливости.
3)
Кроссворд-вычеркивание.
Дети вычеркивают фломастерами на листе бумаги фамилии, имена известных людей, затем вывешивают на доску.
КРОССВОРД – ВЫЧЁРКИВАНИЕ
В А С Н Г А С У Р О Т
Н Е В Е Ц Г А В О Р А
П Л С К О В Р И Н О В
У О П И Й К У П Ё П А
Ш М О Ж У Р Т У Т Р В
К У Н О К О В З О С Л
И Н Ь С О В Т И В В О
ВЫЧЕРКНИТЕ ФАМИЛИИ, ИМЕНА, ЗВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ РОССИИ.
ИЗ ОСТАВШИХСЯ БУКВ СОСТАВЬТЕ 2 СЛОВА, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ГЕРОЕВ И СТРАНУ.( патриот, Россия)
4)
Работа со словом «ПАТРИОТ».
-Скажите, какими качествами должен обладать человек, чтобы его назвали патриотом?
(разворачиваем раскладушку – ПАТРИОТ - любит родину - честный – воспитанный – служит на благо отечества – гражданин).
5)
«Колесо истории».
Детям предлагается приклеить на два колеса карточки с именами героев, о которых шла речь на классном часе.
- Теперь у нас получилась карета, и я думаю, что такие герои смогут везти нашу страну и дальше.
3.
Заключительная часть.
(звучит мелодия «Любэ»)
- Я прошу обратить внимание на убранство нашей комнаты: с одной стороны и другой. Для кого характерна эта сторона?( для женщин) А другая?(для мужчин) Принято считать, что мужчина – воин, защитник Отечества, а женщина – хранительница очага.
Но и женщины не раз доказывали, что способны и на смелость, и отвагу, и мужество, и самоотверженность, и героизм в не меньшей степени, чем мужчины.
- Я считаю, что те люди, о которых мы сегодня говорили, без сомнения, являются героями земли Русской. И мы должны не только гордиться ими, но и стараться быть на них похожими, перенимать все лучшие их качества.
Детям необходимо знать историю развития нашего государства. В ходе данного мероприятия они вспомнят известных людей нашей страны, узнают, чем они знамениты, что особенного сделали для своей страны, запомнят высказывания знаменитых людей. Оформление кабинета в русском народном стиле поможет приблизиться к истокам народного творчества.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа для 5-6 класса по теме Дружба
Классный час в 5-8 классе на тему: Моя семья - моё богатство
Конспект правового классного часа для 5-7 класса «Путешествие по городу Прав»
Конспект классного часа для для 5-7 классов на тему: Города России
Похожие статьи:
Классный час в 7, 8 классе на тему ПДД
Классный час на тему Россия в 6, 7 классе
Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени
Классный час 7, 8 класс по теме: Как уберечься от беды
Классный час на тему: Вредные привычки, 7-8 класс