Экологическое занятие для дошкольников
Методическая разработка экологического занятия «Белое солнышко»
Автор: Клюка Наталия Александровна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск, Нижегородская область.
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку экологического занятия "Белое солнышко". Занятие ориентировано на старших дошкольников. Данная разработка может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Цель: Формирование экологически оправданного поведения в природе.
Задачи:
Обучающие. Пополнить знания детей о цветах. Познакомить с полевым цветком ромашка и циклом её развития.
Развивающие. Развивать эмоциональную сферу детей посредством художественного и звукового восприятия природы, совершенствовать умение детей размышлять, рассуждать и связно выражать свои мысли, развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные. Воспитывать чуткое отношение к природе, осознанное желание беречь зелёный покров Земли.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, подборка графических файлов с изображениями цветов (пион, гладиолус, колокольчик, василёк, фиалка, глоксиния), подборка экологических знаков, аудиозапись «Звуки леса», подборка графических файлов с изображениями ромашек (крупное изображение одного цветка ромашки, ромашковое поле, увядший букет ромашек в вазе), зелёные листы бумаги (по количеству детей), заготовки деталей для ромашек – белый цветок и жёлтые серединки (из расчёта 2-3 ромашки на 1 ребёнка), клей-карандаши, зелёные карандаши, мини-картинки с изображением жёлтого солнышка (по количеству детей).
Ход занятия:
- Ребята, вы любите загадки? (ответы детей) Тогда, если вы отгадаете мою загадку, то узнаете тему нашего занятия.
Нам без них не обойтись,
С ними радостнее жизнь,
В поле, на лугу, в саду
Встретишь эту красоту!
(Цветы)
- Все люди на свете любят любоваться цветами, вдыхать их нежный аромат. А вы, ребята, любите цветы? (ответы детей) А какие цветы вы знаете? (ответы детей)
- Да, цветы бывают разные – садовые, полевые, декоративные.
Садовые цветы разводят люди-садоводы, они ухаживают за ними – поливают, рыхлят землю, вносят удобрения. К садовым цветам относятся гладиолусы, пионы и другие цветы.
(На экран поочерёдно проецируются изображения гладиолусов и пионов)
- А вот за полевыми цветами никто не ухаживает, они растут сами по себе в полях, на лугах, по лесным опушкам. Это колокольчики, васильки и др.
(На экран поочерёдно проецируются изображения колокольчиков и васильков)
- Декоративные цветы, или как их ещё называют, комнатные цветы, разводят для того, чтобы украшать помещения людей – квартиры, школы, детские сады. К ним относятся фиалка, глоксиния и др.
(На экран проецируются изображения фиалки и глоксинии)
- Предлагаю поиграть в игру «Цветок - не цветок».
Игра «Цветок - не цветок»
Правила: Педагог произносит названия растений. Если это растение относится к цветам – дети хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.
Пример: роза, клён, ландыш, малина, берёза, подснежник, тюльпан, дуб, василёк, сосна, гладиолус, тыква, осока, астра, арбуз, подсолнух, крыжовник, кукуруза, фиалка, рябина, одуванчик, клюква, нарцисс, незабудка.
- Молодцы! А хотите отправиться на природу? (Ответы детей)
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Только сначала давайте вспомним правила поведения в лесу. (Детям показывают экологические знаки, а они поясняют их значение – не шуметь в лесу, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы, не ловить бабочек и других насекомых, не разрушать муравейники, ходить стараться по тропинкам).
- С правилами вы знакомы, можно отправляться в путь. Но пешком идти долго, предлагаю полететь! С помощью волшебного заклинания мы превратимся в маленьких комариков и долетим до опушки леса.
- Делайте вместе со мной:
Заклинание: Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ, вокруг себя обернись – в комарика превратись!
- Вот мы и комарики! Помахали крылышками и полетели в лес, в полёте друг друга не задеваем.
Физкультминутка.
Над землёю мы летим,
Мы летим, мы летим, (дети бегают и машут ручками-крылышками)
И тихонечко звеним,
Да, звеним, да, звеним. (дети издают звон комариков)
Пролетели речку, луг,
Сделали почётный круг, (бегут по кругу)
Оглядели всё вокруг, (поворачивают головы влево и вправо)
Приземляемся, мой друг! (останавливаются)
- Представьте, что ваши стульчики – это пенёчки в лесу, летим к пенёчкам.
- Вот мы и на лесной поляне. Пора нам снова превратиться в ребятишек.
Заклинание: Ручками хлоп-хлоп, ножками топ-топ, вокруг себя обернись – в ребятишек превратись! (садятся)
(На экран проецируется изображение леса)
- Как хорошо в лесу! Какой здесь чистый, свежий воздух. Лесной воздух настоян ароматами трав и деревьев, он обладает целебной силой. Ребята, давайте подышим этим воздухом, наберёмся сил и здоровья: делаем глубокий вдох через нос, и медленный выдох через рот (3-4 раза). Чувствуете прилив сил?
- А теперь давайте послушаем звуки леса. Прикройте глаза, так вы услышите больше звуков (звучит аудиозапись «Звуки леса»)
- Какие звуки вы услышали? (ответы детей)
- А что вы чувствовали при этом? (ответы детей)
- Как вы думаете, услышали бы мы столько звуков, если бы бегали и кричали в лесу? Почему? (заглушили бы тихое журчание ручья и шёпот листьев, а лесные жители испугались бы шума и попрятались, перестали бы петь птицы, стрекотать кузнечики и т. д.)
- На лесных полянках можно встретить различные цветы. Отгадайте загадки и вы узнаете о каком цветке сейчас пойдёт речь:
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце. (Ромашка)
На травинке солнца глаз
Светит каждому из нас,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
(на экран проецируется крупное изображение ромашки)
- Ребята, посмотрите внимательно и вы увидите, что ромашка, действительно, похожа на солнышко, только лучики у неё белые, и также как солнышко, она дарит нам тепло и радость. А ещё у ромашки есть стебель и зелёные листочки в виде раскидистых веточек. Растёт она на лугу, в поле, на лесных лужайках. Расцветает ромашка в начале лета и цветёт до самой осени. Ромашка — лекарственное растение, лечит людей от болезней. Её заваривают и пьют целебный ромашковый чай. Он хорошо помогает при простудных заболеваниях. А ещё ромашковым отваром можно полоскать светлые волосы, тогда они приобретают красивый золотистый оттенок и блестят как шёлк. Помогает ромашка лечить и многие серьёзные заболевания. В народной медицине известно много рецептов, как использовать ромашку для лечения болезней у людей. Поэтому нельзя просто так рвать ромашки и бросать их погибать на землю.
- А сейчас давайте рассмотрим картины, на которых изображены ромашки.
(На экран проецируются изображения: ромашковое поле и увядший букет ромашек в вазе)
- Ребята, как вы думаете, какое настроение у ромашек на этих двух картинах, все ли они радостные и дарят людям радость, как вы думаете, о чём они думают? (ответы детей)
(Сделать вывод, что не надо рвать ромашки, потому что они быстро завянут и перестанут радовать нас своей красотой). Послушайте стихотворение «Ромашка».
РОМАШКА
Белая ромашка расцвела в саду!
Это к ней так быстро я сейчас иду:
Хочется поближе рассмотреть цветок,
Пальчиком потрогать хрупкий стебелек.
Знаю, что с ромашкой можно поиграть:
Лепестки, к примеру, можно сосчитать.
Их ведь много-много, разберись поди,
Где у них начало – сзади? впереди?
Можно просто нюхать аромат густой,
Можно любоваться кружевной листвой;
На ромашке можно даже погадать,
Но тогда придётся ... лепестки срывать.
Я губить не стану бедненький цветок,
Сберегу ромашке каждый лепесток!
Пусть она белеет, как снежок в траве,
И всегда при встречах радуется мне!
Автор: Вера Боголюбова
- Правильно ли поступил герой стихотворения? А, как поступили бы вы? (ответы детей)
(Объяснить детям, что ромашкам больно, когда их срывают для букетов или венков, и ещё они молча страдают, когда по ним гадают, обрывая лепестки).
(Далее оставляют изображение ромашкового поля, остальные убирают)
- Ребята, а в какое время года можно встретить так много ромашек, как на картине? (Летом). А что происходит с ними зимой? (Они погибают) А почему же тогда весной они вновь появляются? (Ответы детей)
- В конце лета ромашки отцветают и дают крохотные семена, которые тесно сидят в «золотом донце» цветка. Падая на землю, семена укрываются в ней и всю холодную осень и студёную зиму спят под тёплым покровом земли и снега. А весной, когда ласковое солнце начинает светить и пригревать землю, семена просыпаются и из них появляются маленькие зелёные росточки ромашек. Растения растут, развиваются с каждым днём. Летом солнце светит ещё ярче, идут тёплые летние дожди, и растения начинают цвести. Раскрываются белые цветки ромашек, и мы любуемся их красотой всё лето, а пчёлки с удовольствием собирают нектар с цветков. К началу осени ромашки отцветают и дают семена, они снова прячутся в землю и всё повторяется сначала. Так происходит из года в год.
Предлагаю вам поиграть в игру «Зелёненький росточек».
Игра-медитация «Зелёненький росточек»
Сначала дети ложатся на ковёр, свернувшись калачиком, изображая семена ромашек. (Свет выключается)
ТЕКСТ: Представьте, что вы маленькие семена ромашек, которые лежат в земле и ждут, когда их пригреет солнышко, а пока вы спите. Там наверху зима, холодная вьюга со свистом проносится по земле, всё вокруг сковал холод. Но вам тепло в земле под снежным одеялом. Время идёт… И вот уже первая капель возвестила о приближении весны. (Свет включается). Ярко засветило солнце, и семена стали потихоньку расти. Очень медленно они поднимают свои головки, тянутся-тянутся к солнышку (дети поднимаются на корточки, потом на ноги, встают в полный рост), и распускают свои белоснежные лепесточки (дети подняли руки вверх и широко расставили пальчики). На них дует ветер, их поливает тёплый летний дождь, и они растут и дарят всему миру свои улыбки.
- Молодцы! Вы очень хорошо справились со своей ролью цветка. (Дети садятся за столы)
- Ребята, давайте, окунёмся в лето и при помощи аппликации каждый из вас создаст маленькую лужайку, на которой растут ромашки. Потом мы разложим все работы на ковре, и у нас получится большое ромашковое поле! (дети выполняют аппликации из заготовленных деталей, зелёным карандашом дорисовывают стебельки и листья и раскладывают работы на ковре)
- Как красиво, правда?!
- Вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Я предлагаю тем ребятам, у кого настроение после прогулки поднялось положить на свою работу жёлтое солнышко. (Если кто-то из детей не положит, выяснить почему).
**************************************************************************************************
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Конспект НОД в средней группе по теме Осень
Экологический проект во 2 младшей группе
Похожие статьи:
Экологическое воспитание детей дошкольников
Викторина для старших дошкольников по теме: Полезные растения
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект занятия по экологии в старшей группе