Консультация для педагогов на тему «Развитие процессуальной игры в раннем возрасте»
Автор: Коковина Оксана Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22», г. Каменск-Уральский, Свердловская область.
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию консультацию для педагогов на тему «Развитие процессуальной игры в раннем возрасте». Данный материал будет полезен воспитателям детей раннего возраста, так как раскрывает особенности становления их игровой деятельности.
Игра — легкая и радостная для ребенка деятельность. Одновременно это наиболее благоприятное условие для развития детского мышления, речи, творчества и воображения, это способ усвоения общественного опыта. И, самое главное, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника, основы которого закладываются ещё в раннем детстве.
Развитие игровой деятельности начинается в младенческом возрасте с манипулирования предметами. Сначала малыш манипулирует одним, затем двумя предметами одновременно. При этом, по результатам исследований В.С. Мухиной [1], особенно явной становится направленность на результат: ребёнок упорно старается приблизить один предмет к другому, положить, поставить или нанизать один предмет на другой, всунуть или вложить один в другой. К концу первого года жизни выполняемые ребёнком манипуляции не только становятся более точными, но и приобретают некую многозначность. То есть «если раньше ребёнок производил действие одним (как правило, показанным ему взрослым) способом и на данных ему для этого предметах, то теперь он пытается повторить знакомое действие на всех возможных предметах, иногда видоизменяя само действие». [1; с. 106]
Постепенно предметы начинают выступать для ребёнка не просто как объекты, удобные для манипулирования, но как «вещи, имеющие определённое назначение и определённый способ употребления, то есть в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте». [1; с. 116] Основные интересы ребёнка переносятся в область овладения новыми действиями с предметами, а взрослый приобретает роль наставника и помощника в этом овладении.
Именно внутри предметной деятельности возникают предпосылки ролевой игры, которые состоят в овладении действиями с предметами особого рода – игрушками. Дети в совместной со взрослым деятельности усваивают некоторые действия с игрушками (например, с куклами), а также наблюдают за повседневными действиями взрослых. Полученный опыт даёт ребёнку возможность «отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат – не реальным, а воображаемым». [4; с. 58] Многократное воспроизведение процессуальной стороны деятельности взрослых и перенос этих действий на игрушки
(то есть достижение мнимого результата) рождает так называемую «процессуальную игру».
Становление
процессуальной игры – одна из главных линий развития раннего детства. Её пробуждение начинается, как отмечалось выше, со всё более усложняющихся манипуляций с предметами и постепенно превращается в настоящую игру. Уже на втором году жизни у ребёнка начинает формироваться игровая мотивация, а «на протяжении всего года возрастает количество и разнообразие игровых действий, которые становятся более самостоятельными, устойчивыми, осознанными, обобщёнными. Также увеличивается число персонажей, с которыми ребёнок играет самостоятельно, появляется перенос действий с одного персонажа на другие». [3] С возрастом расширяется спектр игровых действий и сюжетов. При этом одно и то же по смыслу действие малыш начинает выполнять с помощью разных предметов. Также усложняется структура игры: разрозненные действия начинают объединяться в цепочки, причём с усложнением «репертуара» игровые действия приобретают последовательность.
На втором году жизни дети начинают пользоваться предметами-заместителями, но только по показу и при участии взрослого. В самостоятельной игре дети этого возраста, как правило, играют с реалистическими игрушками и замещения используют редко.
Расцвет процессуальной игры приходится на третий год жизни, в этот период совершенствуются все достижения второго года. «Значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры, при этом участие взрослого не всегда обязательно: игрушки сами побуждают ребёнка к игре. Совершенствуется состав и структура игровых действий, особенно заметно увеличивается их вариативность. Сами же игровые действия отражают логическую последовательность реальных событий («жизненный репертуар», положенный в основу игры). При этом ребёнок начинает заранее планировать свои действия и сообщает об этом персонажу игры». [3] В это время ребёнок начинает стремиться к реализации игровой цели, поэтому его игровые действия приобретают определённое значение.
На третьем году жизни, особенно во второй его половине, ребёнок начинает активно и самостоятельно пользоваться предметами-заместителями. «Появление символических замещений расширяет возможности игры, даёт простор фантазии, освобождает ребёнка от давления наглядной ситуации. Игра приобретает творческий характер». [3]
Наряду с трансформацией игровых действий и отношения к игре, у детей раннего возраста на третьем году жизни появляются изменения в особенностях игрового сюжета. «Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определёнными предметами в одной или последовательно сменяющихся ситуациях. Персонажи, предметы и действия с ними жёстко фиксированы и повторяются как бы по одному образцу. Затем сюжеты включают несколько персонажей с набором определённых связей, заданных посредством их внедрения в общую ситуацию роли через последовательный обмен действиями. К концу третьего года жизни наблюдаются сюжеты, в которых наряду с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами». [4; с. 59]
Также на третьем году жизни развиваются и взаимоотношения детей в игре. Сначала они возникают по «внеигровому» поводу, например, из-за понравившейся игрушки. Но следующий этап развития этих взаимоотношений связан со «становлением собственно игрового взаимодействия детей на основе общего места игры или выполняемого одновременно действия. К концу третьего года жизни возникает взаимодействие с ровесниками по поводу ролевого действия, качества его выполнения, достигнутого результата». [4; с. 60] Таким образом, складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве.
Итак, процессуальная игра – одно из основных направлений развития ребёнка раннего возраста. Её истоки – в предметной деятельности, результат её развития – в сюжетно-ролевой игре – основном виде деятельности ребёнка дошкольного возраста. Благодаря процессуальной игре у ребёнка раннего возраста уже на втором году жизни формируется умение действовать в воображаемой ситуации, происходит овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных его наблюдению и пониманию. Эта игра в своём развитии подводит ребёнка к вариативности игровых действий, к умению связывать их в цепочки, а также к появлению первых игровых замещений. Процессуальная игра на третьем году жизни способствует началу развития взаимодействия ребёнка со сверстниками и, наконец, формированию весомых предпосылок сюжетно-ролевой игры.
Список использованной литературы
1.Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. 352 с.
2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
3.Процессуальная игра для детей // Детсад 02: Всё о детских садах в Уфе. URL:
4.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по рисованию с детьми раннего возраста
Игра и ребенок
Конспект занятия и презентация по развитию речи для детей группы раннего возраста
Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
Похожие статьи:
Виды игр и их классификация в педагогике
Использование дидактических игры для формирования социальной активности детей дошкольного возраста
Структура дидактических игр для дошкольников
Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ