Конспект беседы на прогулке для воспитанников старшей группы на тему: "Приметы зимы"
Цель: закрепить характерные признаки зимы в природе.
Задачи:
1.
Образовательные: закреплять представление детей о зиме. Повышать речевую активность детей. Обогащать словарный запас. Учить рассуждать, высказывать свою точку зрения
2.
Развивающие: развивать внимание, память детей, логическое мышление, наблюдательность, развивать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность, активную речь детей, умение слушать взрослого, отвечать на вопросы, развивать интерес к живой и неживой природе.
3.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, умение выражать свои эмоции, расширять эмоциональную отзывчивость к природе.
Оборудование: лопатки для снега.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о зиме, рассматривание иллюстративного материала и беседа по его содержанию о признаках зимы, дидактические и подвижные игры, разучивание стихов о зиме.
Ход занятия:
Беседа проводится на прогулке.
Воспитатель: Ребята, как сегодня хорошо на улице, тихо, спокойно. Мне сразу вспомнилась загадка…
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку. Это зима. А сейчас у нас на дворе какое время года?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: А, с чего это вы взяли, что сейчас зима? Что изменилось в природе с приходом зимы?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Все правильно говорите, потому что у зимы есть свои признаки. Стало холодно. И мы с вами, ребята все тепло оделись, в зимние куртки, шубы… А еще что мы одеваем из одежды зимой?
Дети: высказывают свое мнение. Важно подвести детей к тому, чтобы перечислили все зимние вещи.
Воспитатель: Ребята, а если бы мы не одевали все эти зимние вещи, чтобы было?
Дети: высказывают свое мнение, подходя к тому, что люди без теплых вещей зимой бы замерзли.
Воспитатель: Ребята, но не только людям зимой холодно… Холодно еще и животным, и птицам, давайте посмотрим по сторонам много мы видим птиц вокруг нас?
Дети: высказывают свое мнение, подходя к тому, что птиц на улице очень мало, летом их гораздо больше.
Воспитатель: Правильно, ребята, птиц действительно стало мало на улице, потому что некоторые птицы улетели в теплые края, а те, птицы, которые остались, это…
Воспитатель вместе с детьми: перечисляют зимующих птиц: голуби, синицы, сороки, снегири, вороны, воробьи, свиристели
Воспитатель: Правильно, ребята, эти птицы, когда особенно холодно, прячутся под крышами домов, чтобы им было тепло Олеся расскажи нам стихотворение про пташек Сергея Есенина
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней...
Воспитатель: А вылетают птицы из своих теплых гнезд только в поисках корма и когда наступает оттепель. А кто знает, что такое оттепель? Оттепель - это кратковременное потепление зимой, когда выглядывает яркое солнышко, всем улыбается, пригревает, температура повышается, и даже начинает подтаивать снег. Ребята, ну ка, посмотрите на небо, на облака, а какое сегодня солнышко?
Дети: всматриваются в небо и высказывают свое мнение о цвете неба, как оно меняется в зависимости от времени дня и погоды. Если на небе нет облаков и туч, то можно просто полюбоваться красотой голубого неба, ярким солнышком. Но нужно отметить, что солнце зимой греет меньше, чем летом, температура воздуха ниже и поэтому холодно, и светит солнце меньше, чем летом, поэтому день становится короче, а ночь длиннее. Если есть облака, то можно понаблюдать за тем как они передвигаются, медленно плывут, постепенно увеличиваются или, наоборот, уменьшаются, меняя форму, или же движутся быстро, кто их в таком случае подгоняет – ветер, какой силы ветер? Что еще движется от ветра – раскачиваются верхушки деревьев, а в безветренную погоду деревья стоят спокойно не качаются.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а давайте теперь рассмотрим деревья, давайте подойдем к дереву и прикоснемся рукой к его стволу. Что мы чувствуем?
Дети: касаются ствола дерева и высказывают свое мнение, подходя к тому, что дерево холодное.
Воспитатель: Верно, ребята, дерево холодное, наверное, оно замерзло, а давайте прикоснемся вон к тому дереву…
Дети: касаются ствола дерева и высказывают свое мнение, подходя к тому, что это дерево тоже холодное.
Воспитатель: Ребята, так что же получается, все деревья зимой холодные, они замерзли, а как же весной будут появляться почки и листики?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: подводит детей к тому, что деревья зимой спят. Ребята, кто еще зимой впадает в спячку?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Правильно, ребята, медведь зимою спит, а кто еще спит зимой?
Дети: высказывают свое мнение, называя разных животных: еноты, барсуки, тушканчики, ежи, хомяки, бурундуки и другие.
Воспитатель: Правильно, ребята, но только ли животные впадают в спячку? Еще зимою спят насекомые, которые заползают под кору деревьев и там засыпают. Ребята, но животные не только впадают в спячку, некоторые животные меняют свою шубку на более теплую зимнюю, а соответственно меняют окрас шубки. Вы знаете, таких животных?
Дети: высказывают свое мнение, называя разных животных: белка, заяц, лиса, песец, полярная куропатка и полярная сова и другие.
Воспитатель: Правильно, ребята, значит весь живой мир и птицы, и деревья, и животные, и насекомые, и люди изменяют свое поведение с приходом зимы. Но не только живой мир изменяется зимой, не живой тоже. Что мы можем видеть в течении зимы на крышах, дорогах, заборах, скамейках?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: совершенно верно, снег покрывает все вокруг. А от куда он появился и почему снег лежит и не тает?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Правильно, ребята, снег выпадает в качестве осадков зимой, а не тает он потому, что на улице холодно, температура холодная. А давайте раскопаем снег. Что мы под ним увидим?
Дети: раскапывают снег и высказывают свое мнение.
Воспитатель: Под снегом земля, а давайте раскопаем землю.
Дети: пытаются раскопать землю и высказывают свое мнение, о том, что земля мерзлая.
Воспитатель: Верно, ребята, земля зимой замерзает. А что происходит с водоемами зимой?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Правильно, реки, озера, пруды зимой замерзают из–за холодной температуры. Видите, ребята, как изменяется все вокруг с приходом зимы. Никакое другое время года мы не спутаем с зимой, можно с уверенностью сказать, что зима - это волшебное время года, поэтому русские поэты с такой любовью говорили о зиме. Лена расскажи нам как писал о зиме Федор Тютчев
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Воспитатель: Ребята, может кто-то хочет еще рассказать стихи о зиме.
Дети: рассказывают стихи.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мне хочется поиграть с вами в игру «Зимушка – зима» Правила: выбирается водящий, он будет "Зимой", все остальные "Снежинки", они кружатся вокруг Зимы, а Зима дотрагиваясь до Снежинки, замораживает ее и Снежинка замирает в той позе, в которой была до окончания игры. Игра заканчивается, когда все снежинки заморожены.
Рекомендуем посмотреть:
Зимнее развлечение в старшей группе. Зимние забавы. Сценарий
Досуг в старшей группе на тему: Зима. Сценарий
Конспект зимнего развлечения для детей старшей-подготовительной группы
Сценарий зимнего развлечения для детей старшей и подготовительной групп
Похожие статьи:
Сказка «Кот-Воевода на новый лад». Сценарий для детей 5-6 лет
Зимняя ярмарка игр и забав для старших дошкольников
День зимних именинников в детском саду. Старшая группа
Зимнее театрализованное развлечение в старшей группе
Игры зимой для детей старшей группы в детском саду