Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Описание педагогической практики по технологии

Описание педагогической практики
Развитие творческих способностей учащихся через овладение современными техниками декоративно-прикладного искусства
1. Территория
Каратузский район
2.1. Полное наименование образовательной организации
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекурятская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.Е.Дурновцева»
2.2. Краткое наименование образовательной организации
МБОУ Нижнекурятская СОШ
2.3. Почтовый адрес
почтовый индекс 662853
населенный пункт с.Нижние Куряты
улица Солнечная дом 10
3. ФИО, должность лица, курирующего образовательную практику
______________________________
4. Контактные данные лица, курирующего образовательную практику
рабочий телефон _____________
е-почта _______________
5. ФИО автора практики
Круглова Ксения Алексеевна
6. Тип представленной практики
Образовательная практика
7. Направление представленной практики
Модернизация содержания и технологий обучения: практики реализации концепции образовательной области «Технология» на школьном уровне
8. Название практики
Развитие творческих способностей учащихся через овладение современными техниками декоративно-прикладного искусства
9. Ключевые слова образовательной практики
Техники, декоративно-прикладное искусство, технология, детское творчество, творческие способности
10. На каком уровне образования реализуется практика
Начальное общее образование, дополнительное образование детей
11. На какую группу участников образовательной деятельности направлена практика
Учащиеся начальных классов, учащиеся с ОВЗ
12. Масштаб изменений
Уровень образовательной организации

Развитие творческих способностей - одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни изменения; готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей - потребности в самореализации.

Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.

При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Развивать способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде

Занятия декоративно-прикладным искусством очень важны для умственного развития ребенка. Развитие мелкой моторики рук, воображения, мышления, внимания, памяти – все это напрямую связано с развитием головного мозга детей. Известно, что человеческий организм стареет в меньшей степени, если человек постоянно занимается развитием мелкой моторики.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. А. Сухомлинский).

С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать. Умственное развитие личности – это бесконечный процесс познания жизни в процессе обучения.

Дети рано начинают воспринимать окружающий их мир. Детское сердце отзывчиво на призыв творить красоту, важно только, чтобы за этими призывами следовал труд. Труд оказывает разностороннее и положительное влияние на все аспекты развития ребенка. Трудовая деятельность требует от него сообразительности, сосредоточения внимания, развивает его мышление, инициативу, наблюдательность, тренирует память.

Термин «декоративно-прикладное искусство» произошёл от лат. dеcоrо — украшать. Данный вид искусства, кроме художественного смысла, непосредственно связан с бытом и окружающим миром людей, поскольку то, что имеет какое-либо отношение к бытовому, утилитарному предмету со временем стало называться прикладным. Всем нам известно, насколько разнообразен быт человека. Сюда входят домашние, рабочие, общественные и культурные занятия, поэтому и огромное разнообразие бытовых предметов, входящих в сферу декоративно-прикладного искусства.

Сущность декоративно-прикладного искусства состоит в том, что оно существует в единстве и гармонии творчества и окружающей действительности. Традиционно к материалам декоративно-прикладного искусства относятся дерево, камень, ткань, стекло, металл. Методами данного вида искусства могут выступать отделка изделий росписью, резьбой, художественное литьё из металла, гипса, гончарное ремесло, работа с бумагой. Поэтому дети не только осваивают навыки работы с различными материалами, но и приобщаются к культуре различных народов, глубже понимают народное творчество. Ведь декоративно-прикладного искусство имеет глубокие исторические корни и бережно сохраняет традиции, свидетельствующие о духовном величии и созидательных возможностях народа.

В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.

Все люди ищут любые способы для того, чтобы украсить свой дом и сделать его более уютным и привлекательным. Красивые панно своими руками отлично впишутся в интерьер. Панно – это живописное произведение, предназначенное для заполнения участков стен или потолка.

На уроках технологии и на занятиях творческой студии «Разноцветный мир» мои учащиеся знакомятся с современными техниками декоративно-прикладного искусства и создают красивые панно-картины.

За последние годы нами уже освоены техники:
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, бисера, сухих листьев, яичной скорлупы, цветные бусины, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк).
Вытынанка – искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги. Существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения. В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Мозаика может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрна, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки…

Декупаж (буквально в переводе с французского - вырезание) – декор различных поверхностей с помощью вырезанных изображений. Это могут быть небольшие фрагменты и целые картины, которыми украшают мебель, посуду, елочные игрушки, другие предметы интерьера. Несмотря на то, что этой технике несколько веков, в России она набирает популярность лишь с начала XXI столетия. В основе современного декупажа лежит украшение поверхности изображениями, вырезанными из специальной бумаги – декупажных салфеток и карт. Дополнить декор можно необычной фактурой, золочением, кракелюрами, скомбинировать бумажные мотивы с рисованными.
Торцевание – вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозаики, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.

Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

Кинусайга — это японское рукоделие, суть которого заключается в составлении изображений из лоскутков ткани. Эта техника напоминает лоскутное шитье или пэчворк, однако «сшивается» ткань без иголки. Здесь мастеру для составления рисунка необходимо будет запастись деревянной доской, куда впоследствии будут «втыкаться» кусочки ткани.

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление открыток своими руками с использованием различных подручных материалов, не обязательно покупных и очень дорогих.

Ниткография – великолепная техника рукоделия. Еще можно встретить название «картина из ниток», «рисование с нитками». Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями помогает реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор.

Аэрография — это техника нанесения рисунка с помощью аэрографа.
Так как специального аэрографа у нас нет. То для изготовления панно-картины в этой технике мы используем старую зубную щетку и расческу и с их помощью наносим брызги на белый картон. Для создания изображения используем сухие листья.

Дудлинг (от английского doodle — «каракули») — это форма современного ис-кусства и иррациональный стиль рисования. В дудлинге нет правил. Узоры могут быть как абстрактными, так и сюжетными.
Соединяя этот стиль рисования с уже известными техниками, можно получить вот такие панно-картины.

Осиэ – это аппликативная техника создания объемных картин из картона и ткани (или бумаги), появившаяся в Японии еще в период Эдо (1603-1867 г.г.).
Работая над созданием панно-картины, мы часто соединяем несколько техник в одну композицию, используем разные материалы.

На уроках и занятиях учащиеся на основе проектной деятельности учатся творить, творить своими руками. Они участвуют во всех этапах изготовления панно. В ходе работы могут предложить, например, какие то свои детали, сделать что-то по-своему.

Творческая работа проходит в спокойной обстановке, фоном звучит тихая мелодичная музыка. Учащиеся учатся тихо и спокойно общаться с учителем, соседями по парте. Стараемся не мешать друг другу во время работы. Часто говорю детям: «Вы — творцы, а свои шедевры творцы творят в тишине».

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться в реализации педагогической практики — это отсутствие качественных материалов. Не все родители готовы вкладывать в творчество детей. Приобрести необходимые материалы на всех педагогу тоже не под силу, вернее «не по карману», т.к. хорошие материалы для рукоделия дорого стоят. Но стараемся выкручиваться — как говорится — с миру по нитке. В основном мы работаем с цветной и гофрированной бумагой, пластилином, нитками, тканями, яичной скорлупой, семенами, природными материалами. В этом году попробовали поработать с камешками.

Еще одна проблема — это слабо развитые у детей воображение и фантазия. Пока помогаешь детям в создании того или иного образа, композиции, они еще как то активны. Как только даешь задание для самостоятельной работы — всё, ступор. Сидят, смотрят друг на друга, подглядывают у соседей, ждут моей помощи. Поэтому часто рассматриваем в интернете фотографии, картины мастеров, детские работы.

Занятия важны для умственного развития ребенка. Но для таких занятий выделяется, к сожалению, слишком мало времени.

Цель педагогической практики - развитие творческих способностей через овладение современными техниками декоративно-прикладного искусства.

Считаю, что поставленная мною цель достигается. У нас получаются, на мой взгляд, красивые, красочные, яркие работы. Ни одна работа не обходится без внимания. На протяжении года в школе проводятся выставки детских работ разной тематики, мы участвует в ежегодной районной выставке детского творчества, в разных районных творческих конкурсах-акциях, отправляем работы на дистанционные творческие конкурсы. За последние три года на Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы было отправлено 56 работ, из них первое место получили 29 работ, второе — 14 работ, третье — 13 работ.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина с ответами для 5-9 классов по технологии Декоративное оформление окна Изготовление картины из кожи Кукла Масленица

Похожие статьи:

Перспективные направления изучения технологии школьниками

Проект по домоводству «Маленькая хозяйка»

Торцевание из гофрированной бумаги. Фото
Опубликовано: 1746 дней назад (12 февраля 2020)
Просмотров: 1282
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Светлана Викторовна # 12 февраля 2020 в 21:03 0
Здравствуйте
У Вас в тексте есть таблицы (табличные формы), поэтому Вам необходимо выслать весь материал в формате Word по электронной почте на адрес sv@ped-kopilka.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст в таблице можно было увидеть и комфортно прочитать.
Об этом записано в правилах.
С уважением, Администратор сайта