Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 5 классе. Род как постоянный признак имени существительного

Конспект урока русского языка в 5 классе
Автор: Цветкова Ксения Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мурманска СОШ №3
Описание работы: Данный конспект урока предназначен для учителей среднего звена общеобразовательной школы. Материал может быть использован полностью или частично на уроках русского языка при повторении темы "Род имени существительного" в 5 классе по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.
Тема: Род как постоянный признак имени существительного
Цель: продолжить формирование представления о том, что род – постоянный признак имени существительного.
Тип урока: повторение изученного в начальном школе о роде имени существительного.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания об имени существительном;
- познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;
- познакомить с приёмами определения рода имён существительных;
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, речь, мышление,вырабатывать внимательность и наблюдательность;
- развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
- развитие коммуникативных навыков через коллективную работу, работу в парах, оценку и самооценку деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
Межпредметные связи: литература, история, русский язык.
Метапредметные связи:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Цель: создание благоприятной атмосферы на уроке
- Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку: на партах должны лежать тетради, дневники, учебники и письменные принадлежности. Доброе утро, садитесь!
2. Повторение по теме. Актуализация знаний.
- За окном у нас сегодня февраль. А знаете ли вы, откуда произошло название этого месяца?
(ответы учащихся)
- Так ли это, мы сейчас узнаем. На ваших партах лежат листочки с текстом. Давайте его прочитаем.

Название мес…ца “февраль” - латинское по происх…ждению. Февраль в Древнем Риме заканчивал го…, поэтому в к…нце мес…ца древние римляне устраивали больш… праз…ник, на котором прин…сили жертвы покровителю стад богу Фебресу.
Отсюда и название мес..ца – февраль. Древнерусск… название февраля - “лютый”. Как вы думаете, почему? Всё потому, что в феврале вып…дает много снега и стоят лютые м…розы.
С 24 февраля начнутся так называемые Власьевские м…розы – последние, завершающие зиму.

- Мы прочитали текст. Давайте теперь ответим на вопросы:
Цель: вырабатывать умение работать с текстом, определять его тему, основную мысль.
• Какова тема текста?
(февраль)
• Какова основная мысль текста?
(происхождение названия месяца)
• Как можно озаглавить этот текст?
( «Февраль», «Почему февраль называется февралем?», «Почему февраль – лютый?» , «Откуда появился февраль»…)
- Молодцы! А теперь на месте пропуска вставьте буквы. Как вы думаете, для чего нам это нужно?
(Мы вспомним орфографические правила. Они нам нужны для того, чтобы правильно говорить и писать, т.е. быть грамотными)
- Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте его работу.
(Один ученик комментирует, остальные проверяют)
- Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку?
- У кого 1- 2 ошибки?
- У кого 3 - 4?
- У кого 5 и больше ошибок? Ребята, будьте внимательнее в следующий раз!

- Посмотрите на задания после текста.
Цель: вспомнить некоторые признаки имени существительного.
1.Выпишите на листочки по одному одушевленному и неодушевленному существительному.
(ответы учеников)
2. Выпишите нарицательные и собственные.
(ответы учеников)
- Скажите, а нарицательное - собственное, одушевленное - неодушевленное – это какие признаки существительных: постоянные или непостоянные?
(постоянные)

- А теперь назовите словосочетания существительное + прилагательное, в которых нужно было вставить окончания
Цель задания: ввести в тему урока
(большой праздник, древнерусское название)
- Что помогло правильно написать окончания у прилагательных?
(Существительное. В каком роде существительное, в таком и прилагательное, связанное с ним).
- Умницы! Подумайте, какова тема нашего урока?
(род имен существительных)
- Верно! Открывайте тетради, запишите число, классную работу, тему урока.

3. Мотивационно-мобилизующий этап.
(постановка целей и задач)
- Посмотрите на тему и подумайте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Мы вспомним род имен существительных и то, как его нужно определять, узнаем что-то новое)
- А что для этого нам нужно будет сделать?
(Вспомнить теорию, выполнить ряд упражнений на закрепление правила).
- Молодцы!

4. Исследовательский этап.
(работа по теме урока)
- Еще в начальной школе вы узнали, что в единственном числе имена существительные относятся к одному из трех родов, каких?
(мужской, женский и средний)
- А как вы думаете, род – это постоянный признак или нет? Изменяется ли существительное по родам?
(ответы учащихся)

- Давайте подумаем над словами стол и девочка.
Цель: сформировать понятие о том, что род – постоянный признак имени существительного.
Девочка – всегда будет женского рода. А стол, даже если мы его «оденем» в бантики, как у девочки, все равно будет мужского рода. Какой вывод мы можем сделать?
(Делаем вывод, что существительные не изменяются по родам, т.к. род – постоянный признак.)
- А теперь давайте вспомним, как определяется род у имен существительных?
(подставляем местоимения он мой, она моя, оно моё)

- Хорошо. Откройте упражнение 500 на стр 202 вашего учебника.
Цель: отработка навыка определения рода
- Что нам нужно будет сделать?
(Указать род существительных)
- Это упражнение мы выполним устно, по цепочке. Не забывайте называть главное слово в словосочетании. К примеру: Сильное впечатление – впечатление – главное слово, среднего рода, поэтому и прилагательное будет среднего рода с окончанием - ое.
(выполнение упражнения по цепочке)
- Казалось бы, все очень просто, однако грамматический род имен существительных – очень сложное явление. Нам трудно сразу понять, что положено в основу распределения имен существительных по родам. Как, к примеру, объяснить, что синонимы дом, изба и жилище относятся к разным родам? Как объяснить, что такое средний род? И все же человек, хорошо владеющий русским языком, безошибочно определяет род большинства имен существительных. В этом нам помогает окончание. Род многих, хотя и не всех, существительных можно установить по их окончанию. Нулевое окончание характерно для мужского рода; окончание -а, -я – для женского рода, -о, -е – для среднего. Но только в ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ!
- Сделаем вывод, как еще мы можем определять род существительных?
(по окончанию)

Постановка проблемного вопроса.
Посмотрите на слова из упр 505. Мышь и рояль имеют одинаковое окончание – какое?
(нулевое)
- Верно. А как же нам быть в таком случае? Где мы можем посмотреть род имени существительного?
(в словарях)
- Вы правы, ребята! Действительно, в толковом словаре, рядом со словом указывается род.
Итак, мы с вами назвали три способа определения рода. Давайте еще раз перечислим их.
(1. Подставляем местоимения; 2. Запоминаем окончания. 3. Обращаемся к словарю)
- Вы знаете способы определения рода существительного, и сейчас мы выполним следующее задание.

Закрепление.
Цель: закрепить полученные знания на практике
На доске вы видите слова: Зима, мороз, снег, сугроб, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, Снегурочка, снеговик, подарок, ёлка, сосулька, лёд, село, хлопушка, полено, шапка, тепло, кормушка, зерно.
Первый ряд выписывает слова ТОЛЬКО женского рода, второй ряд – только мужского, третий ряд – среднего.
Итак, что у вас получилось?
(ответы учеников)
Кто выполнил работу без ошибок? Молодцы! Остальные ребята, будьте внимательны, и у вас всё получится!
- А теперь посмотрите снова на доску. В предложениях допущены ошибки. Устно исправьте их.
В скачках участвовала жокей.
(В скачках участвовал жокей)
А кто такой жокей? Значение этого слова мы можем посмотреть в словаре вашего учебника на стр. 303
(Это наездник)
Фауна пустынь очень своеобразен.
(Фауна пустынь очень своеобразна)
А что такое фауна ? Чтобы узнать значение слова, мы опять обратимся к словарю – стр. 308 – Фауна – животный мир.
- Запишите исправленное последнее предложение и сделайте синтаксический разбор письменно в тетрадях и у доски. Кто хочет разобрать предложение?

Синтаксический разбор предложения.
Цель: вспомнить синтаксический разбор предложения.
Фауна пустынь очень своеобразна.
Фауна – подлежащее, выраженное существительным. Своеобразна – сказуемое, выраженное кратким прилагательным. Своеобразна как? Очень – обстоятельство, выраженное наречием. Фауна чего? Пустынь – дополнение, выраженное существительным. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное.

Развитие речи. Творческое задание.
(Работа над составлением текста по опорным словам)
Перед вами карточки с пропущенными словами:
Вот и проходит холодная, морозная, снежная _______ . Уже совсем скоро запоют ________. Всё чаще нас будет радовать ________ своим теплом. На деревьях начнут распускаться душистые _________. Приходи скорее к нам, _________!
- Как вы думаете, каким будет задание?
(Составить текст на тему «Весна»).
- Верно. Ваша задача составить текст по опорным словам и записать его к себе в тетрадь. Слова какой части речи вы вставили?
(существительные)
Правильно! Напишите над вставленными существительными род. Что у вас получилось?
Вот и проходит холодная зима. (ж.р.) Уже совсем скоро запоют птицы.(не определяем, потому что во мн.ч.) Все чаще нас будет радовать солнышко (ср.р.) своим теплом. На деревьях начнут распускаться душистые почки.(мн.ч.) Приходи скорее к нам, весна (ж.р.)!

5. Рефлексия.
(подведение итогов урока)
- Молодцы! С каким постоянным признаком имени существительного мы сегодня работали?
- Что мы еще выяснили о роде существительного?
- Что вам осталось непонятно?

6. Домашнее задание:
Выписать из любого художественного текста 5 -6 предложений, указав в них род существительных.

7. Выставление и комментирование оценок.
Активно работали на уроке, не сделали ни одной ошибки _____. Они получают 5.
За работу у доски ________.
Активно работали, но не всегда давали точные ответы, поэтому пока 4 _______.
Остальным – спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Выступление команды в военно-патриотическом конкурсе. Сценарий | Внеклассное мероприятие по литературе 7 - 9 класс. Сценарий
Опубликовано: 3544 дня назад (10 апреля 2015)
Просмотров: 9090
Рубрика: Русский язык
+5
Голосов: 5
Ольга Валерьевна Прохорова # 15 апреля 2015 в 16:29 +5
Ксения Владимировна! Мне очень понравился ваш урок. Люблю Русский язык! Я повторила для себя род как постоянный признак существительного. План занятия продуман и выполнен. Задания точно вписываются в канву повторения и изучения нового материала, указана цель каждого упражнения. Уверена, что детям всё было ясно и понятно. От такого хорошего урока и на душе светло. Примите мой голос.
Элен Леоновна Рыжих # 16 апреля 2015 в 19:08 +4
Ксения Владимировна! Как учитель английского языка я не могу оценить материал с точки зрения преподавания русского языка. Но я вижу, что в идею урока заложены принципы соответствия ФГОС - системно-деятельностный подход - например,на этапе постановки темы и цели урока, на этапе рефлексии. Домашнее задание также стимулирует обучающихся к выполнению мини-исследования. Надеюсь, данный конспект будет полезен учителям русского языка и литературы.
Когда-то на урок английского языка во 2 классе (по ФГОС) ко мне приходила завуч , и на этапе выставления отметок она посоветовала вначале спросить самих учеников- какую оценку они сами поставили бы себе за работу на уроке. А затем учитель уже выставляет оценки и комментирует их. Завуч сказала, что это развивает у ребят умения самоконтроля и самооценки. Мне этот совет очень помог)
Ксения Владимировна Подольская # 16 апреля 2015 в 22:00 +3
Спасибо за комментарий и совет, Элен Леоновна! Будем пробовать smile
Марина Юрьевна Загвоздина # 19 апреля 2015 в 14:49 +1
Искренне рада за "племя молодое, незнакомое", которое идёт мне на смену. Увидела на уроке формирование и регулятивных, и познавательных УУД. Молодец, Ксения Владимировна! smile
Если позволите, воспользуюсь уроком в своей практике в будущем году. Только добавлю деталь, о которой постоянно твердит мне мой завуч: в финале урока у детей должен получиться собственный "продукт". Им мог бы стать текст, созданный самими детьми из существительных только женского (1 вариант) или только мужского (2 вариант) рода. Так я увижу, усвоен ли материал, не путаются ли обучающиеся в определении данной грамматической категории.
Спасибо!
Ксения Владимировна Подольская # 19 апреля 2015 в 15:35 +1
Спасибо большое, Марина Юрьевна!
Ирина Александровна Подольская # 24 мая 2015 в 15:35 +1
Добрый день, Ксения Владимировна. Познакомилась с конспектом урока по русскому языку для учащихся 5-го класса. Конспект имеет структуру урока - урока объяснения и закрепления новых знаний. На уроке есть работа с текстом, учебником, выполнение упражнения - все продумано для достижения цели урока. Иногда сложно анализировать, ведь мы только читаем, а за кадром остаются дети и сама атмосфера живого урока. Ксения Владимировна, позвольте дать вам несколько советов: конспект урока воспринимался бы легче, если добавить 2-3 фото с урока или проиллюстрировать тематическими картинками/картинами; так как это открытый урок, то можно было добавить некоторые элементы занимательности, ИКТ, т.е. что-то, чем ваш урок бы отличался от традиционных методических рекомендаций; домашнее задание вы дали творческое для всего класса, но в 5-м классе необходимо еще давать материал для заучивания наизусть (теоретический материал и слова, которые находятся на полях учебника, для развития орфографической грамотности), а предложения можно давать из произведения, которое вы изучаете на данном этапе, тогда вы можете проследить и связь с изучаемым литературным произведением. Мне показалось, что 5 пункт - это не рефлексия, а выводы и обобщения. Все продвинутые педагоги-методисты предлагают в своей практике применять игровые технологии, объясняя это тем, что урок быстрее достигнет своей цели и материал запомнится надолго. Но каждый учитель строит свою деятельность исходя из возможностей и подготовленности своих учащихся. Творческих Вам успехов. С уважением ИА
Ксения Владимировна Подольская # 24 мая 2015 в 15:42 0
Спасибо большое за комментарий!К уроку подготовлена презентация. Да, пересматривая урок, я увидела много недочетов. Сейчас бы сделала по-другому. Обращу внимание на слова для заучивания. Еще раз, спасибо большое!
Елена Анатольевна Шехурдина # 29 сентября 2015 в 18:33 +1
Ксения Владимировна, здравствуйте! На мой взгляд, неплохой конспект урока по русскому языку. Здесь есть и постановка проблемного вопроса, и исследовательская деятельность, и рефлексия! Всё это позволяет формировать у детей регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.
Наталья Аниимова # 21 января 2017 в 11:33 0
Здравствуйте, Конспект урока понравился но, к сожалению,нет возможности увидеть презентацию.Была бы очень благодарна, если бы Вы её тоже выложили.Спасибо)))))