Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Социально-педагогическая реабилитация подростков через занятия в кукольном театре

Творческий доклад педагога дополнительного образования «Социально-педагогическая реабилитация подростков через занятия в кукольном театре»
Описание: Данный доклад был подготовлен на педагогические чтения по теме
«Инновационные технологии и методы в профессиональной деятельности воспитателей и специалистов». В данной работе представлен педагогический опыт работы по вовлечению воспитанников в деятельность кукольного театра. Данная публикация может быть интересна воспитателям и педагогам, работающим в данном направлении.

Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г.Татарск
Цель. Предоставление педагогического опыта, обмен идеями с коллегами.
Задачи:
- познакомить с организацией деятельности теневого театра;
- познакомить с результатами проделанной работы.

Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций организма подростка, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Кукольный театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие: реабилитацию, оптимальную коррекцию поведения, нравственное здоровье, решение проблем социальной адаптации и приобщение к общечеловеческим ценностям. Кукольный театр дает прекрасную возможность для работы с трудными подростками в направлении повышения их самооценки, статуса в коллективе, а также сплоченности группы и налаживания доверительных отношений с педагогами. В основе этой работы лежит интересный, увлекательный, любимый детьми вид театрального зрелища – театр кукол с его выразительными сценическими образами.
Занятия кукольного театра проводятся в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Карусель». Для качественной реализации программы имеется необходимая материально-техническая база: перчаточные куклы, реквизиты, мобильная ширма, ноутбук, колонки, фотоаппарат, швейная машинка, утюг, гладильная доска.
Значительно улучшить и пополнить материально-техническую базу стало возможным за счет гранта полученного на реализацию социально-значимого проекта «Кукольный театр детям». Для проведения занятий собран постановочный и дидактический материал, имеется подборка музыкального сопровождения для спектаклей, отслеживания промежуточных и итоговых результатов разработан диагностический инструментарий.
В работе используются как групповые формы организации работы (театральные игры и упражнения, коллективные репетиции, ( постановка спектакля, концертная деятельность, обсуждение и просмотры видеозаписей спектакля с целью анализа проделанной работы, тренинги), так и индивидуальные формы (работа с воспитанниками над ролью, с целью вживания в роль, отработка выразительности речи, движения, создания образа героя.) Используемые методы: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный. Кроме этих методов в работе применяются театральные методы: показа, подсказа, рассказа, метод действенного анализа.
Занимаясь в кукольном театре, подростки объединены одной общей задачей: создать спектакль, и показать его воспитанникам младших групп. Ребята подготавливают кукол и декорации к спектаклю, разучивают роли, участвуют в репетициях. Участвуя в работе театра кукол, подростки реализуют свои интересы, приобретают умения и навыки. Не имея возможности проявить себя в школьной среде, могут проявить себя в период реабилитации, и в плане развития и в плане самоутверждения, происходит общение со сверстниками, самоопределение. Участие в театральной деятельности способствует выработке навыков коллективно-творческой деятельности, работе с партнером, способствует ответственному отношению к результатам своей работы, в это время снижается тревожность и напряжённость, страх перед публичными выступлениями, у несовершеннолетних повышается самооценка. Участие в спектаклях кукольного театра помогает воспитанникам адаптироваться в новых условиях, справиться с трудностями вхождения в новый детский коллектив, улучшить эмоциональное состояние. При постановке кукольного спектакля ребята работают с куклами Петрушками.

2019 год объявлен президентом России Годом театра. Одной из основных задач проведения года театра видится возможность сделать театр частью жизни каждого из нас. Чтобы не оставаться в стороне от такого события, возникла идея расширить возможности нашего театра и внедрить в работу новый вид театральной деятельности – теневой театр.

Выбор основывался на следующем:
1. Изготовление кукол теневого театра не требует больших материальных вложений, его можно сделать из имеющихся в группе материалов.
2. Делать такой театр проще и быстрее, чем другие.
3. Теневым театром легко управлять.
Само название – «Театр теней» таит в себе загадку, притягивает к себе магией недосказанного, как и всякий театр. Театр теней по-прежнему привлекает внимание. И это в век телевидения и компьютеров!
Чтобы вдохновить воспитанников этой идеей, на формирующем этапе были проведены занятия «Виды театров», «Загадочный мир теней», были просмотрены видеоролики о теневом театре, в частности о работе театра «Петрушкин балаганчик» Андрея Левина.

Чтобы приступить к реализации создания театра теней возникла необходимость поиска новых форм работы. Одна из них – проектная деятельность. Воспитанниками был выполнен исследовательский проект «История театра теней». Работая над проектом, узнали историю возникновения теневого театра. Работая с информацией из разных источников, сделали вывод, что театр теней не столько умирает, сколько перерождается, эволюционирует. Был выполнен творческий проект «Теневой театр по сказке «Три поросенка». Через реализацию данного проекта была построена вся работа по созданию театра теней. Цель данного проекта заключалась в создании персонажей театра теней и организации театральной постановки «Три поросенка». В процессе реализации проекта воспитанники смогли окунуться в мир теней и стать его непосредственными участниками.



Важным этапом подготовки теневого спектакля стала организация большого творческого процесса, где подростки принимали активное участие. Процесс этот очень увлекательный, захватывающий. Воспитанники отнеслись к нему очень серьезно и ответственно. Реализация проекта представляла собой знакомство с принципами создания теневого театра, работу над сценарием, изготовлением кукол, декораций, разучивание ролей, подборку музыкального сопровождения, репетиции и выступление.


В имеющуюся в театре мобильную ширму, внесли небольшие изменения в конструкцию, и теперь на ней можно показывать не только кукольные спектакли с куклами Петрушками, но и показывать постановки театра теней.


Свою работу над спектаклем ребята показали малышам в библиотеке, в ближайшее время выступят перед воспитанниками младших групп в Центре.


Участие в подготовке и показе теневого спектакля стало ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками. Были созданы благоприятные условия для организации совместной деятельности, где у каждого была возможность творческого поиска, реализации своих замыслов, проявления самостоятельности. В процессе интересного, значимого для них сотворчества усваивались правила взаимоотношений и взаимодействия, воспитывалось умение видеть и слышать своих товарищей, умение подчинять свои желания интересам коллектива, сотрудничать с ними и помогать им.
В результате реализации проекта в кукольном театре появился комплект оборудования для демонстрации теневого кукольного спектакля, декорации и куклы к спектаклю. Этот вид театрального творчества привлек внимание воспитанников оригинальной и доступной техникой исполнения.


Выполненные ребятами проекты участвовали в Международном некоммерческом конкурсе просветительно-творческих проектов учащихся «Жар – птица знаний – 2019», получены дипломы 2 и 3 степени. Работы воспитанников опубликованы на сайте массовой информации «Российское просвещение», воспитанники получили сертификаты и свидетельства о публикации, благодарности.
Чтобы добиваться положительных результатов при работе с подростками, необходимо проявлять максимальное уважение к их личности, огромное терпение. Для создания системы работы с “проблемными” детьми важным элементом является метод замечания их успехов, своевременная положительная оценка результатов их деятельности. Необходимо чутко ориентироваться на реальные возможности ребят и никогда не требовать от них невозможного.
Вся проводимая работа была направлена на:
- положительный эмоциональный настрой в группе;
- развитие коммуникативных навыков;
- снижение негативного эмоционального состояния и их проявлений.
В дальнейшем использование данного вида театральной деятельности (теневой театр) можно рассматривать как перспективное направление в работе кукольного театра.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс. Теневой театр своими руками Консультация для родителей подростка Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками Интерактивные технологии в работе с трудными подростками

Похожие статьи:

Психологические особенности детей школьного возраста

Подростковый возраст. Особенности, проблемы и пути решения

Как пережить развод родителей подростку

Как подростку пережить смерть близкого человека

Конспект занятия с презентацией. Кукла-оберег Кубышка-Травница своими руками | Конспект занятия про дружбу для младших школьников
Опубликовано: 1806 дней назад (19 апреля 2019)
Просмотров: 2047
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Ирина Юрьевна Ручина # 23 апреля 2019 в 12:22 +10
Здравствуйте, Светлана Христьяновна!
Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей публикацией. Творческий доклад "Социально-педагогическая реабилитация подростков через занятия в кукольном театре" очень интересный, мне понравился. Данная публикация может быть интересна многим воспитателям и педагогам, работающим в данном направлении. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос
Светлана Христьяновна Лаптева # 23 апреля 2019 в 12:39 +5
Ирина Юрьевна, спасибо за знакомство с моей работой, комментарий и оценку!
Галина Васильевна Аникеева # 23 апреля 2019 в 20:33 +7
Благодарю за приглашение ознакомиться с вашей публикацией!Детям всегда доставляет радость при встрече с любимыми персонажами сказок. И ваша цель создания теневого театра помогла детям ещё раз соприкоснуться с любимыми сказками, где учатся дружбе, взаимопомощи и др. качествам личности! Творческим вам успехов!!!
Светлана Христьяновна Лаптева # 24 апреля 2019 в 18:57 +4
Спасибо!
Валентина Петровна Чурепкина # 23 апреля 2019 в 22:23 +7
Молодцы, Светлана Христьяновна, что поделились своим опытом работы с детьми по организации деятельности теневого театра; познакомили с результатами проделанной работы. Результаты работы - просто отличные, вы внедрили в работу новый вид театральной деятельности, вдохновили воспитанников этой идеей. Желаю продолжать работу в этом направлении! Примите мой голос + 3. с уважением, В.П.
Светлана Христьяновна Лаптева # 24 апреля 2019 в 18:58 +5
Валентина Петровна, спасибо за внимание к моей работе!
Ольга Николаевна Сибилёва # 25 апреля 2019 в 19:46 +8
Здравствуйте, Светлана Христьяновна! С интересом познакомилась с Вашей публикацией. Вы представили опыт работы, который дал отличные результаты. Это видно из материала доклада и из фотоотчёта. Довольны зрители, довольны актёры, есть награды за их труд! Желаю дальнейших творческих успехов в этом направлении.
Примите мой голос +5.
Светлана Христьяновна Лаптева # 26 апреля 2019 в 18:25 +5
Спасибо!
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 29 апреля 2019 в 18:13 +5
Здравствуйте, Светлана Христьяновна!
С удовольствием побывала в вашем театре теней! Спасибо, что делитесь опытом работы по созданию теневых кукол и постановки спектакля с ними. Театр кукол - стартовая дорожка для успешных детей. Обучение и реабилитация детворы через театр кукол всегда даёт положительные результаты. Голос! Приглашайте почаще в гости!
Светлана Христьяновна Лаптева # 29 апреля 2019 в 19:48 +3
Алена Дмитриевна, спасибо! Всегда рада видеть вас у себя на страничке!