Методическое пособие: "Умные планшеты"
Игровые планшеты для развития речевых, сенсомоторных и математических навыков у детей 4 – 5 лет групп компенсирующей направленности.
Планшеты адаптированы для объективной диагностики уровня развития мелкой моторики, психических процессов, а также математических способностей у детей, поступающих в группу компенсирующей направленности (дошкольный возраст 4 – 5 лет).
Введение:
Дошкольный период - это один из важных периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Ребёнок появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Окружающий мир богат различными сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. Несомненно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического и системного руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным.
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также развитие моторной сферы.
Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное правильное восприятие предметов окружающего мира.
Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте:
• зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны;
•возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия.
Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.
Актуальность пособия:
Актуальность данной работы заключается в том, что сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному и речевому развитию детей, динамичному развитию мелкой моторики, а в дальнейшем успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма, а главное их психоэмоциональному благополучию.
Готовясь к диагностике детей, заполнению речевых карт логопеды сталкиваются с проблемой подбора пособий и материала для выявления уровня развития мелкой моторики у детей. Обычно диагностический этап ограничивается несколькими пальчиковыми упражнениями, что даёт не полную оценку моторики и координации рук ребёнка в возрасте 4 лет. В целях улучшения и более динамичного обследования данной сферы мною были разработаны игровые планшеты для диагностики и в последствие для упражнения сенсомоторной деятельности детей дошкольного возраста 4 – 5 лет.
Новизна пособия:
Почему планшеты? Во - первых слово достаточно знакомое детям, во - вторых если применить слово в педагогической деятельности – это частая смена операционных задач, что даёт четкое определение пособия, без многословных, объёмных определений. Получение знаний с помощью рук, путём выполнения манипуляционных заданий, то есть совокупность действий рук для достижения той или другой цели.
Планшеты адаптированы для объективной диагностики развития мелкой моторики, психических процессов, а также математических способностей у детей. Педагогические данные, полученные таким образом, будут полезны для проектирования дальнейшей индивидуальной и подгрупповой работы, особенно во время адаптации вновь прибывших детей в группу компенсирующей направленности (ОНР).
Принципы организации работы:
• - принцип наглядности: обучающий материал должен вызывать у детей интерес и желание выполнять игровые задачи;
• - принцип доступности: пособие адаптировано к восприятию детей данного возраста;
• - принцип индивидуального и дифференцированного подхода: пособие ориентировано на индивидуальные особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.
Задачи пособия:
1. Формировать у детей процессы восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
2. Привлекать детей к обследованию предметов, выделению их качественных особенностей, упражнять в понимание значений слов «форма», «цвет», «материал».
3. Закреплять у детей умение самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов: в практической и познавательной деятельности.
4. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев рук с речевой деятельностью детей.
5. Развивать комбинаторные возможности, творческое воображение, логику мышления.
6. Знакомить родителей, педагогов ДОУ с внедрением методического пособия в группе компенсирующей направленности (дошкольный возраст 4-5 лет)
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическое пособие для детей старшего дошкольного возраста своими руками
Многофункциональное логопедическое пособие для развития речи у детей
Логопедическое пособие из фетра для детского сада своими руками. Радуга
Логопедическое пособие "Чей хвост, Чья морда?" из фетра для детского сада своими руками