Проект «Выращивание кристаллов из соли»
Описание: данный материал будет полезен педагогам, родителям и детям.
Введение
Кристаллы - удивительное и непредсказуемое явление природы. Размеры, цвета и формы кристаллов иногда просто поражают своей необычностью. Кажется, что кристаллы - редкое явление, но на самом деле, мы встречаем их везде на протяжении всей своей жизни. Это и снежинки зимой, и драгоценные камни в ювелирных изделиях. Мы строим дома из кристаллов, также едим кристаллы, лечимся ими, но, что самое главное – мы сами частично состоим из кристаллов. Соль, сахар, снег, лед, глина и песок, сотни других веществ – все это не что иное, как кристаллы.
Нам стало интересно, возможно ли самим в условиях детского сада вырастить кристаллы. Вот так и появился наш проект.
Актуальность исследования состоит в том, что выращивание кристаллов - увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства юных химиков, максимально безопасное; объясняется интересом образования различных по форме и цвету кристаллов в любое время года.
Цель работы: провести исследование по выращиванию кристаллов поваренной соли в условиях детского сада.
Задачи исследования:
• Проанализировать текстовый и иллюстративный материал по данной теме.
• Познакомиться со способами выращивания кристаллов;
• Обобщить полученную информацию о строении кристалла.
• Выполнить опытно-экспериментальную работу по изученным методикам.
Методы исследования:
• Накопление теоретического материала.
• Проведение опытно-экспериментальной деятельности с целью получения кристаллов из поваренной соли.
• Анализ полученных результатов исследования.
Объектом исследования являются кристаллы.
Предметом исследования – процесс кристаллизации.
Гипотеза исследования: мы предположили, что кристаллы могут появляться при создании определенных условий; значит, если изменить условия кристаллизации и растворить различные вещества, то можно получить кристаллы разной формы и цвета в условиях детского сада.
Новизна исследования заключается в представлении выработанных рекомендаций юным исследователям по выращиванию кристаллов в условиях детского сада, которые способствуют повышению интереса, активности и самостоятельности в опытно-экспериментальной деятельности, а также познания мира младшими школьниками.
В проекте участвуют: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
План работы:
1. Выбор темы проекта, целей, задач, выдвижение гипотезы.
2. Сбор информации.
3. Выращивание кристаллов.
4. Анализ полученных результатов.
1.1 Кристаллы в природе.
В недрах земли люди порой находят камни, имеющие удивительную форму – иногда кажется, что их кто-то специально выпиливал, затем полировал, чтобы они приобрели именно такую форму. Речь идет о многогранниках с плоскими гранями и прямыми ребрами. Правильность и совершенство формы этих камней, а также безукоризненная поверхность их граней часто поражают человека своей красотой. Иногда, смотря на их, нам трудно поверить, что они образовались сами без участия человека. Именно такие камни с природной, не сделанной руками человека, правильной, симметричной, многогранной формой и называются кристаллами.
Слово «кристалл» в переводе с греческого первоначально означало «лёд», а в дальнейшем «горный хрусталь». Удивительное сходство кристаллов льда и горного хрусталя было подмечено уже очень давно. В древности и в средние века думали, что кристаллы горного хрусталя и кристаллы льда – одно и то же, только лёд замерзает у нас на глазах, а горный хрусталь – лишь при особенно сильном морозе. Предполагали, что лёд становится хрусталём через тысячу лет, а хрусталь становится алмазом через тысячу веков.
Но словом «кристалл» называют не только кристаллы замерзшей воды. Почти все камни, горные породы состоят из кристаллов. Руды металлов и сами металлы, выплавляемые из этих руд, соль, сахар и многое другое вокруг нас – это все кристаллические вещества. Самые красивые среди кристаллов – драгоценные камни. Что такое кристаллы?
Кристалл — это твердое состояние вещества. Он имеет определенную форму и определенное количество граней вследствие расположения своих атомов. Частички, из которых состоит кристалл, в разных веществах выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.
Изучением кристаллов занимается специальная (очень непростая) наука - кристаллография; ее изучают в институтах и университетах, когда уже знают и химию, и физику и некоторые другие науки. Как образовались красивые кристаллы горного хрусталя, светящиеся многочисленными сколами кристаллы гипса нам с вами увидеть в природных условиях невозможно. Искусственные же кристаллы некоторых минералов ученые получают в лабораториях с помощью очень сложных приборов. Кристаллы, которые залегают глубоко в земле, являются бесконечно разнообразными. Их часто называют «цветами мира камней». Размеры таких природных многогранников достигают подчас человеческого роста. Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает нескольких метров.
Бывают кристаллы маленькие, узкие и острые как иголки, но также могут быть громадной формы, на подобии величественных колонн.
Иногда образуются дендриты - это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые.
Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Недаром постоянно можно слышать выражения: «прозрачный, как кристалл», «кристально чистый». Кристаллы могут иметь и разные размеры. Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.
Каменная соль давно и навечно вошла в жизнь человека. Мы называем ее в быту просто солью, в технике - поваренной, или пищевой, солью. Ни с чем несравнимый вкус соли человек оценил давно. В древности страны, куда ее завозили, платили цену, равную золоту: за килограмм соли – килограмм золотого песка.
Природные кристаллы всегда вызывали любопытство у людей. Их цвет, блеск и форма затрагивали человеческое чувство прекрасного, и люди украшали ими себя и жилище.
1.2 Полезные свойства соли.
Соль как антисептик предотвращает разложение и гниение бактерий. Это свойство послужило для использования соли в качестве консерванта в пищевой, кожевенной и деревообрабатывающей промышленности.
Солевые растворы применяют для очищения носа при вирусных и аллергических ринитах, воспалениях и с гигиеническими целями.
При ангине, фарингите и других воспалениях глотки, миндалин помогает полоскание раствором соли и соды. Ингаляции солевым раствором эффективны при затрудненном дыхании и отхождении мокроты. При отравлениях, интоксикации, рвоте и диарее раствор соли и глюкозы необходим организму, чтобы нормализовать солевой баланс и устранить обезвоживание. Пребывание в соляной пещере или галокамере способствует профилактике и лечению заболеваний верхних и нижних дыхательных путей, облегчает бронхиальную астму и болезни органов дыхания, вылечивает кожные заболевания, псориаз, боль в суставах и оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышая иммунитет.
2.1 Выращивание кристаллов из поваренной соли.
Удивительно, но выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних условиях и в условиях детского сада. Самые популярные вещества, из которых выращивают кристаллы дома – это поваренная соль, морская соль, сахар.
Существует всего два способа выращивания кристаллов в домашних условиях:
1. путем выпаривания воды, в котором находится вещество;
2. путем изменения температуры воды, охлаждения.
Берется нужное вещество, готовится из него перенасыщенный (концентрированный) раствор, кладется в раствор так называемая затравка, мелкий кристаллик, и путем прилипания молекул вещества на затравку кристаллик растет. А чтобы молекулы прилипали, нужно либо остужать воду, либо выпаривать (можно и то, и другое). Быстрый способ выращивания кристаллов – это медленное охлаждение раствора.
2.2 Практическая работа по выращиванию кристаллов.
Для выращивания кристаллов нам потребовалось: чистая посуда, карандаш, краситель пищевой, пищевую соль, вода, салфетка.
Условия для выращивания кристаллов.
Не допускать попадание мусора в насыщенный раствор
Отсутствие сквозняков.
Неяркий свет.
Отсутствие вибрации
Терпение
Выращивание кристаллов пищевой соли.
1. Налили горячую воду в стакан, насыпали пищевую соль в стакан и оставили минут на 5, предварительно помешав. За это время соль растворилась. Добавили ещё соль и снова перемешали. Повторяли этот этап до тех пор, пока соль не перестала растворяться. Получили насыщенный раствор соли.
2. Перелили полученный раствор в чистый стакан через салфетку
3. Приготовили затравку. Привязали ее к нитке и опустили в раствор.
4. Далее раствор поставили в темное теплое место.
5. Через 2 суток после начала опыта мы заметили, что кристалл начал расти. Маленькие кристаллики начали формироваться на пятый день.
Заключение.
Работая над проектом, мы узнали, что кристалл – это твердое состояние вещества, имеет определенную форму, цвет и определенное количество граней. Познакомились с разнообразием и применением кристаллов. Научились выращивать кристаллы, используя горячий насыщенный раствор и специальные наборы. Для выращивания кристаллов мы использовали вещества: поваренную соль и воду.
Поняли, что для появления кристалла необходимо соблюдать точные инструкции и правила техники безопасности (не растворять вещества в посуде, в которой готовят пищу) быть терпеливыми и трудолюбивыми. Кристалл может достаточно долго храниться при правильной обработке.
Из выращенных кристаллов мы изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов».
В дальнейшем результаты нашего исследования могут быть использованы на занятиях окружающего мира и в других мероприятиях.
Рефлексия
В процессе работы мы научились работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; освоили некоторые способы выращивания кристаллов, наблюдали за ростом кристаллов; усвоили основные этапы и важные правила выращивания кристаллов, изготовили наглядное пособие «Коллекция кристаллов».
В ходе работы над проектом мы нашли ответы на все поставленные вопросы, сумели вырастить кристаллы. Многим понравилось, некоторые заинтересовались нашими экспериментами. Конечно, не все было гладко. При изучении литературы возникла трудность в поиске информации в сети интернет. Помогли родители. Теперь мы знаем, как это делать. Были у нас и другие проблемы: разрушение и изменение цвета кристаллов, сросшиеся кристаллы. Но эти неудачи помогли нам понять, что мы делали неправильно.
Таким образом, мы считаем, что цель и задачи, поставленные нами в начале работы, достигнуты. Гипотеза исследования полностью подтвердилась: кристаллы многих веществ можно вырастить в условиях детского сада.
Не смотря на то, что мы научились выращивать кристаллы различных веществ, ещё столько вопросов осталось без ответа:
- Почему разные вещества дают кристаллы разной формы, а некоторые вовсе не образуют кристаллов?
- Что надо сделать, чтобы кристаллы получились большими и красивыми.
А раз остались вопросы без ответа, мы решили продолжить работу над проектом.
Мы уверены, что приобретенные знания, умения и навыки обязательно пригодятся в дальнейшей учёбе.
Наши планы:
1. Вырастить кристаллы из поваренной и морской соли
2. Из сахара
3. Собрать коллекцию кристаллов.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе «Отчего идет дождь»
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Похожие статьи:
Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края
Исследовательский проект в средней группе ДОУ
Проект в ДОУ по теме «Природа Красноярского края»
Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников
Исследовательско – творческий долгосрочный проект «Создание мини-музея «English Festivals»