Проект «Сказка к нам приходит» для детей подготовительной группы
Проект «Сказка к нам приходит» для детей подготовительной группы
Автор: Гарманова Лариса Витальевна, воспитатель МБДОУ «Ласточка» ЯНАО, город Ноябрьск
Описание: уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию публикацию проект «Сказка к нам приходит». Богатейшим источником развития фантазии, творческого воображения ребёнка является сказка. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает его речь, мышление. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. В ходе проекта мы читали и драматизировали сказки, читали стихотворения, разучивали пословицы, а главное разговаривали о самом любимом ребятишками празднике: Новый год.
Назначение: данная публикация будет интересна педагогам-дошкольникам, родителям. Материалы проекта можно применить полностью или частично в работе с детьми дошкольного возраста.
Идея проекта: Создание игровой модели, которая меняет отношение детей к празднику и позволяет ребёнку осознать свою мечту, воспитывает положительные идеалы.
Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.
Задачи проекта: Развивающие.
- Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России, учить использовать полученные знания и навыки в жизни. Познакомить с историей возникновения новогоднего праздника.
- Развивать любознательность, память, мышление, воображение; умение контролировать свои слова и действия, вести себя адекватно в различных ситуациях.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
- Продолжать развивать дружеские отношения между детьми, привычку играть, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу;
Воспитывающие.
- Формировать стремление принимать активное участие в подготовке и проведении праздника и при этом испытывать чувство веселья и радости.
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях. Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения декоративного творчества)
- Активизировать эмоциональное и речевое общение.
Ожидаемые результаты: - увеличение числа детей с положительной динамикой развития эмоционально - волевой сферы;
- увеличение числа родителей, заинтересованных в расширении у детей знаний о культуре своего народа через сказки, пословицы, поговорки, произведения декоративного творчества;
- увеличение числа детей, заинтересованных в решении художественно-творческих задач;
- развитие умения согласовывать свои действия с другими (показ сказки для малышей)
Участники реализации проекта: Кратковременный проект «Сказка к нам приходит» направлен на взаимодействие участников ВОП (дети, подготовительной группы компенсирующей направленности «Аист», родители, педагоги) по формированию у детей творческих навыков, дружеских отношений между детьми.
Этапы реализации проекта: Реализация проекта предусматривает следующие этапы развития:
I этап. Подготовительный (1-11 декабря): Чтение детской художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о предстоящем празднике.
II этап. Основной (11-25 декабря): игровые сюжеты, творческие задания, викторины, конкурсы «Друзья дедушки Мороза», «Лепим снеговика», игры, художественно-творческая деятельность.
III этап. Итоговый – 25 декабря. Показ сказки детям младшей группы
Значение результатов реализации проекта: В результате внедрения в воспитательно-образовательный процесс творческого проекта «Сказка к нам приходит» осуществляется реализация образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Критерии оценки эффективности проекта: Об успешности реализации проекта можно судить по заинтересованности детей подготовительной к школе группы и их родителей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Описание проекта.
Скоро один из самых ярких и праздничных дней в году, и все ждут его с нетерпением. Взрослые – чтоб поскорее закончить все дела в старом году и отдохнуть во время последующих новогодних праздников. А дети ждут от Нового Года в первую очередь подарков и сказочных чудес. Новый год – сколько в этом празднике доброты, радости и в то же время таинственности и сказочности!
В предновогоднюю суету в витринах магазинов появились красивые ёлки и игрушки Дедов Морозов с мешками подарков танцующие, и поющие.
Все дворы и улицы города украшены цветными огоньками. В группе мы также нарядили чудесную ёлочку, и будем водить хороводы и встречать Деда мороза.
Еще мы решили украсить участок. Развесили в беседке и на деревьях новогодние гирлянды и устроили столовую для птиц. Скоро к нам на праздник слетятся все птицы, им будет весело и сытно.
Все удивятся и скажут: «Кто это к празднику так красиво украсил участок и группу? Волшебник Дед Мороз, наверное!»
Ну и пусть так думают. Это же здорово – немного побыть Дедом Морозом. Сразу добрым себя чувствуешь, волшебным, могучим. Чужие желания можешь угадывать. И от этого становиться очень весело. Как и должно быть в Новый год!
И мы с ребятами то же решили побыть Дедом Морозом!
Каждый день один из детей становиться добрым волшебником Дедом Морозом.
«Любопытно, но факт». Знаете ли вы, что…
Новый год – первый день года, один из главных праздников у многих народов. В странах Европы начинается 1 января (в России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году).
Как называют Деда Мороза в разных странах мира?
Нет такого малыша в России, который не знал бы, кто он такой – этот Дед Мороз. Дед с посохом, в красной шубе, красной шапке, с длинной пышной бородой до пояса и мешком подарков за спиной. Образ этот знаком чуть ли не каждому с самого детства, еще со времен новогодних утренников, когда в ярко украшенном зале под пахучей елкой, увешанной гирляндами, рассказывали все новогодние стихи белобородому деду да его внучке Снегурочке. По славянским преданьям, живет Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой в глухой лесной чащобе, целый год занимается подарками и читает письма от детей, а потом за одну новогоднюю ночь разносит всем детям желанные игрушки или сладости. Сейчас официальная резиденция Деда Мороза в России – Великий Устюг. Именно туда попадают все письма с детскими мечтами. В Белоруссии это Беловежская Пуща. Белорусский Дед Мороз, кроме того, не ограничивается только красной шубой в гардеробе – у него есть и синяя, и белая, и серебристая и др., а называют его еще Дзяд Мароз
Еще один не менее популярный новогодний персонаж это Санта Клаус. Подарки он разносит и почитается в Соединенных Штатах Америки, в Канаде и Австралии. Этот пухленький старичок из рекламы кока-колы известен всем. От Деда Мороза его отличает одежда: Санта-Клаус одет не в шубу, а в короткую красную курточку, а так же красные штаны. На голове у него красный колпак, а на носу неизменные очки. Санта Клаус имеет привычку весело раскатисто смеяться («Хо-хо-хо!»), и говорить «Marry Christmas Every One!». Австралийский же Санта Клаус одет в легкие шорты и рубашку (ведь там на Рождество и Новый Год очень жарко, в Австралии это лето). Разъезжает Санта по небу на санях со свитой эльфов и подарками, в запряжены северные олени. Подарки детишкам Санта Клаус раскладывает под елку, а так же в услужливо развешанные над камином носки. В дом Санта попадает через дымоход. Живет он в Лапландии, где мастерить подарки ему помогает целая армия новогодних эльфов и других волшебных существ.
Беседы:
«Кто как празднует Новый год»
«За что я люблю Новый год?».
«Разные традиции встречи Нового года в разных странах и в России».
«Традиции новогодних поздравлений и пожеланий»:
«О чём вы мечтаете?»
«Что хотите пожелать себе и своим близким?»
«Как дарить подарки?»
«Что надо знать, когда приходишь в гости или встречаешь гостей».
Игровые сюжеты:
1.Где встречают Новый год:
Космонавты? Конечно на орбитальной станции, а может и прямо в открытом космосе.
Моряки? - на подводной лодке.
Альпинисты? - на вершине горы.
Пассажиры? - в поезде или в салоне самолёта.
2. Где можно отмечать Новый год? Например, на северном полюсе, в космосе, в Африке, Антарктиде.
3. А что если встретить Новый год в Африке? Кто там живёт? Растут ли там ели?
Поразмышляли, чем можно заменить ёлку? Оказывается пальмой, ананасом, жирафом. Представили, как украсили его мишурой и стали водить хоровод.
Речевые игры на основе детских сказок:
«Сказки «из собственного опыта»
Детям предлагается пофантазировать на эту тему, используя «историю» своего сказочного героя.
«Сказки «наизнанку»
Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Например, сказка звучит совершенно по-другому, если волк в ней будет добрый, а Снеговик – злой («Снеговик-почтовик»); У зайца избушка ледяная, а у лисы – лубяная («Зайкина избушка»)
«Сказки «задом наперед»
Рассказывание сказки начинается не сначала, а с конца. Это уже более сложная задача, но дети справляются с ней достаточно быстро. Первоначальное использование приема предполагает опору на мнемотаблицы. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.
«Сказка со «сменой места действия»
Сюжет знакомой сказки перемещается в другое время и пространство. Например, Снегурочка в Африке, Вини-Пух в космосе, три поросенка на необитаемом острове.
Непосредственно образовательная деятельность:
Развитие речи - Коллективное составление письма «Снегирю», Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк».
Ознакомление с окружающим миром - «Зима. Зимующие птицы», «Животные зимой»
Лепка - «Ёлкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки», «Ёлочка»
Аппликация - «Цветочные снежинки» (декоративная)
Рисование – «Снегири»
ИЗО + музыка – «Волшебная зимняя сказка»
«Кому зимой снег нужен?» с элементами театрализации
Экскурсия в МРЦ: занятие и мастер класс «Мишкин дом и все что в нем»
Творческие задания для детей.
Придумать и рассказать, как разные сказочные герои встречают Новый год.
Изготовить праздничные открытки, придумать подписи от сказочных героев.
Сделать подарки для любимых сказочных героев.
Придумать и сделать необычные ёлочки, вокруг которых сказочные герои будут водить хоровод.
Сочинить рассказ, сказку, историю на тему: «О чём беседуют игрушки на ёлке?»
Подобрать песни, стихи, игры, пляски и составить праздничный сценарий.
Придумать, какой подарок можно подарить Деду Морозу, Снеговику.
Викторина «Загадочная». Угадай, что за сказка.
1.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
2.
Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
3.
В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
4.
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
5.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)
6.
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)
Аукцион волшебных слов и заклинаний.
Каждый называет волшебное слово или заклинание из сказки.
«Сказочная эстафета».
«Команда по вытягиванию Репки»
Первый участник — дед — бежит до финиша и обратно, второй — бабка — присоединяется к нему, держась за талию, и теперь они бегут вдвоем. Затем присоединяется третий — внучка, а далее все герои сказки.
«Гости Теремка»
На финиш кладут по обручу — это теремок. Бежит первый участник — это «мышь». Спрашивает, кто в тереме живет, и залезает в обруч. Далее бежит второй участник — «лягушка». Вопрос: «Кто в тереме живет? ». Ответ: «Я мышка-норушка. А ты кто? ». «Я — лягушка-квакушка» и тоже залезает в обруч. И так далее: «петушок» — золотой гребешок, «ежик» — ни головы, ни ножек. Затем подбегает «медведь», берет обруч и тянет к старту. Побеждает команда, которая выразительно сыграла роли и первой пришла к старту.
Конкурс «Лепим снеговика»
Первый участник называет «зимнее» слово, например, «снежинка», второй повторяет первое слово и добавляет своё «мороз», третий повторяет предыдущие два слова и добавляет своё «холод» и т. д., пока кто-нибудь не забудет одно из предыдущих. Побеждает та команда, которая составит самую длинную цепочку.
Игра « Сказочный салат».
Вопросы « Снеговика».
Описание героя
Даем детям задание: вам будут прочитаны описания разных героев, а вы попробуйте угадать, кто это.
Какой сказочный герой живёт на крыше? (Карлсон)
Кто главная помощница Деда Мороза? (Снегурочка)
В какой сказке злая мачеха отправляет падчерицу собирать зимой подснежники?(12 месяцев)
Кто был добрым и послушным в сказке «Морозко»? ( Настенька, старикова дочь)
Как обычно любил проводить день Емеля? (лежать на печи, спать)
Вопросы « Снегурочки».
Характеры героев
Какой нрав был у мачехи Настеньки в сказке «Морозко»? (злой, нехороший, дурной)
Какой характер имеет старик практически в любой народной сказке ? (мягкий, добродушный, отзывчивый)
Какой по характеру был колобок? (веселый, задорный, шумный, искал приключения)
Каким показан заяц в русских народных сказках? (трусливым, беспомощным)
Какой предстает лиса в народных сказках? (хитрой, коварной обманщицей, которой верить нельзя)
Работа с родителями:
1.Консультация для родителей «Сказки читаем – речь развиваем!»
2. Мастер-класс «Что в мешке с подарками?», «Давайте дарить красиво!»
3. Консультация для родителей «Игры-забавы в Новый год».
4. Участие в оформлении снежного городка «Зимняя сказка»
5. Поиграйте с вашими детьми хотя бы в новогоднюю ночь!
6. Помощь в организации выставки творческих работ «Друзья дедушки Мороза»
Результат.
Показать сказку для малышей из соседней группы, в которой действующими лицами станут наши дети.
Рекомендуем посмотреть:
Эстафета по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида
Проект в подготовительной группе. Традиции и обычаи народов России
Проект в подготовительной группе детского сада. Животные жарких стран
Индивидуальный проект по сказкам для ребёнка подготовительной группы