Музыкально – педагогический проект: «Птицы – наши друзья"
Цель: в процессе музыкальной деятельности расширить представления детей о птицах.
Задачи:
1. Обогатить словарный запас детей по данной теме через песни, хороводы, игры.
2. Создать условия для развития творческих музыкальных способностей.
3. Создать условия для гуманного отношения к птицам.
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, родители и воспитанники средней группы (возраст детей 4 -5 лет)
Тип проекта: краткосрочный познавательно – творческий
Продукт проекта: итоговое музыкальное занятие «Помогите птицам».
Этапы проекта. Задачи. Мероприятия.
Деятельность педагогов. Деятельность детей. Деятельность родителей.
1.
Выбор темы (октябрь) Выявить представления детей о птицах. Проводят беседы с детьми о птицах
В процессе бесед выявляется, чем питаются птицы.
Возникает проблема: с приходом поздней осени и зимы исчезают насекомые, которыми питаются птицы.
Как живут птицы зимой?
Это и предстоит выяснить детям в ходе проекта. Они участвуют в беседах с педагогами, рассматривают тематические альбомы, наглядный материал по теме «Птицы», делятся впечатлениями и личным опытом. Родители узнают о теме проекта, вносят предложения по реализации проекта.
2.
Подготовительный этап (ноябрь) Подобрать материал по теме «Птицы» для дальнейшей работы с детьми Музыкальный руководитель: подбирает материал для музыкально – художественной деятельности детей.
Воспитатели: подбирают материал для пополнения предметно – развивающей среды группы, наглядный материал для совместной деятельности с детьми, отвечают на вопросы родителей.
Родители: совместно составляют план реализации проекта. Участвуют в беседах и дидактических играх с педагогами, рассматривают тематические альбомы, наглядный материал по теме «Птицы». Выполняют задания, данные музыкальным руководителем и воспитателями.
3. Реализация проекта (ноябрь – декабрь) Музыкальный руководитель разучивает с детьми песни, игровые упражнения по теме «Птицы».
Воспитатели помогают музыкальному руководителю в разучивании, создают условия для расширения знаний детей о птицах. Участвуют в играх, беседах, разучивают и исполняют песни, слушают музыкальные произведения.
Родители выполняют задания, данные музыкальным руководителем и воспитателями.
Готовят атрибуты для игр с детьми по теме проекта, кормушки для птиц.
4.Заключительный этап (декабрь) Подготовка и проведение итогового музыкально – познавательного занятия «Помогите птицам». Родители участвуют в итоговом мероприятии по проекту.
Музыкальный репертуар:
Муз. деятельность. Блок «Домашние птицы». Блок «Перелетные птицы». Блок «Зимующие птицы».
Пение
1.Русская народная прибаутка «Петушок»
2. «Гуси» (муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой)
3. Немецкая песня «Гусята» (перевод А. Кузнецовой, обработка Т. Попатенко)
4. «Жаворонок» (муз. и сл. М. Еремеевой)
5. Швейцарская песня «Кукушка» ( сл. Е. Манучаровой)
6. «Ласточка» ( муз. Е. Крылатова, сл. И Шаферана)
7. «Грустный журавушка» (муз. и сл. З. Роот)
8. «Журавушка» (муз. Е. Зарицкой, сл. А Вольского)
9. «Скворушка прощается» (муз. Т. Попатенко, сл. М. Ивенсен) 1. «Сини чка» (муз. С. Нисс, сл. Е. Авдиенко)
10. «Песенка синички» (муз. и сл. М. Галушка)
11. Русская нар. прибаутка «Ворон»
12. «Воробей» (муз. Н. Метлова)
Слушание
1. К. Сен – Санс «Птичник», «Куры и петух» из сюиты «Карнавал животных»
2. М. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» из цикла «»Картинки с выставки» 1. П. И. Чайковский «Песня жаворонка»
3. М. Глинка «Жаворонок»
4. К. Сен – Санс «Кукушка в глубине леса» из сюиты «Карнавал животных»
5. Журавли – журавушки» (муз. А. Перескокова, сл. С. Антоновой)
6. «Скворушки» (в обр. Л. Хисматуллиной)
7. К. Сен – Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» «Воробушек – воробей», «Воробей храбрый», «Воробей и кошка» (CD «Веселая прогулка: песни для самых маленькихП. И. Чайковского и др. рус. композиторов)
Игры
1. Подвижная музыкальная игра «Белые гуси» (муз. М. Красева[/b])
2. Польская нар. п. «Кукушка» (пер. Я. Смелянской и В. Локтева, обр. А. Сыгетинского)
3. «Синичка» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой)
4. Хороводная игра «Ворона»
Список использованной литературы и Интернет – ресурсов:
Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
(песни и ноты к ним)
Итоговое занятие по музыкально – экологическому проекту «Помогите птицам».
Тема: «Как птицам живется зимой?»
Цель: желание детей заботиться о птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о жизни птиц в зимнее время.
2. Уточнить понятия «зимующие птицы», «перелетные птицы».
3. Повторить музыкальный репертуар о птицах.
Оборудование: мультимедийный проектор и экран, презентация на тему «Птицы и звери зимой».
Ход занятия.
Музыкальный руководитель. Ребята, вот и пришла зима - самое холодное время года (на экране - зимний пейзаж).
Дедушка Мороз старается – холоду добавляет, снега насыпает. Очень холодно в лесу, но звери мороза не боятся. Как вы думаете, почему? Как они подготовились к зиме? (Ответы детей)
Белка в теплом дупле сидит и орешки грызет. Медведь в берлогу забрался да спит там всю зиму. Лиса по снегу бегает, да хвостом следы заметает. Шуба у нее меховая, толстая, теплая. Зайцы греются, прыгают через сугробы.
Рассказ музыкального руководителя сопровождается показом слайдов.
Музыкальный руководитель. Только птицы в лесу никак не могут согреться.
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
И если долго снег идет,
И долго злится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
(К. Мухаммади)
Дед Мороз пожалел птичек, посоветовал им лететь к людям. Уж они – то помогут птицам зиму пережить. Позвонил Дед Мороз в ледяной колокольчик, полетела Вьюга впереди показывать птицам дорогу в город. Мчится Вьюга и песню свою зимнюю напевает.
Музыкальный руководитель предлагает детям с помощью музыкальных инструментов показать, как летит Вьюга.
Музыкальный руководитель. Прилетели птицы в город. Скажите пожалуйста, а как люди могут помочь птицам?... (Ответы детей). Мы с вами тоже кормим птиц, насыпаем им пшено в наши кормушки. И сейчас мы споем об этом песню.
Дети исполняют песню «Мои птицы» (муз. Е Шаламоновой)
Музыкальный руководитель. К нашим кормушкам прилетает много птиц. Вот прилетел снегирь (слайд).
Проводится ритмическая игра «Снегирек» (автор М. Картушина)
Музыкальный руководитель. А вот прилетела и синичка (слайд).
Давайте поиграем с нашей синичкой – Дашей! (
Дети встают в хоровод, исполняется песня «Синичка», муз. М. Красева).
Музыкальный руководитель . А вот птица сова в город не прилетела (слайд), осталась в лесу, потому что сова – хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно. Давайте вы будете птичками, а я – совой.
Проводится народная подвижная игра «Сова».
Музыкальный руководитель. Снегирь, синичка и сова – это дикие птицы, но еще есть птицы, которые всегда живут с человеком. Какие это птицы? Как они называются? Правильно, это домашние птицы. Каких птиц вы знаете? (Слайд с изображением курицы). Да, это курочка. И мы с вами споем
песню «Цыплята» (муз. Филиппенко). Музыкальный руководитель. Еще к домашним птицам относятся и гуси (слайд). Давайте поиграем в и
гру «Белые гуси» (муз. М. Крас ева).
Музыкальный руководитель. Но вот, после долгой, холодной зимы, наконец, наступает весна (слайды с изображением весенних пейзажей).
Все животные и птицы очень ждут ее прихода. Как вы думаете, почему?
Дети. Потому что можно самим добывать себе пищу, когда растает снег.
Музыкальный руководитель. Посмотрите, а вот и воробей весело радуется приходу весны! (слайд).
Исполняется песня «Воробей» (муз. Н. Метлова).
Музыкальный руководитель. Ребята, весной прилетает много птиц – и грачи, и скворцы, жаворонки и ласточки (слайд). Как называются эти птицы?
Дети. Это перелетные птицы.
Музыкальный руководитель. Почему они так называются?
Дети. Они так называются, потому что на зиму улетают в теплые края.
Музыкальный руководитель. Итак, ребята, как называются птицы, которые остаются зимовать в наших краях? Как называются птицы, улетающие в теплые края? Как называются птицы, которые постоянно живут с человеком? Каким из этих птиц- зимующим, перелетным или домашним – особенно трудно зимой? Почему? (Ответы детей)
Ребята, я приготовила пшено и хлебные крошки, и когда сегодня вы пойдете гулять, насыпьте, пожалуйста, их в кормушки на своем участке!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по музыке в средней группе "Птицы весной"
Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной"
Экологический проект в средней группе. Зимующие птицы
Экологический проект для школьников с презентацией «Урожайные грядки»
Похожие статьи:
Метод проектов в экологическом воспитании младших дошкольников