Роль музыкальных развивающих игр в процессе формирования восприятия музыки дошкольниками.
Автор: Валитова Лариса Владимировна
Описание: в статье автор обращается к музыкальным руководителям детских садов с призывом уделить больше внимания музыкальным развивающим дидактическим играм, которых в данный момент большое множество (на выбор), как необходимому средству музыкального развития ребенка.
Цель: пропаганда музыкально-дидактических и музыкальных развивающих игр
Задачи:
- привлечь внимание педагогов к роли музыкальных игр;
- активизировать использование разных видов музыкальных игр на музыкальных занятиях;
- призвать педагогов к поискам инновационных средств для улучшения процесса восприятия музыки дошкольниками.
Игра – это эмоциональная
непосредственность мотивов,
устремленность к цели, оценка
результатов деятельности, усвоение
нового.
Г. С. Тарасов
Один из видов музыкальной деятельности дошкольника – это восприятие музыки. Ребенку нужно помочь разобраться в особенностях музыки, как вида искусства. Чтобы управлять сложным процессом восприятия, необходимы формирование у детей высших психических функций - памяти, внимания, мышления; а также разнообразные знания. Музыкальный руководитель, который развивает музыкальные способности детей, на музыкальных занятиях проводит большую общеобразовательную и воспитательную работу, которая интеллектуально и нравственно развивает дошкольников. Педагог - музыкант Б. М. Теплов отметил, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».
Одно из средств развития ребенка – музыкально-дидактические и развивающие игры, в основе которых лежат задачи развития у детей музыкального восприятия и, которые объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, ритмику и игру на музыкальных инструментах. Именно игровые действия помогают формировать у ребенка в занимательной для него форме разные познавательные процессы, слышать, различать, сравнивать свойства музыки.
Игры, придуманные взрослыми, помогают совершенствовать движения, вырабатывать у детей различные знания и умения. Это игры с правилами, в которых ребенок выполняет различные задания. В процессе выполнения этих заданий закрепляются знания, полученные из окружающей жизни, обогащается активный словарный запас, развивается связная речь, умение правильно построить предложение; воспитывается сообразительность, активизируются мыслительные процессы; формируются навыки взаимного общения.
Дидактические развивающие музыкальные игры являются не только игровым методом или формой обучения, но и средством всестороннего развития личности ребенка, так как обогащают новыми впечатлениями и открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
В процессе освоения развивающих музыкально-дидактических игр решаются многие коррекционные, оздоровительные, образовательные, воспитательные и развивающие задачи, а именно: развиваются познавательные психические процессы - память, мышление, внимание; развивается способность эмоционально сопереживать в процессе восприятия музыки, развивается интерес к музыкальной игровой деятельности, совершенствуются игровые умения и навыки, развиваются музыкальные способности ребенка и его музыкальность в целом, развиваются творческие способности, дети овладевают двигательными, интеллектуальными, сенсорными способностями, навыками взаимодействия.
С помощью введения музыкальных игр на занятиях у детей появляется устойчивый интерес к музыке, развивается звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух. Дети в доступной игровой форме получают представление о музыке, ее выразительных возможностях.
Таким образом, музыкально-дидактическая развивающая игра способствует более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства.
Хочется отметить, что только при комплексном характере решения задач развития музыкальности ребенка, педагогического мастерства, условий и методов воспитания, системности и постоянства осуществляемой работы, пронизывающей всю среду жизнедеятельности ребенка, взаимодействия специалистов ДОУ и родителей, музыкальная развивающая игра будет выступать эффективным средством развития музыкальных способностей ребенка.
Литература:
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М, - Л., 1947
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. Садов. – М.: Просвещение, 1986. – 144с.
Анисимова Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96с.
Иванова Е. И. «Дидактические игры с детьми дошкольного возраста» («Дошкольная педагогика» №7/ 2012)
Мисник Л. В. «Организация музыкально-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста» («Дошкольная педагогика» №4/2010)
Рекомендуем посмотреть:
Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ
Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста
Здоровьесбережение в музыкальном воспитании детей дошкольников
Аналитическая справка о деятельности музыкального руководителя ДОУ
Похожие статьи:
Ознакомление детей с предметным миром в разных возрастных группах