Конспект урока для 1 класса на тему «Красота любимого города»
Тема урока: Красота любимого города
Цель:
- познакомить с происхождением российских географических названий,
- пробудить интерес к истории родного края;
- расширить информативные сведения о городе: достопримечательностях; воспитывать любовь к родному городу, чувство патриотизма.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Уметь оформлять свою мысль в устной и письменной речи
1. Организационный момент.
-Здравствуйте дети
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Улыбнулись все учтиво
Тихо сели, спинки прямо
Вижу: класс наш-хоть куда
Мы начнем урок, друзья.
-Сегодня урок проведу я, Лия Линаровна.
2. Мотивация к учебной деятельности
На прошлом уроке вы прошли темы, Мы в селе и в городе, сейчас мы проверим, как вы усвоили тему. У вас на партах листы, на которых написан тест . Вам необходимо выбрать правильный ответ.
1. Какой это населенный пункт?
В нем много улиц и высоких домов, много магазинов.
А) Город Б) Село
2. Что НЕ является признаком города?
А) Большие многоэтажные дома В) Мало улиц , есть ферма, скотный двор
Б) Много улиц, есть фабрики и заводы Г) По улицам движутся автобусы и троллейбусы
3. Что НЕ является признаком села (деревни)?
А) Невысокие дома В) Жители занимаются разведением домашних животных
Б) Есть ферма, скотный двор Г) На улицах много автомобилей, трамваи.
4. Какая фотография сделана в селе?
-Проверим. Обменяемся листочками с соседом.
Итак первое задание. Ваш ответ: А.В.Г.1
Если ответ правильный ставим+ а если допущена ошибка -. После проверки передаем задания, на первую парту вашего ряда.
3. Актуализация знаний.
На доске зашифровано слово, давайте разгадаем. 4…16…18..16..5… ( ответ : Город)
– На свете много разных городов,
Красивых и изысканных домов,
Соборы, церкви, галереи,
Кинотеатры и музеи.
Нас привлекает заграница
И златоглавая столица.
Но сердце учащенно бьется,
Когда домой оно вернется.
-А что для вас является домом? ( ответы: место, где мы родились, родина, наш город)
Для многих из нас домом является наш город, то место где вы родились.
-Ребята, а давайте смотря, на эти картинки попробуем определить тему нашего урока. Кто как считает?
– Правильно, тема нашего урока
“ Красота любимого города”
- Что бы вы хотели узнать о нашем городе?
Сегодня на уроке мы узнаем:
1. Как появился город?
2. Почему он так называется?
3.Какие есть символики у нашего города?.
4. Яркий праздник нашего города.
5..Какие достопримечательности есть в нашем городе?
4. Изучение нового материала
Итак ребята, города появлялись не сразу. Давайте перенесемся в далекое прошлое и посмотрим: как выглядели первые поселения на Руси.
-Сейчас я вам прочитаю историю, а вы внимательно слушайте.
В старину Русь называли страной городов. Слово «город» означало «огороженное место». Обычно на холме, около реки возводились деревянные дома , которые защищали жителей от врагов. В центре города строилось дополнительное укрепление – Кремль. На рис 8. Город Ростов.
Жили люди в землянкях, которые были выкопаны в земле.. На смену им пришли избы. Их рубили из дерева, так как кругом были леса. Вместо тесных землянок люди делали теплые надежные избы, сараи, помещения для скота, бани. Строили топорами, пилами и ножами. Раньше строили вообще без гвоздей, укладывая бревна одно на другое.
Со временем человек придумал новые строительные материалы – стекло, бетон, кирпич, металл, пластмассу. Построенные деревни разрастались, дома становились многоэтажными, улицы покрылись асфальтом, и деревни превращались в села, а некоторые из них становились городами.
- А сейчас проверим как вы внимательно меня слушали.
1) Как назывались дополнительные укрепления в центре города?
2) Какие строительные материалы придумал человек?
3) Что еще узнали из текста?
-Вы большие молодцы.
Внимательно слушали меня.
5. Физкультминутка
Вышел зайчик
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
6. Продолжение темы
Рассмотрим фотографии в учебнике на с.8.
Что вы на них видите?
- Докажите. Почему вы решили, что на фотографиях города?
- Научимся правильно произносить их названия. (Читаю сама, хором.)
- Зачитайте, где находится город Владивосток.
- А Ростов Великий?
- Где расположен город Белгород?
- На каких реках построен город Омск?
- Какой город находится в горах Западного Саяна?
-Сравните эти города. Какой город произвел на вас впечатление?
-Что вам показалось особенно красивым?
-Можно ли сказать, что красив только один город?
-Тогда какой же можно сделать вывод?
- Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на с. 9.
- Как вы думаете о чем говорят эти слова?
- Ребята а в каком городе мы живем?
- Ребята а как же получил наш город свое имя, ведь мы говорили, что город –словно человек. Зовется особым именем.
-Внимательно меня послушайте, сейчас я вам расскажу, откуда же пошло название Набережные Челны.
А потом я задам вам вопросы.
Первоначальное название Набережных Челнов –Чаллы. Слово «чал» по-булгарски означало камень, а старое тюркское слово «чаллы»
означало огороженное каменной постройкой место — крепость.
А так как в районе Набережных Челнов река очень каменистая, поэтому город и назвали так. А набережным он называется, так как город находится на берегу реки Кама.
- Кто из вас ответит, как первоначально назывался наш Город?
- Давайте сравним, как выглядел город раньше, и как он выглядет сейчас.
- Чем отличается современный город?
- Каждый город имеет свой герб и гимн ведь они являются главной красотой каждого города. У нашего города тоже есть символы. Это герб и гимн.
- Ребята, а какой же герб нашего города? Главная фигура герба – челн указывает на название города, делая герб гласным. В геральдике такой прием создания герба считается классическим.
Челн – символ неустанного движения вперед, преодоления преград, укрощения стихии и средства достижения цели.
Носовое украшение в виде девичьей головы показывает образ женщины как символ домашнего очага. Полный парус говорит о попутном ветре, об удаче и успешности во всех начинаниях.
Серебряные волны символизируют реку Кама на берегах которых расположен город.
Золото символизирует прочность, величие, богатство.
Серебро – символ чистоты и взаимопонимания.
Лазурь (синий, голубой) – символ истины, чести и добродетели.
Зеленый цвет символ здоровья, весны, роста и обновления.
красный цвет – символ труда, мужества, жизненной энергии, красоты, праздника.
На столах у вас лежат Флаг нашего города, но вам нужно его раскрасить .
Посмотрите на доску и постарайтесь так же красиво раскрасить.
Ваше время прошло. Посмотрим, что же у вас получилось.
- Первый ряд выйдите к доске и покажите что же у вас получилось.
-Как же вы красиво раскрасили. Молодцы.
- Второй ряд.
-Третий ряд.
- А второй символ нашего города это гимн. Сл. Людмилы Дорженковской
Муз. Нияза и Лилии Тархановых Сейчас я вам прочитаю его, а потом мы его прослушаем. На столах у вас есть слова, если вы сможете то тоже подпевайте.
ГИМН НАШЕГО ГОРОДА.
Как чудесный корабль, выплывают Челны,
Парусами взметнув, свои белые башни.
Он прекраснее всех, город нашей судьбы,
Здесь причал всех надежд, и любви светлой нашей.
Город надежд, город ветров,
Город-мечта из сбывшихся снов.
Город, который построили мы -
Наши Челны, Наши Челны.
Распахнули проспекты объятья свои,
И знакомые песни, ветра напевают.
Самый мирный из всех, город нашей судьбы,
Из цветочных узоров, наряд примеряет.
Кама гладит волной золотые пески,
Время новые звезды для нас зажигает.
Самый лучший из всех, город нашей судьбы
Как счастливые рельсы, нас в жизнь отправляет.
Ребята а какие праздники празднуют в нашем городе? (перечисляют) Но все эти праздники есть во всех городах, а этот праздник только в некоторых городах.( День цветов)
А когда он у нас отмечается?
-Кто из вас был на этом празднике? Что вы там видели? Кто хочет нам рассказать?
- А те кто не был внимательно послушайте своих одноклассников.
(Этот праздник проводится в последние дни лета 29-30 августа, на площади Азатлык. На мероприятие приезжают гости со всех уголков страны и даже из-за рубежа. Это мероприятие является обширным, его посещают ежегодно тысячи людей, среди которых очень много туристов. Организаторам удается создать настоящую цветочную феерию: превосходные композиции из цветов, всевозможные панно, живые композиции и новинки ландшафтного дизайна, на сцене можно участвовать в разнообразных конкурсах и наслаждаться праздничной программой. На праздничной площадке можно встретить различные композиции, которые представлены в виде фигурок сказочных персонажей, героев мультфильмов, варианты букетов, картины, созданные из живых цветов.)
- А что еще интересного есть в нашем городе.? Ребята, представьте, что к вам приехали гости из другого города. Какие самые красивые места в Набережных Челнах вы бы им показали?
_ Ой, сколько красивых мест вы знаете, молодцы. Все, что вы перечислили, называется достопримечательности.
- Ребята, посмотрите насколько красивые эти сооружения.
Но к сожалению у нас перепутались названия , кто хочет расставить правильно название достопримечательностей.
- Бизнес- центр(Тюбетейка)
-Дельфинарий
- Памятник первостроителям КамАЗ
-Храм Косьмы и Дамиана
- Мечеть
- Парк Победы
-Бульвар Энтузиастов
-А теперь проверим, если мы считаете то что название подобрано правильно, то хлопаете, если же допущена ошибка то топаете.
Сейчас я вам прочитаю интересные факты о достопримечательностях нашего города.
Знали ли вы что: Самая недооцененная из достопримечательностей Набережных Челнов – гостиница «Сити-центр», известная в городе как «Тюбетейка». Имя свое она получила исходя из того факта, что ранее ее верхняя часть была окрашена в расцветку флага, как тюбетейка. «Сити-центр» – это небоскреб высотой в 24 этажа в центральной части города, его видно практически из любой точки.
-Парк Победы окружен четырьмя улицами: проспект Мира, проспект Вахитова, Цветочный бульвар и Автозаводский проспект.
-Величественный мемориал посвящён памяти жителей города, павших на фронтах Великой Отечественной. На траурной стене выбиты фамилии 6805 человек, не вернувшихся с войны.
Родина-мать напоминает птицу-Феникс.
-В дельфинарии Почти ежедневно проводятся шоу с участием дельфинов, белухи, морских львов и котиков. Некоторые артисты приезжают на гастроли, а некоторые давно стали постоянными обитателями дельфинария и уже трижды приносили потомство. Каждый раз в прессе объявляется конкурс на лучшее имя для дельфинят. Так что можете попробовать поучаствовать.
8 Подведение Итогов.
Ребята, в чем же заключается красота нашего города?
- Какие красивые места есть в нашем городе?
9. Рефлексия.
Мне запомнилось ….
Мне было трудно…
10. Домашнее задание: Нарисовать рисунок на тему : « Красота города, моими глазами»
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению для 2 класса
Конспект урока краеведения в 3 классе
Развитие познавательного интереса у младших школьников
Игра по краеведению для школьников
Похожие статьи:
Тематическое планирование факультативного курса «Экология и краеведение», 3 класс
Краеведческий материал на уроках окружающего мира