Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование патриотизма учащихся через чувство прекрасного на уроках ИЗО

Доклад выступления на РМО "Формирование патриотизма учащихся через чувство прекрасного на уроках изобразительного искусства"
Автор: Александрова Лилия Ахмадхановна, учитель русского языка и литературы
Место работы: МБОУ СОШ с.Шушнур Краснокамского района Республики Башкортостан.
Доклад "Формирование патриотизма учащихся через чувство прекрасного на уроках изобразительного искусства".
Описание материала: Данный материал может быть использован учителями изобразительного искусства, так же статья заинтересует , кто работает в школе.
Цель: Формирование патриотизма учащихся через чувство прекрасного на уроках изобразительного искусства, воспитание любви к родному краю.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России во все времена.
Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое должна сделать школа: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Основной задачей патриотического воспитания средствами изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.
Основной образовательной целью занятий по изобразительному искусству является развитие у ребенка художественных способностей, умения видеть, переживать, сопереживать, отражать свой внутренний мир, явления окружающей действительности через художественный образ, изучение творчества художников.
Воспитательные задачи состоят в том, чтобы воспитывать духовно-нравственные качества, а также любовь и бережное отношение к природе путем целенаправленного и организованного обучения.
Развивающие цели и задачи состоят в том, чтобы научить учащихся понимать красоту, развивать чувства прекрасного, научить верно, ориентироваться в окружающем мире, отличать истинно прекрасное от мнимо красивого, расширять кругозор.
Содержание занятий нацелено на формирование культурно – творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через изучение творчества русских художников и собственное творчество. Связь искусства с жизнью, роль его в повседневной жизни – основной стержень занятий, который решается в форме беседы.
Искусство – это особый мир прекрасного. Природе здесь принадлежит весьма важное место, поскольку прекрасное в природе всегда перед глазами. Роль художника – помочь увидеть эту красоту.
Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении всего учебного процесса. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства, где большое внимание уделяется знакомству с жизнью и творчеством художников19-20 века.Духовное ощущение природы невозможно отделить от нравственных и патриотических чувств человека. Трудно найти грань, где кончается эстетическое переживание и начинается нравственное, потому что разрушение красоты живого не может не вызвать чувства сострадания, жалости, желания помочь. Это желание помочь, защитить, внести свой вклад, вложить в него душу и есть проявление патриотизма.Для познания и более эмоционального восприятия природы совместно с другими учителями организовываем экскурсии, чтобы ученики все сами увидели и навсегда полюбили. После экскурсий остается много впечатлений, воспоминаний, которыми хочется поделиться. И мы делимся ими: рисуем, организовываем выставку рисунков "Мой край родной", которая является неотъемлемой частью при проведении декадника истории и культуры Башкортостана, выпускаем красочные стенгазеты, организуем выставку фотографий, высказываем свои впечатления.Во время таких путешествий дети не только общаются с природой, но и видят красоту, в результате развивается наблюдательность, формируется чувство ответственности, бережное отношение и любовь к природе.
Говоря о красоте природы, всегда обращаю внимание на ее ранимость, учу правильному поведению на природе. Даю задание на дом нарисовать плакат "Правила поведения в природе". Нынче участвовали на конкурсе плакатов, посвященных охране природы.
При изучении темы «Краса земли родной» предлагаю учащимся выполнить творческую работу на тему: «Люблю березку русскую». Ребята рисуют рисунки, выражают свое трепетное отношение к березе, тем самым выражая любовь к Родине.Под звуки плавной музыки "Шум леса" читаю стихотворение Смирнова:
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм -
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.

Так я начинаю урок по теме: «Пейзаж-настроение. Природа и художник» в 6 классе. «Как прекрасна природа, посмотрите на ее красоту, на леса, поля, горы и реки» - говорю, обращаясь к выставке рисунков и фотографий. Обращаю внимание детей на то, что человек - часть природы, но это одухотворенная ее часть. Духовные потребности человека тесно связаны с осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы. Далее привожу примеры о роли природы в жизни и творчестве И.И. Шишкина, И. И.Левитана. Показывая красоту природы, подвожу детей к проблемам экологии. «Внимание, над живой природой нависла смертельная опасность! Почему?..» Ребята приходят к выводу, что все, что нас окружает, все, что стало родным с детства, может исчезнуть, если не заботиться и не беречь. Такие уроки повышают интерес не только к изобразительному искусству, но и помогают всестороннему развитию личности школьника, воспитывают любовь к Родине через красоту природы. Когда видишь красоту вокруг, появляются возвышенные чувства и строки сами собой складываются в рифму.
Башкирия, знаешь, сердечко щемит,
Когда о тебе говорю я.
И горы твои, и равнины твои
Бескрайне, бескрайне люблю я!

В строчках стихотворений, которые сочинили ученики, прослеживается любование красотой природы и истинная любовь к ней.
Приучаю к творческому поиску своих учеников. Во время выполнения творческой работы проявляются индивидуальные особенности учеников, появляется интерес к открытиям, исследованиям. Ученики выбирают задания по душе: кто-то делает фотографии, кто-то рисует пейзажи, но каждая работа - творчество, в каждую работу вложена душа ребенка.
Патриотизм проявляется не только в любви к красоте родных мест, но и в заботе о будущем страны, в сохранении памяти о прошлом своей земли. Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому темы творческих заданий «о доблести, о подвигах, о славе» всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.
К истокам возникновения нашего Отечества относят учащихся такие творческие задания как, «Образы русских богатырей», «Древние города нашей земли» - 4 класс, где использую тоже иллюстрации русского художника Виктора Васнецова урок, посвященный образам русских богатырей, я начинаю, так: «Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом Отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. Узнали ли вы, о какой картине идет речь?» Провожу беседу по образам картины и затем предлагаю выразить свое отношение и фантазию по теме урока.
Каждый учитель изобразительного искусства не может в своей работе обойти вниманием такие серьезные и трудные темы, как День Победы, День защитника Отечества. Обучающиеся всех возрастов активно принимают участие в конкурсах рисунков на военную тему, создают сюжетные композиции. В идеале было бы неплохо, чтобы каждый подрастающий гражданин России постоянно углублял собственные знания об армии своего Отечества. Ведь россиянам есть чем гордиться! В багаже их побед – борьба с татаро-монгольским нашествием, подвижничество русских людей в период Петровских реформ, патриотизм во время Наполеоновского нашествия, массовый героизм на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны, современные обстоятельства, формирующие новое поколение героев. Все эти события находят свое отражение в художественных произведениях, изучаемых в рамках предмета изобразительного искусства.
При изучении искусства и культуры русского народа нельзя обойти вниманием такую тему как российская государственная символика. Изучение геральдики, эмблемы древнерусского дворянства необходимо связать с символами современности. Обучающиеся обязаны усвоить как должное, что подобно любому другому народу, россияне с уважением относятся как к современным, так и историческим символам своего Отечества. Все это мы с ребятами изучаем на уроке в 5 классе «О чем рассказывают гербы». Сейчас становится традицией проведение конкурса на лучшее знание государственной символики России и Республики Башкортостан, который проходит у нас в школе. Наши ученики с удовольствием участвуют в нем и занимают призовые места.
Думаю, что это результат целенаправленной работы по: развитию эстетических чувств; формированию патриотизма через любовь к красоте окружающей природы, красоте родного края.
Жизнь покажет, какими хозяевами страны будут наши нынешние школьники. Но думаю, если дети с удовольствием выполняют творческие работы, любуются красотой, гордятся своей страной, берегут природу, значит можно быть спокойным за будущее России.
Благодарю за внимание.
С уважением Александрова Лилия Ахмадхановна.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование патриотизма и гражданственности у школьников Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников Методический сборник по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы гордимся Россией Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации

Похожие статьи:

Классный час для 6-7 класса. Афганистан

Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг

Внеклассное мероприятие «Великие люди России»

Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»

Агитбригада по патриотическому воспитанию. Памяти участникам войны

Опубликовано: 3293 дня назад (23 марта 2015)
Просмотров: 6980
+6
Голосов: 6
Розалия Рафаэльевна Исляева # 23 марта 2015 в 21:23 +2
Патриотическое воспитание и гражданское становление детей в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Наличие чувства любви к своей Родине и его осознанность имеет большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Вы проводите очень значимую и правильную работу! И так хорошо описали ее в своем докладе. Мне было очень интересно прочитать его и кое-что взять для себя! спасибо за ваш труд! Голосую!
Лилия Ахмадхановна Александрова # 24 марта 2015 в 12:38 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Лилия Ахмадхановна Александрова # 24 марта 2015 в 12:39 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Лилия Ахмадхановна Александрова # 24 марта 2015 в 12:39 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Лилия Ахмадхановна Александрова # 24 марта 2015 в 18:39 0
Я выражаю большую благодарность за ваш комментарий.Рада, что моя работа кому-то понравилась и принесла пользу.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 24 марта 2015 в 16:48 +2
Поздравляю вас с дебютной публикацией на нашем Портале!
С большим интересом прочитала ваш материал, где вас полностью поддерживаю, всё точно подмечено в выступлении.
Что же касается оформления публикации, присутствуют неточности, уверена, которых вы не допустите в будущих работах:
- перебор со шрифтом Н2 и В в начале публикации;
- в самом тексте шрифтом В можно было бы выделить стихотворения.
Желаю вам творческого вдохновения и новых работ на Портале!
С уважением, Т.Н.
Лилия Ахмадхановна Александрова # 24 марта 2015 в 18:34 +1
Спасибо большое за внимание, рекомендации, как говорится "первый блин комом" вышел.Я с вами согласна.
Сафронова Татьяна # 24 марта 2015 в 18:17 +1
А мне понравился язык вашего изложения материала. Удачи в конкурсе и добро пожаловать на такой сайт!!!!
Лилия Ахмадхановна Александрова # 24 марта 2015 в 18:35 0
Спасибо большое.
Антонина Михайловна Юмашева # 24 марта 2015 в 20:23 +1
Добрый вечер, Лилия Ахмадхановна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей публикацией, поздравляю вас с дебютом! Воспитание патриотических чувств важное и актуальное направление в воспитании подрастающего поколения и должно проявляться не только в любви к красоте, но и в заботе о будущем страны, в сохранении памяти о прошлом своей земли. Я согласна с Вами, что основной задачей патриотического воспитания средствами изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей, научить учащихся понимать красоту, развивать чувства прекрасного, отличать истинно прекрасное от мнимо красивого, расширять свой кругозор. Материал мне понравился! Желаю Вам удач, примите мой голос! С уважением А.М.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 24 марта 2015 в 21:22 +1
Добрый вечер, Лилия Ахмадхановна, спасибо за приглашение. Тема патриотического воспитания - актуальный материал для формирования мировоззрения подрастающего поколения. В изобразительном искусстве она касается любой темы: начиная с изучения фольклора, мифов, легенд, природы родного края, устройсва русской избы, русского национальногоьт костюма и т.д. Ей пропитана программа Б.М. Неменского, в основе которой лежит концепция формирования художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношения, понимаемой как культура эмоционально-ценностных стимулов жизнедеятельности, выработанных историей поколений.
Творческих Вам учпехов и удачи! Голос!
Лилия Ахмадхановна Александрова # 25 марта 2015 в 05:50 0
Спасибо большое за отзыв,я согласна с вами, что программа Б.М.Неменского пропитана темой патриотизма, согласна полностью.
Ермакова Наталья Александровна # 9 февраля 2016 в 12:47 0
Здравствуйте, Лилия Ахмадхановна! Поздравляю с первой и очень интересной публикацией на сайте! Прекрасная и нужная тема, с удовольствием голосую!