Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока ИЗО, 6 класс. Скопинская керамика

Конспект урока по изобразительному искусству «Скопинская керамика» 6 класс. урок 1
Автор: Абрамова Лилия Анатольевна - учитель ИЗО МБОУ Ижевской СОШ имени К.Э. Циолковского
Тип урока: комбинированный
Цель: Выполнение линейного рисунка Скопинской керамики
Задачи:
• организовать получение новых знаний путём анализа материалов презентации;
• учить компоновать составные части Скопинских сосудов.
• развивать умение анализировать художественные произведения;
• развивать наблюдательность, внимание при выполнении теста на реконструкцию последовательности выполнения Скопинской керамики;
• активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественной задачи – скомпоновать симметричную форму и лепной орнамент.
• поддерживать интерес к художественным профессиям, в частности художника-гончара.

Методы проведения: беседа, анализ керамических изделий на выявление характерных особенностей изделия, жанра и типа орнаментна; активизация знаний при помощи теста на определение последовательности выполнения гончарного изделия, упражнение на идентификацию Скопинских изделий, демонстрация профессионального уровня.

Оборудование для учителя: фрагменты керамики; оригинальные Скопинские изделия; распечатки с опорными глаголами (для постановки задач); распечатки с упражнением по восстановлению последовательности выполнения керамических изделий, таблицы с изображением Скопинских изделий; презентация; проектор; мел; доска.

Оборудование для учащегося: распечатки с опорными глаголами (для постановки задач) распечатки с упражнением по восстановлению последовательности выполнения керамических изделий,
альбом, карандаш, ластик.

План урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация. Вызов.
3.Объявление темы. Постановка цели и задач урока
4. Осмысление. Изучение нового материала.
4.1. Приём «Корзина идей»
4.2. Исторический экскурс
4.3. Анализ Скопинской керамики - просмотр презентации
4.4 Реконструкция технологии промысла (групповая деятельность)
4.5. Идентификация
5.Самостоятельное выполнение творческой работы
6.Рефлексия. Подведение итогов
7.Объявление домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация. Вызов
Предлагаю вам всем подойти ко мне и рассмотреть представленные объекты. Что это такое? (Фрагменты керамических изделий)

На территории Рязанской области проводятся археологические раскопки, которые дают нам большой и интересный материал. По находкам можно судить о ремёслах наших предков. Оказывается, в Рязанской области во многих районах были гончарные мастерские по выполнению бытовой посуды.
Но на сегодняшний момент остался только один центр художественной керамики, изделия которого широко известны не только по всей России, но и за рубежом.
Предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию на завод художественной керамики города Скопина.
3. Объявление темы, постановка цели и задач урока
Тема сегодняшнего урока «Скопинская керамика». Давайте попробуем поставить перед собой цель сегодняшнего занятия. Цель - это желаемый результат. (Выполнение линейного рисунка Скопинской посуды).
Для этого нам необходимо решить ряд задач. Задачи - это планируемые действия, для реализации цели. Попробуйте сформулировать задачи с помощью опорных глаголов:
• изучить;
• узнать;
• выяснить;
• проанализировать;
• научиться;
• разобраться;
• свой вариант
(дети формулируют задачи, учитель фиксирует их на доске)
4. Осмысление. Изучение нового материала
4.1 Прием «Корзина идей, понятий
Друзья, что вам уже известно по теме урока? Вы можете обменяться мнениями с соседом по парте. Назовите какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяйте ранее сказанное.
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзине» (без комментариев) Все ошибки, которые, возможно, оказались в «корзине», исправляются далее по мере освоения новой информации.
Я предлагаю вам расширить имеющиеся знания.
4.2 Исторический экскурс
В 90 км от Рязани находится старинный русский город Скопин. Гончарный промысел появился здесь в 17 веке. Это были нехитрые неглазурованные бытовые предметы, нужные в каждом хозяйстве - крынки для молока, горшки, кувшины, миски, черепица для крыш и кирпичи.
А как вы считаете, почему именно в Скопине появился этот промысел?
(Именно там есть богатые залежи хорошей глины)
4.3 Анализ Скопинской керамики - просмотр презентации
(Во время объяснения ребята просматривают слайды презентации)






Но всероссийская известность пришла к Скопинскому промыслу во 2-ой половине 19 века. Связано это с производством фигурных многоярусных сосудов, подсвечников, квасников украшенных сложной лепкой в виде мифических героев: драконов, сказочных львов, кентавров, сирен-русалок, птицы - Сирин, а также с фигурами рыб, птиц и домашних животных.
Особенно любимым был образ легендарной птицы Скопы, от имени которой и пошло название города.
(Учитель демонстрирует оригинальные Скопинские сосуды)

Всю композицию дополняют волнистые линии, круги, спиральки, сделанные при помощи заострённых палочек, штампиков.
Скопинским мастерам удалось добиться яркого разнообразия глазури: коричневой, зелёной, жёлтой.
Эти существа - сосуды можно рассматривать по кругу, с удивлением открывая для себя новые детали.
Что же является характерными особенностями Скопинской керамики? (лепной орнамент в виде зверей, разноцветная глазурь)
В каком жанре выполнены эти работы? (анималистический и мифологический)
Какой орнамент дополняет лепные фигуры? (геометрический)

4.4 Реконструкция технологии промысла (групповая деятельность)
Технология выполнения Скопинской керамики достаточна трудоёмка. Попробуйте правильно выстроить последовательность выполнения керамических изделий:

1. При помощи деревянного гребешка или палочки процарапывают волнистые линии, спиральки, ломаные линии, дуги, кружочки;
2. Отдельно лепят сказочные фигуры и прикрепляют их к основной форме при помощи жидкой глины;
3. На гончарном круге выполняют основную форму;
4. Обжигают изделия при температуре 600 градусов;
5. Сушат изделия;
6. Покрывают изделия глазурью (далее обжигают при температуре 1000 градусов).
Каждая группа называет поочерёдно этапы выполнения. Учитель более подробно объясняет с показом изображения в презентации
1. На гончарном круге выполняют основную форму (Здесь представлены ручной, ножной и электрический гончарные круги);


2. Отдельно лепят сказочные фигуры и прикрепляют их к основной форме при помощи жидкой глины (при помощи мокрой тряпочки сглаживают швы);

3. При помощи деревянного гребешка или палочки делают волнистые линии, спиральки, ломаные линии, дуги, кружочки (которые имитируют перышки, чешую, волны и др.);

4. Сушат изделия (при комнатной температуре или в специальных сушилках)

5. Обжигают изделия при температуре 600 градусов (с плавным набором температуры и снижением, в течение нескольких часов);

6. Покрывают изделия глазурью (измельченный стеклянный порошок с добавками, разведённый до консистенции сметаны, с дальнейшим обжигом при 1000 градусов, когда крупинки не закипают, а плавятся, образуя стеклянную поверхность).

4.5 Идентификация
На столе представлено несколько керамических изделий. Проанализируйте форму и найдите лишний объект.
(дети по характерным особенностям узнают Скопинские сосуды и находят лишний объект)
5. Самостоятельное выполнение творческой работы
Наше творческое задание: выполнить линейный рисунок Скопинской керамики.
Обратите внимание на таблицы, которые находятся на доске. На них можно опираться, но дополнять своими образами.



Будем работать согласно следующей последовательности действий:
1. Определить положение формата, согласно задумке;
2. Найти середину листа и провести вертикальную линию.
3. Построить симметричную форму сосуда
4. Придумать и дополнить рисунок сказочными образами в виде носика или ручки.
5. Дополнить изображение геометрическим орнаментом
(Учитель делает обходы, на доске демонстрирует профессиональный уровень)
6. Рефлексия. Подведение итогов
Друзья, давайте обратимся к цели и поставленным задачам в начале занятия. Смогли мы их реализовать?
(Учитель озвучивает задачи, и после согласования с детьми отмечает на доске выполненные)
7. Объявление домашнего задания
• Завершить линейный рисунок Скопинской керамики;
• Выполнить мини сообщение об одном из мифологических героев Скопинских произведений (Птица-Сирин, Кентавр, Дракон, птица Скопа, Сирены)
• Принести акварель, кисти
Детские работы:




Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока ИЗО для 6 класса "Натюрморт в графике" Урок ИЗО в 6 классе. Вырастить мечту Конспект урока ИЗО в 6 классе. Стихия моря в творчестве художников Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Участник №155 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Акварель по мятой бумаге. Мастер-класс Цветы
Опубликовано: 3562 дня назад (22 февраля 2015)
Просмотров: 9891
Рубрика: Конспекты
+4
Голосов: 4
Ольга Гивиевна # 23 февраля 2015 в 04:04 0
Лилия Анатольевна,здравствуйте!Замечательный урок.Урок построен по новым требованиям ФГОС. Интересный и доступный. Голосуем за Вас. Желаем успехов!