Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе
«Новые условия требуют новых путей решения».
Н. Рерих

Введение
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому в арсенале инновационных педагогических средств и методов главное место занимает учебная исследовательская деятельность.
Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы.
Цель работы: анализ организации проектно-исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста, обобщение педагогического опыта по данной теме, апробация роли учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Гипотеза исследования – при обучении младшего школьника использование проектно – исследовательской деятельности, которая стимулирует развитие познавательной активности, при условии, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- активность воспроизведения знаний будет характеризоваться стремлением обучаемого понимать, запоминать, воспроизводить знания, овладевать способами применения знаний в измененных условиях;
- творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
- педагог будет понимать значимость использования проектно-исследовательской деятельности обучения в целях развития и воспитания младших школьников, владеть технологией включения активных методов проектов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.

Задачи работы:
1. Распространить и внедрить в педагогическую практику технологию организации проектно-исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста;
2. Дать характеристику проектной - исследовательской деятельности, познакомить с психолого-педагогическим обоснованием проектно-исследовательской деятельности;
3. Познакомить с основными подходами к проектно-исследовательской деятельности и развитием исследовательских умений;
4. Показать значимость исследовательских умений в развитии детей.

Данная работа, «Развитие проектно-исследовательской активности школьников в процессе обучения», является результатом обобщения педагогического опыта по организации исследовательской деятельности с детьми младшего возраста

Методы исследования: анализ педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, сравнение, обобщение, метод индукции и дедукции.

1. Учебная исследовательская деятельность
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Целью моей работы стало:
1. Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию;
2. Включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач;
3. Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;
4. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.

Исходя, из поставленных целей были сформулированы задачи:
1. Формирование научных взглядов у учащихся;
2. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу;
3. Пропаганда знаний об окружающем мире;
4. Знакомство с современными методами научно – исследовательской работы и проектной деятельности;
5. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области конкурсах, конференциях.

Этапы проведения исследования с младшими школьниками выглядят следующим образом (по Савенкову А.И.) [5,с.46].
1. Актуализация проблемы.
2. Определение сферы исследования.
3. Выбор темы исследования.
4. Выработка гипотезы.
5. Выявление и систематизация подходов к решению.
6. Определение последовательности проведения исследования.
7. Сбор и обработка информации.
8. Анализ и обобщение полученных материалов
9. Подготовка отчета.
10. Доклад.
11. Обсуждение итогов завершённой работы.

В эту схему проведения проектно-исследовательской работы, я бы добавила пункт – работа с родителями.

2. Технология организации исследовательской деятельности младших школьников
Изучив теоретический и практический материал по данной проблеме, а также накопленный за 8 лет опыт работы с учащимися младших классов по организации исследовательской деятельности, позволило мне разработать и реализовать в своей работе технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение организационно-педагогических условий.

Занятия, предусмотренные технологией, проходят, в основном, в классно-урочной форме; другая форма организации – консультирование учащихся и организация исследовательской деятельности во внеурочное время.

Цель технологии - осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Было выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:
1. Умения организовывать свою работу.
2. Умения и знания исследовательского характера.
3. Умения работать с информацией.
4. Умения представить результаты своей работы.

В 1 классе отдельных занятий, посвященных проектно-исследовательской деятельности не проводила.

Пропедевтическая работа велась следующими средствами:
- проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя; урокам – исследованиям (в начале года постановка проблемы осуществлялась учителем, поиск решения осуществлялся учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством учителя); кратковременными исследованиями, мини-исследованиями, наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).

Со 2 класса организовывала уроки проектно - исследовательские, самостоятельное исследование во внеурочной деятельности.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану по различным темам.
3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4. На уроках использую проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
5. На уроках предлагаю задания, направленные на выявления различных свойств, действий предметов, множества предметов, предлагаю логические задачи.
6. Осуществляю подготовку самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:
1. На уроках – проектно-исследовательских учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой проектов, методами исследований, требованиями к выбору темы, планирование исследования, задачи исследования.
2. Провожу коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования.
4. Ход исследования обсуждается с учителем, даются консультации во внеурочное время.
В 4 классе на исследовательских уроках обобщаются полученные знания. Вниманию уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять свои результаты в виде доклада, презентации.

Из опыта своей работы могу определить следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:
- по количеству участников: индивидуальные групповые, коллективные;
- по месту проведения: урочные, внеурочные;
- по времени: долговременные, кратковременные;
- по теме: предметные, свободные.

С целью активизации познавательной деятельностью на уроках проектов и исследованиях, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендую использовать:
- загадки, ребусы, шарады, логические задания и задания на развитие творческих способностей;
- игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.).
- игр-исследований, фантастических исследований.
- связи с литературным сказочным материалом Знайкой и Незнайкой.

Данная технология, применяемая мною в течение нескольких лет, позволяет решить задачи развития проектно-исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

3. Результативность работы по организации исследовательской и проектной деятельности
Немаловажным шагом является выявление интересов учащихся. Это необходимо для того, чтобы определить темы будущих проектов. Они обязательно должны быть интересны детям. На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета.

Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке: разговаривая о правильном питании возник вопрос «Сколько должен человек употреблять соли?» который и перерос в проект «Соль-друг, соль-враг» - эта работа заняла 1 место на исследовательской конференции «ЮНИОР»

На уроках по окружающему миру в 1 классе, при изучении темы «Части растений» говорили, как вырастить хорошее крепкое растение и получить плод. Решив, что беседа в первом классе о том, как влияет тепло и вода на рост и развитие растений не запомнится детям, я предложила провести исследования и наблюдения за семенами. Так появилась исследовательская работа «Влияние тепла и воды на рост и развитие растений» Это был серьезный и долгий по времени проект. Он занял у нас более месяца. Каждый день ребята наблюдали за изменениями, которые проходят в разных условиях. Во время исследований заполняли листки наблюдений. Дети сами вывели условия, которые влияют на рост растения.

При изучении темы во 2 классе «Наша дружная семья», учащиеся проводили исследовательские работы: «Моя семья», «Моя родословная».

Поисково-исследовательские работы «Я горжусь своими предками» и проект «Мой прадед – участник Великой Отечественной войны» появились, когда мы с ребятами говорили о Великой Отечественной войне. С работой «Я горжусь своими предками» участвовали в районной краеведческой конференции школьников «Живи, земля Чунская» заняли 2 место. Оценку районного уровня прошла и поисково-исследовательская работа «Удивительное рядом»
Когда собирали материал исследовательской работы «Мой прадед – участник Великой Отечественной войны» мы обратили внимание, что со дня окончания Великой Отечественной войны прошло 70 лет, но память о тех грозных событиях живет в каждой семье, в каждом сердце наших бабушек, отцов и матерей. С какой бережностью в семьях хранятся все документы, медали, фотографии. На районной конференции младших школьников «Юниор» заняли первое место. Эта работа прошла экспертизу и областного конкурса «Голоса отваги» в номинации «Солдаты Победы». Была отмечена дипломом. Рассказ о дедушке был напечатан в газете «Чунский вестник»

Работая над проектом «С кем дружит ель» ребятам представилась возможность каждому быть корреспондентам, чтобы создать газету. Были выбраны творческие группы. В ходе работы необходимо решить следующие важные вопросы: - заслушать отчеты корреспондентов, - отобрать наилучшие рубрики по разделам. Корреспонденты подготовили материал о самом дереве и о животных, связанных с ним. Итогом нашего проекта стала стенгазета «С кем дружит ель»

Выполняя проект «Мой посёлок», ребятами был создан фото отчет.
Очень большая была проведена работа над проектом «Красная книга» Ребята создали красочно-иллюстрированную книгу вымерших и исчезающих животных и растений нашей страны. Каждый ребенок создавал страницу книги, на которой он помещал и иллюстрировал найденный материал.

Дети увлеченно работали над созданием своего пластилинового мультфильма «Прожорливая гусеница». Работая над мультфильмом, они познакомились с историей возникновения мультипликации; узнали, как создавались мультфильмы раньше и как создаются сейчас; рассмотреть классификацию мультфильмов. И сделали выводы, что в старые мультфильмы добрые и искренние. Чего не хватает современным мультфильмам. Зная основные секреты мультфильмов можно создать свой собственный.

Долгосрочный проект был по озеленению пришкольного двора. Большим сюрпризом было для меня, когда ребята на выпускной с начальной школой создали свой видео ролик. Наша жизнь в начальной школе

Заключение
Организация такой познавательной деятельности, как проектно-исследовательская, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Мой опыт работы показал, что дети, участвующие в проектно-исследовательской деятельности, характеризуются более высоким уровнем любознательностью, оригинальностью мышления. Под руководством учителя, вместе с родителями, больше частью самостоятельно, с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации. Учащиеся становятся активными читателями школьной библиотеки. Посещение библиотек, беседы с людьми, очевидцами тех или иных событий даёт богатейший навык общения, расширяет эрудицию и кругозор.
К концу 4 класса, учащиеся могут уже самостоятельно добывать информацию.

Сравнив результаты контрольного проведения диагностики познавательной сферы младших школьников и первичной диагностики можно сделать следующие выводы. У детей, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, выросла мотивация учебной деятельности (высокий уровень на 25%), улучшился уровень внимания и самоконтроля (высокий уровень на 33%), улучшилась память, активизировались мыслительные процессы (высокий уровень на 24%) , вырос познавательный интерес (высокий уровень на 41%).

Результаты мониторинга познавательной сферы можно представить в виде диаграммы.
На первоначальном этапе было проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения и готовности родителей к сотрудничеству.

Оказалось, что только 6 родителей (55%) из 11 разделяют мнение о развитии творческих способностей учащихся и выступают «за апробацию занятий исследовательской деятельностью», 2 родителей (18%) – придерживались мнения «мне всё равно», 3 родителей (27%) – отстранились от анкетирования.
Проведённая работа показала, что проектно-исследовательская деятельность – способствует развитию личности, а значит, направлена на реализацию цели начального образования и отвечает современным требованиям.

Список литературы
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебная литература / А.И. Савенков – Самара: «Учебная литература», 2004.-80с.
2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков. – М.: Просвещение, 2006.- 434 с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004..
4. Развитие исследовательских умений младших школьников: учеб. Пособие /под ред. Н. Б. Шумакова. Москва : Просвещение, 2011.- 154 с.
5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: учебная литература / А.И. Савенков – Самара: «Учебная литература», 2004.-80с.
6. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. – М.:АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004г. (с. 93, с.106, с. 108).
7. Диагностика ребёнка готовности к школе. /Автор-сост. Т.В.Иванова, - Волгоград. ИТД «Корифей». 2006 .- 27 с.

Похожие записи:

Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе Особенности проведения учебных занятий по развитию исследовательских навыков у учащихся Современные образовательные технологии на уроках английского языка (из практики работы) Исследовательская деятельность на уроках английского языка
Проект "Народные праздники"
Опубликовано: 1 день назад (Вчера в 18:25)
Просмотров: 106
Рубрика: проекты
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!