Особенности проведения учебных занятий по развитию исследовательских навыков у учащихся
Исследовательская деятельность в ЦТР
Данный материал разработан для учителей и методистов школ и центров дополнительного образования в целях реализации в своей деятельности. Особенности проведения занятий по развитию исследовательских навыков Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
В образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Задачи исследовательской деятельности:
создать условия для организации деятельности учащихся;
создать условия для подготовки к выбору;
создать условия для формирования у школьников навыков и умений. Исследовательская деятельность учащихся рассматривается как:
отдельная система в образовании;
одно из направлений модернизации современного образования;
творческий вид познания.
Исследовательский опыт –
опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка.
учебно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. Исследовательская деятельность учащихся -
это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере;
это результативная созидательная творческая работа. Алгоритм хода исследования принятые в науке традиции:
постановка проблемы;
изучение теории, посвященной данной проблематике;
подбор методик исследования и практическое овладение ими;
сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
научный комментарий;
собственные выводы.
Методы исследования:
теоретический анализ научно-методической литературы;
сравнительный метод;
составление анкетирования для учащихся младших, средних, старших классов;
проведение социологического опроса;
изучение материалов сети Интернет;
интервью. В результате ученик умеет:
• работать с первоисточниками;
• наблюдать явления, факты; объяснять и сопоставлять их, видеть противоречия;
• формулировать гипотезу;
• провести эксперимент, исследование;
• обобщить материал в виде текста;
• оформить собранный материал;
• проявить мастерство презентации своего исследования. В результате учитель решает следующие задачи:
привитие ученику исследовательских навыков;
развитие личности исследователя и помощь в его самоопределении;
повышение мотивации в изучении предмета;
Развитие языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций.
Особенности проведения учебных занятий по развитию исследовательских навыков
Я сама много лет занимаюсь исследовательским проектирование со своими учениками, знаю, насколько это непросто, но при этом актуально и нужно нашим детям.Так что ваша публикация является информационно полезной и своевременной. Удачи в работе!