Конспект занятия в изостудии для детей 7-8 лет на тему "Рисуем ластиком"
Автор: Бариева Лилия Сергеевна, педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» г. Йошкар-Ола.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных учреждений, занимающиеся художественным творчеством с детьми 7-8 лет.
Назначение методической разработки: диссеминация опыта работы педагога дополнительного образования; повышение качества профессиональной деятельности.
Форма проведения: фронтальное занятие совместно с родителями.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Вид изобразительной деятельности: рисование нетрадиционными материалами.
Тема занятия: «Рисуем ластиком».
Цель: приобщение детей и родителей к миру графики, ее выразительным средствам.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей зигзагообразной штриховке простым карандашом;
- закреплять у детей умение регулировать нажим в целях передачи изображения;
- учить детей приемам рисования ластиком;
- научить родителей воспитанников выполнять все вышеперечисленное;
- повторить с детьми понятия «графика», «выразительные средства графики».
Развивающие:
- развивать у детей эстетическое восприятие графических произведений;
- продолжать развивать у детей произвольность психических процессов;
- продолжать развивать у детей зрительно-моторную координацию;
- продолжать развивать у детей восприятие формы.
Воспитательные:
- вызвать у детей интерес и эмоциональный отклик на такой вид изобразительной деятельности как совместное рисование с мамой или бабушкой;
- воспитывать личностные качества ребенка: культуру общения и поведения, коммуникабельность;
- продолжать воспитывать у детей аккуратность в работе, стремление довести начатое до конца.
Методические приемы: обращение к опыту детей, вопросы к детям, демонстрация педагогом последовательности рисования в сочетании с объяснением, активные методы обучения (АМО) «Слойка», «Ресторан», использование приема рисования «рука в руке».
Демонстрационный материал: образцы для закрепления теоритической части: линия, штрих, пятно, силуэт. Образец педагога, простой карандаш 2М, ластик, мольберт педагога с вертикально закрепленным листом бумаги для акварели формат А3, ватный диск, влажная салфетка. Шаблон вазы. Лак для волос. Кусочек шероховатой бумаги.
Раздаточный материал: лист бумаги для акварели формат А3, простой карандаш 2М, ластик, шаблон вазы, ватный диск, кусочек шероховатой бумаги, влажные салфетки.
Структура занятия.
Часть 1. Организационная.
1.1. Приветствие детей и родителей.
1.2. Напоминание родителям особенностей поведения и взаимодействия на совместном занятии.
1.3. Психогимнастическое упражнение «Я - хороший!» (4-5 раз).
1.4. Пальчиковая гимнастика.
Часть 2. Основная.
2.1. Вступительное слово педагога. Погружение в тему занятия.
2.2. Повторение, закрепление материала. АМО «Слойка».
2.3. Динамическая пауза «Ручеек».
2.4. Оборудование детьми и родителями рабочих мест.
2.5. Рассматривание образцов, выполненных педагогом.
2.6. Поэтапное рисование натюрморта.
2.8. Уборка рабочих мест.
Часть 3. Заключительная.
3.1. Рефлексия. АМО «Ресторан».
3.2. Прощание с детьми и родителями.
Ход занятия
Оформление доски.
Слева - мольберт педагога.
Справа - образец педагога. Над ним прикреплены части с вопросами к АМО "Слойка".
(Спускаюсь на первый этаж к месту сбора группы).
- Здравствуйте дети, родители. Сегодня совместное занятие. Это значит, что родители с первой минуты и до последней все делают вместе с детьми. А сейчас поднимаемся в 201 кабинет.
- Проходите, располагайтесь. Всем ли удобно? Сядьте посвободнее.
- Давайте расскажем, какие мы хорошие.
(Педагог, дети и родители гладят себя по голове и произносят слова «Я – хороший» повторение 4-5 раз).
Теперь гимнастика для пальчиков. Упражнения:
«Расцвели цветочки»
На зелёном лужочке расцвели цветочки.
Давай-ка, дружок, сплетём венок!
Берём василёк — плетём венок.
Делаем «колечки» большими и указательными пальчиками правой и левой ручки, сцепив одно «колечко» с другим (наподобие «цепочки»).
Берём колокольчик—плетём веночек.
Делаем «колечки» большими и средними пальчиками обеих ручек, сцепляем «колечки» друг с другом.
Берём клеверок — плетём венок.
Делаем «колечки» большими и безымянными пальчиками обеих ручек, сцепляем «колечки» друг с другом.
Берём ромашку-цветок — плетём венок.
Делаем «колечки» большими пальчиками и мизинчиками обеих ручек, так же сцепив, их друг с другом.
Каждый цветок украсил венок!
«Мак»
На пригорке вырос мак,
Кисти рук у запястья соединены,
Он склонил головку так.
пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.
Ветер тихо мак качает,
Покачивание кулачков вперед-назад.
Ему песню напевает.
«Лезгинка»
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.
После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
- Закончили упражнения. Переходим к повторению.
- Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую”. Графика – это вид изобразительного искусства. Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира. Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами (черным и белым) и их оттенками, он может передать все многообразие мира.
Для этого существуют выразительные средства графики. О них вопросы.
Поиграем в игру «Слойка». А что такое слойка?.. Булочка из слоеного теста с начинкой. Начинка – это вопросы. Ответили, значит – съели кусочек. Под слойкой окажется образец будущего рисунка.
Вопросы на отдельных листочках.
1. Что означает слово «графика»? (С греч. пишу, черчу, рисую).
2. Что такое графика? (Вид изобразительного искусства).
3. Их вертикальное построение вызывает ощущение устойчивости, диагональное — динамики, горизонтальное — покоя, простора; кривые передают впечатление замкнутости или текучести. (Линии).
4. Какими линиями изображаются деревянная поверхность, вода? (Волнистыми).
5. Что можно изобразить силуэтным пятном. (Все что угодно).
6. Что можно изобразить пятном неопределенной формы? (Тени, отражение в воде).
7. Короткий след пера или карандаша называется… (Штрих).
8. Она начало всех начал. Может быть близкой и далекой, большой и маленькой. Скопление или по одной. (Точка).
9. Эта штриховка используется для изображения меха животных, травы. (Соприкасающиеся короткие линии).
- Молодцы, ответили на все вопросы. Выразительные средства графики: линия, штрих, точка, пятно. Что же будем рисовать?.. Натюрморт с тюльпанами.
Есть вариант с более традиционным изображением тюльпанов.
А сейчас - отдохнем. Игра-танец «Ручеек». (Звучит аудио запись песни «Как по горкам по горам». Дети и родители играют 4-5 раз).
- Садитесь. Устраиваем рабочее место. Проверяем все ли есть. Карандаш, ластик. Кусочек бумаги. Шаблон вазы. Влажные салфетки, ватные диски. Перед работой нужно протереть руки влажной салфеткой. Для чего? Смотрите… Что на этом рисунке лишнее, отвлекает внимание, портит рисунок? Пятна от пальцев. Протираем руки. Раздаю листы. На шершавой стороне рисуем, на гладкой пишем фамилию, имя.
Последовательность рисования.
1. Фон.
Нажим при штриховке должен быть легким, движения равномерными. Карандаш касается бумаги не кончиком, а боком заточенной части.
Наложение двух слоев зигзага. В пересечение штрихов – ромбики!
2. Ваза.
Вазу можно разместить внизу и в центре, можно справа, или слева. Как вам больше нравится. Обводим вазу, рисуем контурную линию. Обозначаем внутренние части, горлышко.
3. Цветы.
Карандашом прорисовываем передний лепесток. К нему пристраиваем другие. Три цветка в вазе достаточно.
4. Работаем ластиком. Стираем части штриховки. Высветляем вазу, стебли и цветы. Если что-то не понравилось, можно аккуратно подправить. Заштриховать и снова стереть. Ластик пачкается почистить его можно о кусочек шероховатой бумаги.
Индивидуальная помощь детям и родителям в процессе рисования.
- Сейчас все закончили рисовать. Посмотрим у кого, что получилось.
Демонстрируются работы. Дети и родители аплодируют друг другу.
Для того, чтобы подвести итоги занятия. Играем в игру «РЕСТОРАН»
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил(а)…
- Пожалуйста, добавьте…
- Нужно привести в порядок свое рабочее место.
(Дети и родители уносят на заранее определенные места все использованные материалы, протирают столы).
Всем спасибо за внимание, занятие окончено, до свидания.
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования в 1 классе по теме: Рисование снежинок
Мастер-класс. Рисование «Заяц-беляк»
Урок рисования в начальной школе по теме Снегири
Роспись дымковской игрушки в 1 - 2 классе. Мастер-класс с фото
Похожие статьи:
Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе «Школа 2100»
Урок ИЗО по ПДД, 1 класс