Дидактические пособия для развития тонкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей с нарушением зрения.
Автор: Казакова Лилия Сергеевна, учитель-дефектолог МБОУ «Начальная школа – детский сад №7 компенсирующего вида» г. Пересвет.
Описание: Данный материал будет интересен учителям-дефектологам (тифлопедагогам), которые работают с детьми дошкольного возраста (3-6 лет), имеющими такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие, а также педагогам дополнительного образования, родителям.
Представленные пособия изготовлены с целью совместить развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации и зрительного восприятия (формы, величины, цвета) с назначенной офтальмологом зрительной нагрузкой на хуже видящий глаз, использовать их в занятиях конкретного тематического содержания, а также иметь возможность использовать пособие как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости для детей со сходящимся и расходящимся косоглазием.
Пособия изготовлены из «бросового» материала с небольшим добавлением материала покупаемого – это кнопки, бусинки или пульки для пистолета.
Практика показала, что необычное применение обычных вещей вызывает у детей живой интерес и занятия проходят на большом эмоциональном подъёме, что, естественно, сказывается на интересе детей к занятию и, следовательно, ведёт к повышению времени активного внимания, повышению работоспособности, усидчивости и позволяет легко увеличивать время зрительной нагрузки на хуже видящий глаз, доводя его до максимума, назначенного офтальмологом. При этом у детей возникает желание использовать и другие бытовые материалы в качестве деталей для конструирования, следовательно, ребёнок самостоятельно закрепляет навыки, способствующие развитию тонкой моторики и зрительно – двигательной координации. И в целом развивается его мышление и воображение.
Дидактические пособия.
Цель: развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, выполнение зрительной нагрузки на амблиопичный глаз.
Тренажёр для развития мышц кисти и пальцев руки «Робот».
Своеобразный пальчиковый эспандер-игрушка.
Изготовлен из крышки от шампуня и фиксатора для шнурка верхней одежды.
Ребёнку предлагается «заправить робота», то есть наполнить его мелкими шариками. Это могут быть пульки от игрушечного пистолета, бусинки или не слишком мелкий бисер, в зависимости от диаметра отверстия.
Для того, чтобы шарик попал в отверстие, необходимо нажать на фиксатор, чтобы удерживающая пружина сжалась до упора и круглое отверстие открылось полностью, тогда шарик упадёт внутрь «робота».
Тренажёр имеет несколько вариантов, применяемых в зависимости от возможностей моторики ребёнка. Чем меньше возраст ребёнка и хуже развиты мышцы руки, тем крупнее отверстие для шарика и меньше натяжение пружины. Фиксатор меньшего размера, с меньшим отверстием и более сильным натяжением пружины используется для старших дошкольников.
Этот тренажёр позволяет с большой эффективностью развивать ослабленные мышцы кисти руки ребёнка, поскольку ребёнок, заинтересованный игрой может продолжительное время прикладывать большие физические усилия мышц руки для того, чтобы «заправить робота». И порой даже приходится останавливать ребёнка, видя, что рука его уже устала, а он хочет, во что бы то ни стало, заполнить робота полностью, и говорить, что этому роботу хватит топлива и полностью его заправлять не надо.
Изготовление тренажёра.
Нужно подобрать такую крышку от шампуня (или другого флакона) и фиксатор, чтобы в их отверстия помещались шарики одного размера. При необходимости в крышке от шампуня отверстие можно увеличить, подрезав его по диаметру. В крышке от шампуня и фиксаторе делаем проколы большой иглой с раскалённым на огне концом. С тем расчётом, чтобы затем соединённые детали совпадали отверстиями для шарика.
Соединяем детали достаточно жёсткой проволокой.
Формируем «руки» из проволоки. В данном случае использовалась проволока, которой обычно скрепляются провода в упаковке различных бытовых приборов, электронных устройств и комплектующих к ним (наушники, зарядные устройства и т.п.)
Делаем отверстия по бокам корпуса «робота» и вставляем в них «руки». Завершающая, нижняя часть – любая крышечка, в которую можно плотно вставить основной корпус. Она не фиксируется ничем, чтобы в конце игры можно было легко снять её и достать из робота все шарики.
Другой вариант того же тренажёра.
Конструкция примерно такая же.
Разница в том, что для корпуса берётся флакон от назальных капель, а снизу в него вставляются «ноги». Для ног можно использовать колпачки от глазных капель, подсвечники для свечек на торт или другие подобные детали.
Соединяющая флакон с фиксатором проволока закрепляется резинкой. Верхняя часть робота легко снимается для удаления из него шариков.
Дидактическое пособие «Космос».
Изготовлено из различных пластмассовых баночек, бутылочек (от шампуня, капель, витаминов, клея) с отверстиями, в которые могут входить пульки от игрушечного пистолета.
Цель игры – заправить топливом (шариками) космический корабль и роботов.
Варианты деталей и способов их скрепления безграничны. Всё в руках вашей фантазии. Представляю один из вариантов. Корпус – тюбик от клея, Руки – зажимы для рубашек, ноги – обрезанный шток от поршня шприца, задние баки и оружие – колпачки от ручек, глаза – детали мозаики.
«Руки» и задние баки вставляются в прорези в самом тюбике.
«Ноги» также вставляются в прорези в нижней части тюбика.
У этого робота можно заправить не только корпус, но и баки на спине и оружие.
Пособие «Паук на паутине».
Может быть использовано в тематическом занятии «Насекомые».
Пластиковая крышка с проколотыми в ней отверстиями.
Радиальные линии паутины – отрезки пластиковой бельевой верёвки с узлом на конце. Окружные линии – шнурок. В центре – паук из пробки и проволоки. В отверстия крышки сначала вставляются радиальные линии «паутины», затем протягиваются два круга шнурка.
В данном случае ребёнку даётся представление о конструкции определённого объекта (круговые нити прикрепляются на радиальные). Затем в центр крышки вставляется паук. Детям предлагается "сплести" паутину по данному алгоритму и поместить в неё паука.
Изготовление паука.
(Детям даётся готовый паук, которого нужно вставить в "паутину").
Отрезаем от пробки примерно 0,5 см. По бокам делаем проколы и вставляем в них проволочные «лапки». Затем в центре продеваем проволоку, оставляя снизу небольшой конец, с помощью которого паук будет вставляться в крышку-паутину.
Верхнюю длинную часть проволоки заворачиваем обратно на нижнюю сторону и закрепляем.
Затем, также при помощи проволоки, присоединяем голову, вырезанную из кусочка пробки, к туловищу.
«Мухи на паутине»
Так же может быть использовано в занятии на тему «Насекомые».
Мухи изготовлены из пробки и широкой чёрной проволоки (используемой для скрепления проводов при упаковке). К нижней стороне «мухи» пришита одна часть кнопки.
С помощью другой части кнопки муха прикрепляется к «паутине» - материалу соответствующей структуры (чтобы кнопка могла войти в отверстие в материале). Диаметр кнопки и отверстие в материале позволяет осуществлять, назначенную офтальмологом зрительную нагрузку для глаз.
Для занятий с детьми, имеющими сходящееся косоглазие, материал (паутина) может подвешиваться вертикально.
При использовании этого пособия подойдёт соревновательный вариант выполнения задания: найти мух на маскировочном фоне (пёстрое покрывало) и разместить их на «паутине», кто больше. (На каждого играющего понадобиться примерно 8-10 "мух")
Пособия изготавливаются в количестве 4 – 6 штук, то есть на каждого ребёнка для занятия подгруппы из 4 – 6 человек.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое пособие для детского сада своими руками: Веселая карусель
Наглядно - дидактический материал для работы на фланелеграфе своими руками
Настольная игра "Футбол" для детей своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Дидактическое пособие для развития фонематического слуха у дошкольников