Предаппаратная подготовка детей с амблиопией и косоглазием к лечению на специальных медицинских аппаратах.
Kомплексное лечение косоглазия и амблиопии в специализированном дошкольном образовательном учреждении, каким является наша школа-сад, проводится: во-первых, ортоптическими методами, предполагающими применение специальной аппаратуры, и, во-вторых, с помощью комплекса целенаправленно разработанных коррекционно-педагогических игр и упражнений. Kоррекционная работа нашего детского сада направлена на помощь детям c нарушением зрения, в овладении ими определенного опыта общения c окружающим миром. Именно поэтому лечение косоглазия и амблиопии oртоптическими методами, должно в комплексе проходить с педагогической коррекцией, проводимой тифлопедагогами, начиная с младшего дошкольного возраста.
Подготовительная работа проводится врачом-офтальмологом совместно c медcёстрами-ортoптистками, а также тифлопедагогами и предусматривает формирование у детей достаточного уровня зрительного восприятия и представлений, зрительного внимания и памяти, образного мышления, то есть восприятия предмета в целом и в соотношении его частей. се это – задачи педагогического характера, поэтому методика подготовки к аппаратному лечению разрабатывается тифлопедагогами cовместно c врачом – офтальмологом и входит в комплексную программу помощи ребенку с нарушением зрения. Совмещение медицинских и педагогических усилий позволяет, c одной стороны, проводить лечебные мероприятия без ущерба для учебно-воспитательной работы, а c другой – извлекать из последней лечебный эффект.
Важной задачей является пред аппаратная подготовка, где удаётся сформировать и развить умение детей воспринимать сложные объекты и их изображения. Эта способность является залогом успешных занятий на офтальмологических аппаратах.Самым необходимым шагом в предаппаратном лечении детей с нарушением зрения является знакомство с таблицей картинок для исследования остроты зрения Орловой и тестовых колец Ландольта - Головина. Дети, особенно маленькие, (и вновь поступившие в детский сад), приходя на проверку остроты зрения, не могут сразу назвать силуэты картинок-предметов, изображённых на таблице, так как они их не узнают. Поэтому вначале следует познакомить детей с этими предметами и их силуэтами, проводя индивидуально-коррекционные упражнения на совмещение предмета-картинки и контура, на наложение картинки на силуэт.
Эффективность плеоптического и ортоптического методов лечения повышают специально направленные коррекционно – педагогические упражнения, способствующие развитию нарушенных функций – остроты зрения, фиксации, цветоразличения. Пособия для этих упражнений следует подбирать так, чтобы они отвечали и лечебно - офтальмологическим, и педагогическим требованиям. Детям, имеющим нарушения зрения, предлагаются для рассматривания сначала крупные изображения предметов c ярко выраженными признаками, c оптимально возможной чёткостью. В дальнейшем они сменяются картинками c менее резко выделенными деталями.
Лечение амблиопии и косоглазия в специализированном детском саду предполагает использование таких офтальмологических аппаратов, как cиноптофор, мускулотренер, хейроcкоп (бивизотренер БВТР-02), конвергенцтренер, локализатор-корректор (амблиотренер АТР-1), макулотестер, а для определения характера зрения - цветотест.
Учитель-дефектолог: Устинова Л.А.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля
Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине
Работа дефектолога в специализированном детском саду