Развитие зрительного восприятия детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения через применение технологии М. Монтессори.
Работая в учреждении для детей с различными нарушениями зрения, педагогическая деятельность учителя-дефектолога связана со всесторонним развитием обучающихся.
Направления работы тифлопедагога – это развитие зрительного восприятия, развитие ориентировки в пространстве, развитие осязания и мелкой моторики. Таким образом, коррекционно-развивающая деятельность тифлопедагога способствует активизации всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительного, слухового, тактильного, пространственного, обогащает сенсомоторный опыт детей.
Одним из разделов программы, которые мной реализуются, является развитие зрительного восприятия через применение технологии М.Монтессори. Именно в периоде дошкольного детства начинают формироваться познавательные способности, которые в дальнейшем являются важной движущей силой познавательного развития ребенка и важно не упустить этот период, помочь ребенку в развитии. Система работы М.Монтессори реализуется через создание специальной развивающей среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
Это помогает тифлопедагогу развить у детей с нарушением зрения внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Начиная апробировать систему работу с использованием материалов Монтессори,
на практике подтверждается значимость её заповедей:
- «Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе»;
- «Будь неустанным, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство»;
- «Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью»;
- «Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке».
Принципиальной идеей данной коррекционно-развивающей работы является идея спонтанного, опосредованного обучения, где ребенок учится легко, не замечая, что учится! Каждый дидактический материал, предлагаемый мною ребёнку содержит две цели: прямую и косвенную. Прямая – это цель, которую ставит перед собой ребенок, не замечая этого, а косвенная – это цель дефектолога которая предлагается детям, чтобы ребёнок незаметно развивал зрение, координировал движение, учился концентрировать внимание.Материал в пространстве как в группе, так и в кабинете расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе, при работе с материалом ребенок действует не только так, как показал учитель-дефектолог, но и применяя накопленные на предыдущих индивидуальных занятиях знания. Работа с материалом Монтессори происходит с постепенным усложнением и когда ребёнок заканчивает упражнение, он возвращает пособие на место.Развитие зрительного восприятия детей по моей системе, используя технологию М. Монтессори помогает ребёнку учиться, прежде всего, играя с предметами. Все пособия очень тщательно разработаны и несут все обучающие задачи и помогают развиваться детям в самых разных направлениях. А для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения я использую различные материалы из сенсорной зоны: это материалы для различения размеров, цвета, формы и материалы для различения структурных поверхностей.
Таким образом, данная система работы с использованием технологии М.Монтессори начинается с мониторинга сенсорного развития детей. Диагностируемые параметры – это знания детей о цвете, форме и величине. Мониторинг проводится 2 раза в год (сентябрь, май). В январе учитель-дефектолог проводит промежуточный мониторинг. Оценивание происходит по 5 уровням (5-ый - ребёнок справился с заданием без помощи педагога, 4-ый - с небольшой помощью, 3-ий – только по образцу, 2-ой - только с помощью педагога, 1-ый – ребёнок не справился). По результатам мониторинга учителем-дефектологом разрабатывается на каждого ребёнка индивидуальный коррекционно-образовтельный маршрут, в котором -прописывается планирование работы с каждым конкретным ребёнком по выявленным проблемным зонам сенсорного развития. Исходя из данных мониторинга планируется работа по оказанию методической и консультационной помощи воспитателям и родителям детей группы, которые занимаются по системе с применением технологии М.Монтессори. Таким образом, для каждого ребёнка составляется план работы на каждый месяц, исходя из результатов диагностики обозначено количество и тематика занятий.
Важной составляющей системы моей работы является тесное взаимодействие с педагогами группы. Это не только работа по тетрадям взаимодействия, но и проведение цикла обучающих занятий по особенностям использования монтесссори материалов, показ презентаций, проведение консультаций по организации развивающей среды группы для наиболее успешного сенсорного развития детей с нарушением зрения. Тесная работа с воспитателями группы направлена в первую очередь на создание психологического комфорта в группе.Важное звено данной системы работы – это тесное взаимодействие с родителями обучающихся. Работа проводится по следующим направлениям:
В начале учебного года - проводится обучающий семинар – встреча с родителями, затем представляется презентация Монтессори - материалов, по необходимости ведутся индивидуальные консультации по организации Монтессори-среды дома, ведутся консультации через личный блог учителя-дефектолога.
В середине учебного года –проводится семинар для родителей, на котором делается анализ накопленного опыта занятий с ребенком в группе и дома. Идет сопоставление опыта всех родителей, сравниваем состояние детей на первых и последних занятиях, предлагается показ новых упражнений со знакомыми материалами, что обновляет интерес родителей. Также в середине года идет обмен мнениями между родителями и педагогами об изученной литературе по системе М.Монтессори.
Таким образом, по рекомендациям учителя-дефектолога, родители изготавливают пособия, которые будут полезны ребенку для работы дома. И родители воспитанников, перенося домой накопленный опыт и знания, учатся наблюдать, анализировать действия ребенка, что способствует наиболее успешной реализации коррекционно-развивающего маршрута каждого ребёнка.Проводя мониторинг в начале и конце года, по параметрам сенсорного развития была замечена положительная динамика по всем разделам: развитие восприятия цвета, формы, величины. Анализируя данные мониторинга, выявляя оставшиеся трудности сенсорного развития детей, педагогами группы составляется перспективный план развития детей на следующий учебный год, продумываются наиболее эффективные методы взаимодействия с педагогами и родителями для наибольшей продуктивности по системе работы с использованием Монтесори-материалов.Таким образом, продолжая использовать в работе учителя-дефектолога с детьми с нарушением зрения технологию М.Монтессори, убеждаешься в справедливости слов самого автора технологии: «Ребенок сам является творцом своей личности, в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого - только помочь ребенку действовать самостоятельно».
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушением интеллекта
Освоение представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через
Использование дидактической игры на уроках письма в коррекционной школе
Консультирование родителей на тему «Успеваемость школьников»