Дидактическая игра для детей 5-7 лет "Собери пейзаж"
«Дидактические игры и методические пособия (игровые макеты, дидактические, учебные пособия) своими руками».
Автор: Киндирова Любовь Андреевна, воспитатель по изобразительной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 102 «Терем-теремок» «Детский сад комбинированного вида» города Калуги
Мастер класс рассчитан для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает чувство любви к своему краю, родной земле.
Знания о пейзаже, полученные дошкольниками, необходимо сразу же закреплять в изобразительной и игровой деятельности.
Дидактическая игра «Собери пейзаж», которую я предлагаю, поможет ответить на вопрос: «Как рисовать пейзаж?».
(Фото № 1)
Дидактическая задача.
Закрепление знаний о составных элементах пейзажа, о перспективе, линии горизонта, переднем и заднем плане картины. Создание композиций по собственному замыслу или по заданному сюжету (осенний, зимний, весенний, летний пейзаж).
Для работы с детьми 5 – 7 лет.
Изготовить игру очень просто. Потребуется всего 4 одинаковых по размеру куска огстекла или прозрачного пластика, картонная коробка для рамы, 3 направляющих для стекла (можно от старой книжной полки), гуашь, кисти и желание творить. (Фото № 2)
У коробки необходимо срезать верхний край, чтобы легче вставлять оргстекло. Приклеить по трём сторонам направляющие в 2 ряда и оформить самоклеющейся плёнкой. Желобки будут обеспечивать хорошее скольжение оргстекла и создадут воздушную прослойку, благодаря которой, гуашь не будет размазываться при составлении пейзажа. (Фото № 3)
При знакомстве с игрой показ проводит воспитатель, далее дошкольники легко могут использовать игру в самостоятельной деятельности.
Показ этапов изображения можно сопровождать стихотворным текстом.
Что за линия такая
И прямая, и кривая,
Землю с небом подружила,
Навсегда соединила? (линия горизонта)
(Фото № 4)
Разноцветная стена
На краю земли видна.
Это дальний вырос лес
С горизонта до небес.
(Фото № 5)
Долго-долго мы шагали
И немножечко устали.
Вот деревья: раз, два, три.
Отдохнём мы в их тени.
(Фото № 6)
Мы на правильном пути.
Ярче солнышко свети.
Можно дерево узнать,
В кроне ветки сосчитать.
(Фото № 7)
Шаг последний сделай смело.
Дорисуй пейзаж умело.
Кустик, белка или птица?
Всё в картине пригодится!
(Фото № 8)
После показа изображения приступаем к «собиранию» пейзажа. Обращаем внимание на последовательность сборки (что сначала, что потом?).
(Фото № 9, 10, 11, 12)
Готовые изображения можно использовать многократно в индивидуальной работе с детьми. Например, собери пейзаж, на котором изображён только дальний лес (использовать первую и вторую пластину).
Или, собери пейзаж так, чтобы ближнее дерево было с левой стороны (перевернуть оргстекло другой стороной).
(Фото № 18)
Используя оргстекло любую ошибку при рисовании легко исправить с помощью влажной губки или салфетки. Такой подход придаст уверенность в своих силах каждому ребёнку, будет способствовать самовыражению в продуктивных видах деятельности.
(Фото № 17)
Эта игра будет востребована в любое время года, так как нарисованные пейзажи легко смываются водой. Осенний пейзаж сменит зимний, зимний – весенний, далее следует летний. Это в свою очередь приводит к экономии бумаги. (Фото № 13, 14)
По решению задач игра многофункциональна.
Пластины оргстекла можно использовать:
- для зарисовки этюдов (отдельных фрагментов будущей картины);
подборки фона (достаточно дополнить игру цветной бумагой разного цвета);
(Фото № 15, 16)
-для закрепления знаний о цветовых особенностях времен года (подложить под пластины одну и ту же раскраску и раскрасить картинку на оргстекле цветами, которые подходят для определённого времени года: «зимние» - холодные, «весенние» - тёплые, «летние» - горячие, «осенние» - прохладные).
(Фото № 20)
Если вы хотя бы раз используете оргстекло в рисовании, то найдёте много преимуществ в работе с ним.
Например, если закрепить оргстекло с помощью болтиков и гайки на фанере, то вы получите замечательный планшет для рисования в любом месте группы. Любой листок хорошо удерживается внутри. Это даст возможность детям старшего возраста уединиться и проявить индивидуальность в творчестве. При этом рисовать можно как на оргстекле, так и на бумаге, удерживаемой зажимом.
(Фото № 19)
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра по сенсорике для детского сада
Игры на развитие мелкой моторики в младшей группе
Игры для развития воздушной струи
Дидактическая игра для детей 3-4 лет «Сад-огород»
Похожие статьи:
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками
Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»