Опыт работы воспитателя ДОУ "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Автор: Дернова Любовь Владимировна
Место работы: МБДОУ "Добрянский детский сад № 8", г.Добрянка, Пермский край
Данный материал может быть полезен педагогам ДОУ, учителям, родителям в работе с детьми дошкольного возраста. Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Дошкольное детство – особый период в развитии личности, дети в этом возрасте обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Они задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг, как губка впитывает новые знания, поступающие извне. Поэтому я, как педагог, работающий с дошкольниками, нахожусь в постоянном поиске методов, приемов, средств, которые позволят создать условия «… для сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (ФГОС ДО).
Одним из методов, который позволяет «совместить познавательную и игровую деятельность, опосредующую развитие ребенка, является мнемотехника. Это своеобразная (индивидуальная) система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации.
Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так шаманы, жрецы, сказители должны были запоминать огромные объемы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объем написанной книги – все это побуждало запоминать текст. Этому способствовало и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.
Мнемотехника продолжает быть востребованной и в современном мире. Основной секрет мнемотехники хорошо известен и очень прост. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных или иных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации применяется для запоминания не запоминаемой информации.
Константин Паустовский в своей книге «Годы жизни» писал: « Чтобы мы лучше запоминали всякие географические вещи, Черпунов (учитель географии) придумывал разные наглядные способы. Например, он рисовал на классной доске большую букву «А», в правом углу он вписывал в эту букву второе «А», поменьше, в него- третье, а в третье – четвертое. Затем он говорил: «Запомните – это Азия, в Азии – Аравия, в Аравии город Аден, в Адене сидит англичанин». Мы запоминали это сразу и на всю жизнь».
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и др.). Использование образных средств позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Венгера, Пиаже, Запорожца и др., главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.
При использовании педагогом приемов мнемотехники ребенок упражняется в умении управлять своей памятью, развивая ее опосредованно, запоминая при помощи вспомогательных средств, в частности, символов – знаков, используя образ или предмет, например рисунок, в качестве заместителя другого.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Использовать приемы мнемотехники в своей профессиональной деятельности я начала в 2007 г. Мы начали с «кодирования» текстов детских песенок, которые никак не могли запомнить мои малыши. Простое повторение стихов с целью заучивания не было достаточно эффективным. А «пропевание» песенок по опорным символам, наоборот, вызвало у малышей живой интерес.
В дальнейшем приемы мнемотехники я стала применять в различных видах деятельности: для запоминания стихов, для пересказа, для составления описательных и творческих рассказов, для запоминания правил поведения (поведения в группе, на улице, общения, безопасности и т.п.)
Обучение кодированию осуществлялось поэтапно:
В младшем и среднем дошкольном возрасте это было «кодирование» с помощью наглядного материала. В своей работе я использовала картинки-алгоритмы по принципу от простого к сложному. Начинала с мнемоквадратов (одна картинка) и постепенно переходила к мнемоцепочкам (ряд картинок), мнемосхемам. Активно применяла игровые ситуации, поскольку детям легче запомнить задачу, опосредованную игровым мотивом. Например: Как помочь зверятам восстановить теремок, разрушенный медведем и т.п.
Использование мнемосхем с опорными рисунками символами для заучивания текста или воспроизведения текста с детьми старшего возраста способствовало превращению НОД в увлекательную игру для детей. На каждое слово или словосочетание мы с детьми придумывали картинку(символ) и таким образом «зарисовывали», шифровали текст.
Сначала придуманные вместе с детьми символы зарисовывались мной, а в дальнейшем дети сами кодировали слова и составляли собственные схемы.
Опора на наглядность в приемах мнемотехники имеет свою особенность, которую я учитывала в своей работе. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста картинки должны быть цветными (например, солнце – круг желтого цвета и т.п.) – «образ должен быть ярким. Детям старшего дошкольного возраста картинки рисуются в одном цвете, чтобы не рассеивать внимание.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов: кодирование в образы, запоминание(соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти. Но нужно учитывать, что эти образы могут быть достаточно индивидуальны, т.к. ассоциации на одну и ту же информацию могут быть различны.
Использование мнемотаблиц позволяет не только значительно сократить время на запоминание, но и способствует увеличению объема памяти, зрительной и слуховой; расширяет (оптимизирует) условия для словарной работы по произведению, беседы по содержанию текста, эмоциональному, выразительному чтению стихотворных произведений.
В настоящее время я работаю с детьми четвертого года жизни и продолжаю использовать приемы мнемотехники в своей педагогической деятельности. Например, вместе с детьми мы придумали, нарисовали «Правила нашей группы». Дети принимали активное участие в их создании и сейчас стараются их соблюдать.
Использование мнемотехники способствует реализации следующих принципов:
- принцип творческого обучения и воспитания, максимальная реализация творческих возможностей ребенка;
- принцип доступности: предложенный материал по уровню сложности доступен пониманию ребенка;
- принцип личностной ориентации: личность каждого ребенка является непреложной ценностью в процессе воспитания;
- принцип природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей.
Эффективность работы по целостному развитию ребенка во многом определяется личностными качествами, как педагога, так и ребенка. Неустанный поиск новых инновационных методов и приемов, используемых в повседневной работе, интересных для ребенка, приводит к положительному результату.
По результатам мониторинга выпускной группы детей была отмечена положительная динамика речевого развития, заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.
Таким образом, использование приемов и методов мнемотехники в педагогическом процессе дает устойчивые результаты обучения, воспитания и развития дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Современная образовательная технология мнемотехника в ДОУ
Из опыта работы воспитателя детского сада. Обогащение словаря детей 2-3 лет
Опыт работы воспитателя ДОУ. Стихи Маршака
Родители - друзья детей