Интеграция проектно-исследовательской и здоровьесберегающей технологий в процессе обучения дошкольников
Интеграция проектно-исследовательской и здоровьесберегающей технологий в процессе обучения дошкольников
Автор: Царёва Любовь Михайловна
Место работы: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ «Планета», г. Томск. Описание: Данная статья предназначена для воспитателей и педагогов дополнительного образования. Цель: Выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Исследование и проект сами по себе являются технологиями, которые активизируют процесс обучения. В наше время эти технологии прочно входят в учебный процесс дополнительного образования. Такая деятельность даёт возможность создать материальный продукт, которым измеряются способности и возможности детей, видна результативность их работы. Поэтому родители 5-6 летних воспитанников с удовольствием соглашаются на участие детей в разных проектах. По нашему мнению, такая работа эффективна, но её польза может перечёркиваться риском нарушения здоровья из-за перегрузки ребёнка. В связи с этим мы считаем, что необходимо тщательно прорабатывать индивидуальный план исследовательской (или проектной) работы с каждым дошкольником, продумывать его с учетом здоровьесберегающих технологий.
За основу мы взяли технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка, которая обеспечивает психическое и социальное здоровье дошкольника. Наша основная задача – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия каждого ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
В реализации данной технологии нам помогает педагог-психолог посредством специально организованных встреч с детьми. Основу составляют технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей во время учебной деятельности мы поставили перед собой задачу организации двигательной развивающей среды.
Предлагаем свой опыт интеграции проектно-исследовательской и здоровьесберегающей технологий в процессе индивидуального обучения наших дошкольников на примере проекта «Снежная фантазия».
Проект был разработан и реализован в МБОУ ДО ДДТ «Планета» в течение 6-ти месяцев 2015-2016 учебного года. Этапы проекта Название 1 этапа: «Оценка зоны развития детей» Содержание этапа: Входной мониторинг уровня развития детей, написание плана работы педагога.
Период деятельности: 2 неделя сентября. Ответственный: Педагог-психолог. Название 2 этапа: «Подготовительный» Содержание этапа: Изучение детьми основ деятельности; усвоение
основных правил общения в группе.
Период деятельности: Сентябрь-ноябрь.
Ответственный: Педагог. Название 3 этапа: «Реализация»
Содержание этапа: Работа с детьми, ежемесячный мониторинг
результата.
Период деятельности: Декабрь-февраль
Ответственный: Педагог. Название 4 этапа: «Подведение итогов»
Содержание этапа: Итоговый мониторинг результатов проекта.
Период деятельности: Март
Ответственный: Педагог
В проекте участвовали дошкольники, которые никогда не посещали детский сад по состоянию здоровья. Эти дети на входе не имели элементарных навыков работы с бумагой, клеем, ножницами, некоторые из них не знали названия цвета. Педагог-психолог отмечал бедный словарный запас, неразвитые представления об окружающем мире, несформированные коммуникативные навыки. Между тем, отмечалось, что дети открыты к познанию, желают общения со сверстниками и с педагогами.
Решением этой дилеммы стало применение проектно-исследовательской технологии на основе комплексного планирования работы. Мы стали проводить интегрированные занятия, нацеленные на получение метапредметных результатов, определённых на первом этапе работы. В течение осенних месяцев дети постигали основы общения, изучали основные приёмы изодеятельности. Только после этого подготовительного периода они включились в сам проект, который занял все три зимних месяца.
Основными методами работы были избраны нетрадиционные формы организации обучения, включающие в себя игровые и сказочные элементы. Дети, увлекаясь замыслом игры, не замечали скрытой учебной задачи. Эти занятия помогли высвободить время детей, которое они могли использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для них интересно или эмоционально значимо.
На занятия по развитию речи детям совместно с родителями давалось задание – найти стихотворение на определённую тему. Ребёнок должен был выучить стихотворение наизусть и рассказать его, на занятиях по изодеятельности ребёнок должен был придумать свой образ к стихотворению, описать его своими словами и изобразить в поделке или рисунке. На последнем итоговом занятии, дети выразительно читали подготовленные стихотворения (в костюме, выразительно), сами придумывали образ и костюм, а его работа выводится на экран через проектор.
В процессе работы над проектом педагог действовал в интеграции: развитие речи, ознакомление с окружающим миром и занятия изодеятельностью. Педагогом применялись техники: аппликация из тополиного пуха; игрушки на конусе; аппликация из песка; симметричное вырезывание; аппликация из бисера.
Полученные результаты отслеживались ежемесячно по разработанной педагогами системе мониторинга.
Результатом участия в проекте стало явное развитие дошкольников, отмеченное психологом, по показателям:
• у детей расширился словарный запас, формируется понимание взаимосвязей в природе и место человека в окружающей среде;
• закрепление навыка поведения в окружающей среде.
Итогом проекта стали отмеченные родителями прогрессивные изменения в развитии личностных качеств:
• у детей появился интерес к занятиям, появилась мотивация к получению знаний;
• активизировалась мыслительная деятельность: дети научились самостоятельно делать выводы и умозаключения, формируются коммуникативные навыки;
• ярко стали проявляться в любом виде деятельности (не только учебном) любознательность, инициативность, активность, креативность, открытость внешнему миру.
Хотелось бы отметить, что художественный уровень работ довольно высокий. Дети выполняли работу, переделывая неудачные экземпляры по 3-4 раза, работая не только на занятиях, но и дома. Работы из бисера Романовой Маргариты и Антоник Валерии выставлялись в городском фестивале «Вернисаж в «Планете»» в 2016году, где заняли 1 и 2 места среди детей дошкольного возраста. Слайды из презентации «Интеграция образовательных областей по развитию речи и художественного творчества на занятиях у детей старшего дошкольного возраста»
Презентация на тему: Интеграция проектно-исследовательской и здоровьесберегающей технологий в процессе обучения дошкольников